МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2006 г. N 03-02-07/2-35
В Министерство финансов Российской Федерации поступили на
рассмотрение обращение Депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации и письмо по вопросам о проведении
перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве
налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации -
налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в
расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в
федеральный бюджет, и правомерности начисления пени.
По результатам рассмотрения указанных писем Минфин России
сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 4 статьи 24
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые
агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из
средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные
налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога
налогоплательщиком.
Пунктом 2 статьи 57 Кодекса предусмотрено, что при уплате
налога с нарушением срока уплаты уплачиваются пени в порядке и на
условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую
налогоплательщик, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1
статьи 75 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации пеня является дополнительным платежом, направленным на
компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от 17.12.96 N
20-П, определение от 04.07.2002 N 202-О).
Кодексом не предусмотрен порядок перерасчета пеней, начисленных
при несвоевременной уплате (перечислении) налога в результате
ошибок, допущенных в расчетных документах.
Расчетные документы на уплату налога должны заполняться
налогоплательщиком и налоговым агентом в соответствии с
установленным порядком. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N
106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных
документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в
бюджетную систему Российской Федерации" предусмотрен порядок
заполнения расчетных документов.
Расчетный документ в соответствии с Федеральным законом от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имеет юридическую силу.
Согласно пункту 5 статьи 9 данного Федерального закона внесение
исправлений в классовые и банковские документы не допускается.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет
предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки
либо возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что по
заявлению заинтересованного лица и по решению налогового органа
сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на
исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату
пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же
бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
При проведении такого зачета сумм излишне уплаченного налога
обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения
налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78
Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов (пункт 2
статьи 45 Кодекса).
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок осуществления зачета
сумм излишне уплаченного налога организацией в качестве
налогоплательщика в счет погашения недоимки, возникшей в
результате ненадлежащего исполнения этой организацией - налоговым
агентом своих обязанностей по перечислению сумм налогов в бюджет.
Полагаем целесообразным урегулировать в Кодексе вопрос о
проведении налоговыми органами перерасчетов излишне уплаченных
(перечисленных) в бюджетную систему Российской Федерации налогов,
а также пеней в результате ошибок, допущенных налогоплательщиком
или налоговым агентом в расчетных документах.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской
Федерации в отношении характера пени, полагаем возможным
проведение соответствующего перерасчета сумм излишне уплаченного
НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения
недоимки этой организации - налогового агента, возникшей в
результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на
перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет.
При решении вопроса о начислении пени учитываются
своевременность и полнота перечисления и зачисления сумм НДС в
федеральный бюджет, уплаченных организацией, не повлекшие потери
государственной казны.
Первый заместитель
министра финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ
|