ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 мая 2006 года
Дело N 59-Г06-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
администрации Амурской области об отмене решения Амурского
областного суда от 1 марта 2006 года, которым постановлено
признать не действующими с момента принятия пунктов 1, 2 статьи 4
Закона Амурской области от 5 декабря 2005 года "О социальной
поддержке граждан отдельных категорий" в части распространения
своего действия на педагогических работников, проживающих и
работающих в сельской местности, и педагогических работников-
пенсионеров, проживающих и проработавших в сельской местности не
менее десяти лет, которым взамен льготы, установленной федеральным
законодательством на бесплатную жилую площадь с отоплением и
освещением в сельской местности, предоставляется социальная
поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг путем снижения
размера платы за жилье и коммунальные услуги в пределах областного
стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утверждаемого
постановлением губернатора области, и нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Клининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей оставить решение
без изменения, Судебная коллегия
установила:
С., Т., Ч., К., М. и Ш. обратились в Амурский областной суд с
заявлениями о признании противоречащими федеральному
законодательству и не действующими с момента принятия пунктов 1, 2
статьи 4 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 года "О
социальной поддержке граждан отдельных категорий" в части
распространения своего действия на педагогических работников,
проживающих и работающих в сельской местности, и педагогических
работников-пенсионеров, проживающих и проработавших в сельской
местности не менее десяти лет, которым взамен льготы,
установленной федеральным законодательством на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением в сельской местности,
предоставляется социальная поддержка по оплате жилья и
коммунальных услуг путем снижения размера платы за жилье и
коммунальные услуги в пределах областного стандарта социальной
нормы площади жилого помещения, утверждаемого постановлением
губернатора области, и нормативов потребления коммунальных услуг,
утверждаемых органами местного самоуправления, сославшись на
ущемление права на бесплатную жилую площадь с отоплением и
освещением в сельской местности, регламентированного статьей 55
Закона Российской Федерации "Об образовании".
Амурским областным судом постановлено вышеназванное решение.
Администрация Амурской области с данным решением не согласилась и
в кассационной жалобе просит его отменить, указав на
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении
суда, обстоятельствам дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела,
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения
Амурского областного суда от 1 марта 2006 года.
Из содержания статьи 4 Закона Амурской области от 5 декабря
2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий"
следует, что гражданам, указанным в п. п. 2 - 6, 9 - 11, 15 части
1 статьи 1 настоящего Закона (в том числе и педагогическим
работникам, проживающим в сельской местности на территории
Амурской области), социальная поддержка по оплате жилья и
коммунальных услуг предоставляется путем снижения размера оплаты
за жилье и коммунальные услуги (п. 1); социальная поддержка
предоставляется в пределах областного стандарта социальной нормы
площади жилого помещения, утверждаемого постановлением губернатора
области, и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых
органами местного самоуправления. Стандарты социальной нормы
площади жилья, в пределах которой предоставляется социальная
поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются в
следующих размерах: 18 кв. метров общей площади жилья - на одного
члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра -
семью из двух человек (21 кв. метр на одного члена семьи); 33 кв.
метра - на одиноко проживающего человека (п. 2).
Между тем право педагогических работников образовательных
учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в
сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа),
предусмотренное Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года
"Об образовании" не отменено и не изменено, каких-либо полномочий,
направленных на установление ограничения или уменьшение объема
этого права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Согласно статье 55 названного Федерального закона (в ред.
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)
педагогические работники образовательных учреждений в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, пользуются
правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими
пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и
освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках
городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов,
связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки,
устанавливаются законодательными актами субъектов Российской
Федерации.
Таким образом, законодатель Амурской области, включив
педагогических работников сельской местности в перечень лиц,
имеющих право на социальную поддержку по оплате жилья коммунальных
услуг путем предоставления в пределах областного стандарта
социальной нормы жилого помещения, по сути лишил педагогических
работников и работников-пенсионеров права на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением и тем самым ухудшил их
положение, что противоречит Федеральному закону Российской
Федерации от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", в силу статьи 153
которого при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям
граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит вывод
Амурского областного суда о противоречии федеральному
законодательству и признании не действующими с момента принятия
оспариваемых заявителями положений (касательно педагогических
работников и работников-пенсионеров) законным и обоснованным.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его
часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает
нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со
дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2
статьи 253 ГПК РФ).
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о том, что суд
якобы не учел обстоятельств, связанные с изменением порядка
предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям
граждан, работающим в сельской местности, регламентированного
статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики", другие законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг", в силу которых уже с 2003 года
субъекты Российской Федерации были наделены правом определять
размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по
льготам, предусмотренным абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона
Российской Федерации "Об образовании", являются несостоятельными.
Нельзя принять во внимание и доводы кассационной жалобы о том,
что оспариваемые С., Т., Ч., К., М. и Ш. нормы Закона Амурской
области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" не
противоречат федеральному законодательству, поскольку данный Закон
регулирует отношения по предоставлению социальной поддержки
гражданам отдельных категорий, являющимся жителями Амурской
области, в том числе педагогическим работникам, в рамках
предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в этой
сфере.
Как уже отмечалось, по смыслу статьи 153 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменение механизма предоставления
социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или
существенному снижению ранее достигнутого уровня их
предоставления, а поэтому сохраняется обязанность субъекта
Российской Федерации при реализации полномочий по социальной
поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации, сохранить минимальный (базовый)
уровень жизни, установленный Законом Российской Федерации "Об
образовании".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
оставить решение Амурского областного суда от 1 марта 2006 года
без изменения, а кассационную жалобу администрации Амурской
области - без удовлетворения.
|