ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2006 года
Дело N 55-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 17 мая 2006 года дело по
заявлению первого заместителя прокурора Республики Хакасия о
признании недействующим абзаца 1 пункта 2 Порядка расходования
средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства
Республики Хакасия от 26 декабря 2002 года N 339 (с изменениями от
23 ноября 2005 года), в силу противоречия федеральному
законодательству по кассационному представлению прокурора
Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 3 февраля 2006 года, которым заявленное прокурором требование
оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской
Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей
постановленное по делу решение суда обоснованным и не поддержавшей
кассационное представление прокурора, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
26 декабря 2002 года Правительством Республики Хакасия принято
постановление N 339 "О Порядке расходования средств из резервного
фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"
(далее - Порядок), 25 августа 2005 года и 23 ноября 2005 года
внесены изменения. Постановление опубликовано в бюллетене "Вестник
Хакасии" от 22 января 2003 года N 3 - 4, от 9 сентября 2005 года N
42, от 28 ноября 2005 года N 58.
Полагая, что положения абзаца первого пункта 2 Порядка о
финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются: чрезвычайные
ситуации)
- за счет средств предприятий и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее именуются: организации),
находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если чрезвычайная
ситуация носит локальный характер;
- за счет средств бюджетов муниципальных образований, страховых
фондов и других источников, если чрезвычайная ситуация носит
муниципальный характер,
- противоречат требованиям федерального законодательства,
прокурор просил признать их не действующими со дня вступления
решения суда в законную силу.
Представитель Правительства Республики Хакасия заявленные
требования не признал и пояснил, что частью 2 статьи 24
Федерального закона "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
установлено, что организации всех форм собственности участвуют в
ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действительно, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 октября 2000 года N 810 утверждены Правила
выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий, в соответствии с пунктом 2 которых
финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера производится за счет средств
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций,
федеральных органов исполнительной власти, средств соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 3 февраля 2006
года в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
В кассационном представлении прокурора содержится просьба об
отмене указанного решения суда, как вынесенного в силу ошибочного
понимания судом норм материального права, подлежащих применению
при рассмотрении данного дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного
представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное судом
решение подлежащим оставлению без изменения по следующим
основаниям.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ
порядок расходования средств резервных фондов устанавливается
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или
органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (с изменениями от 22 августа 2004 года)
(далее - Федеральный закон) определены общие для Российской
Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного,
водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации
или его части, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
В силу подпункта "а" пункта 1 ст. 11 указанного Закона органы
государственной власти субъектов Российской Федерации наделены
полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами
законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11
Федерального закона).
Статья 11 данного Закона определяет полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Статьи 11, 14 Федерального закона предусматривают, что
финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации
проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах
чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной
власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других
источников. Для чего органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации
обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Анализируя положения ст. 24 Федерального закона от 21 декабря
1994 года N 68-ФЗ, на которую ссылается прокурор в обоснование
своих требований, суд правильно отметил, что финансовое
обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера
является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера - расходным
обязательством субъекта Российской Федерации; в границах (на
территории) муниципального образования - расходным обязательством
муниципального образования. Организации всех форм собственности
участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных
средств в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации руководителями
работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации
чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской
Федерации, и по согласованию с исполнительными органами
государственной власти и органами местного самоуправления, на
территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (статья 5
Федерального закона).
В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября
1996 года N 1094 (пункт 2), чрезвычайные ситуации подразделяются
на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные
и трансграничные по указанным в данном нормативном акте признакам.
Пунктом 3 этого Положения, а также пунктом 30 Положения о
единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (с изменениями
от 27 мая 2005 года), предусмотрено, исходя из классификации
чрезвычайной ситуации, что ликвидация локальной чрезвычайной
ситуации осуществляется силами и средствами организации,
муниципальной - силами и средствами органа местного
самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, согласно оспариваемому
прокурором положению, содержащемуся в абзаце 1 пункта 2 Порядка,
финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера производится:
- за счет средств предприятий и организаций независимо от их
организационно-правовой формы, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, если чрезвычайная ситуация носит локальный характер;
- за счет средств бюджетов муниципальных образований, страховых
фондов и других источников, если чрезвычайная ситуация носит
муниципальный характер.
Произведенный судом сравнительный анализ указанной нормы
постановления Правительства Республики Хакасия с аналогичными
нормами федерального законодательства не выявил противоречия в их
содержании.
В этой связи судом правильно обращено внимание на то, что при
этом права, обязанности, компетенция предприятий, организаций и
органов местного самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также порядок
финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
локального или муниципального характера оспариваемым нормативным
правовым актом не определены.
Более того, пунктом 3 оспариваемого постановления органам
местного самоуправления рекомендовано принять нормативные правовые
акты, регламентирующие порядок финансирования мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий за счет средств местных бюджетов.
Следует признать правильным суждение суда о том, что, поскольку
федеральным законом определены общие организационно-правовые нормы
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные
нормативные правовые акты по предмету совместного ведения,
конкретизирующие и дополняющие положения федерального
законодательства при условии, что эти акты не противоречат
федеральным.
При таких обстоятельствах Верховным Судом Республики Хакасия
обоснованно был сделан вывод о том, что абзац 1 пункта 2 Порядка
расходования средств из резервного фонда Правительства Республики
Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением
Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2002 года N 339 (с
изменениями от 23 ноября 2005 года), принят Правительством
Республики Хакасия по предмету совместного ведения, в пределах
своей компетенции и не противоречит федеральному законодательству,
в связи с чем оснований для удовлетворения заявления первого
заместителя прокурора Республики Хакасия не имеется.
В этой связи постановленное по данному делу решение суда
является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит
оставлению без изменения.
Доводы кассационного представления прокурора не могут быть
признаны состоятельными, так как не опровергают выводы суда, по
существу сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, данной
судом установленным обстоятельствам.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда республики Хакасия от 3 февраля 2006
года оставить без изменения, кассационное представление прокурора
- без удовлетворения.
|