МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 мая 2006 г. N 0100/5326-06-32
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776 (ВЗАМЕН ПИСЕМ N 0100/1049-06-32
ОТ 03.02.2006 И N 0100/2254-06-32 ОТ 01.03.2006)
Анализ хода реализации Приказа Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21
ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе
видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной
документации" (далее - Приказ) свидетельствует, что в ряде
территорий допускаются его неправильное толкование и применение.
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз для целей
государственного санитарно-эпидемиологического надзора должно
осуществляться Центром гигиены и эпидемиологии. Это требование
обусловлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением
об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569,
которыми установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии
осуществляют свою деятельность в целях обеспечения
государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Для
выполнения этой задачи федеральным бюджетом предусмотрено
соответствующее финансирование.
Вместе с тем необходимо отметить, что в целях проведения
санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования,
обследования, исследования, испытания субъекты предпринимательства
вправе самостоятельно обратиться в любую организацию,
аккредитованную в установленном порядке, в том числе и в Центр
гигиены и эпидемиологии, для которого в этом случае проведение
указанных работ является предпринимательской деятельностью,
выполняемой в соответствии с уставом.
Основанием для проведения Центром гигиены и эпидемиологии
санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках надзора в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются
предписания главного государственного санитарного врача (его
заместителя) в Центры гигиены и эпидемиологии ((подпункт 4) пункта
1 статьи 51 Федерального закона). Иных оснований действующее
законодательство не предусматривает.
Таким образом, оценка продукции, а также оценка объекта с целью
определения возможности осуществления на нем конкретного вида
деятельности, в том числе и с проведением экспертиз,
расследований, обследований, исследований, испытаний и
токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, является
составной частью государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.
В случаях, если при производстве по делу об административном
правонарушении возникает необходимость в использовании специальных
познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и этими
возможностями на располагает Центр гигиены и эпидемиологии,
главный государственный санитарный врач или его заместитель в
соответствии со статьей 26.4 КоАП РФ выносит определение о
назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения
экспертами или учреждениями, которым поручено проведение
экспертизы.
Право отбора для исследований проб и образцов продукции, в том
числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, закреплено п.
1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При отборе проб следует руководствоваться статьей 3
Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что
данное мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными
лицами органов государственного контроля (надзора) с составлением
соответствующего акта, а также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно
которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об
административном правонарушении, вправе брать образцы почерка,
пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для
проведения экспертизы. При этом следует отметить, что в случае,
если отбор проб осуществляет специалист Центра гигиены и
эпидемиологии, обязательно присутствие уполномоченного
должностного лица территориального управления и подписание им акта
отбора проб.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию,
предназначенные для использования на объектах железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по железнодорожному
транспорту (пункт 4.2 Приказа). В соответствии со ст. 2
Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический
комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного
транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и
предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц,
юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным
транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении
иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом,
выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию
Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту является неправомочной.
В приложении 4 к Приказу от 21.11.2005 N 776 приведены те виды
деятельности, которые могут осуществляться только при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено
соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в
том числе и положениями о лицензировании отдельных видов
деятельности.
Санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность,
подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов
(впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых
продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья выдаются на
безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без
ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что
ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов
допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких
заключений производится территориальными управлениями и их
территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических
заключений на виды деятельности (работ, услуг) на основании
результатов осуществления государственного санитарно-
эпидемиологического надзора. При необходимости к проведению
санитарно-эпидемиологических экспертиз привлекаются Центры гигиены
и эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и
выдача санитарно-эпидемиологических заключений территориальными
управлениями в этих случаях осуществляется на безвозмездной
основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока
действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию,
перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации,
выдаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, но не ее территориальными
управлениями, независимо от места таможенного оформления груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид
деятельности, работ, услуг с использованием источников
ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими
санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99, в п. 5.4.3
которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения
санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет".
Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды
деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от
22.12.2005) считать недействительным. Приложение N 3, пункт 7
Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие
повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг.
Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное
сырье. Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения
действуют до окончания указанного в них срока действия.
По имеющейся информации, в ряде территорий допускаются факты
издания писем, комментариев, искажающих смысл Приказа Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 21 ноября 2005 года N 776, в которых расширительно
толкуются права и полномочия Центров гигиены и эпидемиологии, что
недопустимо.
Территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их
территориальным отделам следует установить постоянный контроль за
деятельностью Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, в том
числе и по вопросам организации и проведения санитарно-
эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг),
продукции, проектной документации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|