МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 2 мая 2006 г. N 404
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ ОТДЕЛЕ ТАМОЖНИ
В целях повышения уровня правовой работы в таможнях, в
соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2005 N 49 "О типовых
структурах таможен и таможенных постов и численности должностных
лиц и работников таможен и таможенных постов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о правовом отделе
таможни (далее - Типовое положение).
2. Начальникам таможен в месячный срок обеспечить на основании
Типового положения разработку положения о правовом отделе таможни,
его представление на согласование в правовое подразделение
вышестоящего таможенного органа и утверждение.
3. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 29.03.2002 N
276 "Об утверждении Типового положения о правовом отделе таможни".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарова.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 2 мая 2006 г. N 404
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОМ ОТДЕЛЕ ТАМОЖНИ
I. Общие положения
1. Правовой отдел (далее - Отдел) является структурным
подразделением таможни, созданным для организации и
непосредственного осуществления правовой работы в таможне и на
подчиненных таможне таможенных постах (далее - таможенные посты),
обеспечения законности их деятельности, информирования и
консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам,
входящим в компетенцию таможенных органов, а также для реализации
права лиц на обжалование решений, действий (бездействия) таможни и
таможенных постов и их должностных лиц.
2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными
законами, международными договорами Российской Федерации, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка
России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного
дела, правовыми актами вышестоящих таможенных органов и таможни, а
также настоящим Типовым положением.
3. Организационное и методическое руководство деятельностью
Отдела осуществляет правовое подразделение вышестоящего
таможенного органа, а в части выполнения задач и функций,
возложенных на Отдел, - начальник таможни.
Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет
начальник правового отдела (далее - начальник Отдела).
4. Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного
планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов
служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной
ответственности каждого должностного лица отдела за состояние дел
на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План
работы Отдела формируется с учетом планов работы вышестоящих
таможенных органов и таможни, целевых программ и концепций и
утверждается начальником таможни.
5. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно,
так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями
таможни и таможенными постами.
6. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима
секретности в Отделе осуществляются согласно установленному
порядку.
7. При невозможности создания в таможне Отдела по решению
начальника таможни его основные задачи, функции и права
возлагаются на отдельное должностное лицо или функциональную
группу должностных лиц по направлению деятельности.
II. Основные задачи Отдела
8. Правовое обеспечение деятельности таможни и таможенных
постов, в том числе обеспечение соблюдения законодательства
Российской Федерации при выполнении ими своих функций.
9. Обеспечение соответствия законодательству Российской
Федерации, международным договорам Российской Федерации, указам и
распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и
распоряжениям Правительства Российской Федерации, нормативным
правовым актам Минэкономразвития России, Минфина России и Банка
России, правовым актам вышестоящих таможенных органов проектов
правовых актов, разработанных в соответствии с установленным
порядком таможней и таможенными постами.
10. Выявление правовых пробелов и коллизий актов таможенного
законодательства, нормативных правовых актов Минэкономразвития
России, Минфина России и Банка России и иных правовых актов
Российской Федерации в области таможенного дела в
правоприменительной деятельности таможни и таможенных постов и
представление в вышестоящий таможенный орган предложений об их
устранении.
11. Обеспечение правовой защиты государственных интересов и
интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей
юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации
и правовыми актами ФТС России.
12. Контроль за соблюдением должностными лицами таможни и
таможенных постов законности при привлечении лиц к
административной ответственности.
13. Контроль за соблюдением законности должностными лицами
таможни, а также таможенных постов при принятии решений и
совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и
функций таможенных органов в сфере таможенного дела.
14. Анализ соблюдения законодательства Российской Федерации при
привлечении физических и юридических лиц к административной
ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
15. Координация деятельности по проведению анализа причин,
порождающих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных
лиц таможни и таможенных постов, а также причин оспаривания
решений, действий (бездействия) указанных должностных лиц в
судебные органы.
16. Информирование и консультирование заинтересованных лиц по
вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию
таможенных органов.
17. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности
таможни и таможенных постов, связанное с правовыми вопросами.
18. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры
должностных лиц таможни и таможенных постов.
19. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни и
таможенных постов.
20. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц
таможни и таможенных постов.
III. Функции Отдела
21. Подготовка самостоятельно либо участие в подготовке
совместно с подразделениями таможни и таможенными постами проектов
правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни.
22. Проведение правовой экспертизы на соответствие
законодательству Российской Федерации проектов правовых актов и
иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями
таможни и таможенными постами, издание или утверждение которых
входит в компетенцию таможни.
23. Обобщение и анализ судебной и правоприменительной практики
таможни и таможенных постов, разработка предложений по принятию
мер реагирования, направленных на устранение и предупреждение
причин и условий признания незаконными решений, действий
(бездействия) таможни, таможенных постов и (или) их должностных
лиц. Контроль за эффективностью мер реагирования, применяемых
таможней и таможенными постами.
24. Подготовка и внесение на рассмотрение начальника таможни и
правового подразделения вышестоящего таможенного органа
предложений о внесении изменений (дополнений) в правовые акты
таможни и вышестоящих таможенных органов либо об их отмене.
25. Применение мер по обеспечению единообразного применения
структурными подразделениями таможни и таможенными постами актов
таможенного законодательства Российской Федерации, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской Федерации в области
таможенного дела, нормативных правовых актов Минэкономразвития
России, Минфина России и Банка России и правовых актов ФТС России,
в том числе правовых актов межведомственного характера.
26. Подготовка отчетов, а также справочных, аналитических и
информационных материалов о правовой деятельности таможни и
таможенных постов и направление их в установленном порядке в
вышестоящие таможенные органы.
27. Участие в подготовке сборников, справочников, пособий и
собраний нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в
компетенцию Отдела.
28. Контроль за соответствием технологий таможенного оформления
и таможенного контроля и порядка взаимодействия между структурными
подразделениями таможни и таможенных постов, применяемых ими,
законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам
Минэкономразвития России и правовым актам ФТС России.
29. Систематизированный учет поступающих в таможню нормативных
и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов,
их сбор, накопление, хранение и поддержание соответствующей базы в
актуальном состоянии.
30. Комплектация библиотеки таможни юридической литературой,
оформление подписки на правовые периодические издания.
31. Участие совместно с другими структурными подразделениями
таможни и таможенными постами в оборудовании информационных
стендов по вопросам таможенного законодательства для
информирования заинтересованных лиц.
32. Организация и контроль обеспечения таможенными постами
доступа заинтересованных лиц к организуемым в местах таможенного
оформления информационным стендам с информацией о правовых актах,
регламентирующих порядок совершения основных таможенных операций,
в том числе информацией о правилах перемещения товаров физическими
лицами.
33. Обеспечение в таможне, в том числе с использованием
информационных технологий, свободного бесплатного доступа
заинтересованных лиц к информации о действующих правовых актах в
области таможенного дела.
34. Предоставление бесплатно консультаций заинтересованным
лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в
компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком,
установленным Таможенным кодексом Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Минэкономразвития России и правовыми
актами ФТС России.
35. Оказание по поручению начальника таможни помощи структурным
подразделениям таможни и таможенным постам и их должностным лицам
по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
36. Участие в организации совместно с кадровым подразделением
таможни и филиалами Российской таможенной академии правовой
подготовки должностных лиц таможни и таможенных постов. Участие в
разработке программ правового обучения указанных должностных лиц.
37. Обеспечение соблюдения законодательства Российской
Федерации при поступлении граждан на государственную службу
(службу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с
прохождением службы, привлечении должностных лиц к ответственности
и увольнении со службы.
38. Судебная защита государственных интересов и интересов
таможенных органов при рассмотрении судами дел с участием
таможенных органов в соответствии с порядком, установленным
законодательством Российской Федерации и правовыми актами
вышестоящих таможенных органов.
39. Обучение и консультирование должностных лиц структурных
подразделений таможни и таможенных постов по вопросам компетенции
Отдела и приобретения навыков участия в судебных процессах по
защите государственных интересов и интересов таможенных органов.
40. Участие совместно с другими структурными подразделениями
таможни в подготовке и заключении хозяйственных договоров,
проведение правовой экспертизы представленных на рассмотрение
структурными подразделениями таможни проектов хозяйственных
договоров.
41. Принятие мер по устранению нарушений договорных
обязательств в соответствии с порядком, установленным
законодательством Российской Федерации.
42. Принятие мер совместно с отделом бухгалтерского учета и
финансовой экспертизы по возмещению материального ущерба,
причиненного таможне.
43. Контроль работы по исполнению судебных актов совместно с
подразделением исполнения постановлений по делам об
административных правонарушениях таможни.
44. Участие по решению начальника таможни в служебных проверках
в таможне и на таможенных постах и участие в подготовке в пределах
компетенции Отдела заключений по материалам служебных проверок.
45. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц,
подготовка совместно с другими структурными подразделениями
таможни ответов на них, направление их заявителям в установленный
законодательством Российской Федерации срок, а также контроль
своевременного и полного рассмотрения указанных обращений
таможенными постами.
46. Проверка в связи с жалобами лиц и актами прокурорского
реагирования законности и обоснованности решений, действий
(бездействия) должностных лиц таможни, за исключением начальника
таможни, и таможенных постов в сфере таможенного дела.
Подготовка проектов решений и ответов таможни по жалобам лиц и
актам прокурорского реагирования на решения, действия
(бездействие) в сфере таможенного дела, рассмотрение которых
отнесено к компетенции таможни, и обеспечение их исполнения.
47. Проверка в связи с жалобами лиц и актами прокурорского
реагирования постановлений таможенных постов по делам об
административных правонарушениях, а также решений должностных лиц
таможни и таможенных постов, принятых в ходе производства по таким
делам.
Подготовка материалов для рассмотрения жалоб и протестов на
постановления таможенных постов по делам об административных
правонарушениях, обеспечение процедуры пересмотра таких
постановлений.
Подготовка проектов решений и ответов таможни по жалобам лиц и
актам прокурорского реагирования на постановления по делам об
административных правонарушениях и решения, принятые в ходе
производства по делам об административных правонарушениях,
рассмотрение которых отнесено к компетенции таможни.
Регистрация и учет поступивших в таможню жалоб и протестов на
постановления по делам об административных правонарушениях,
уведомлений о дате, времени и месте рассмотрения жалоб, вызовов
для участия в их рассмотрении, а также решений, принятых по
результатам рассмотрения жалоб и протестов; ведение согласно
установленному порядку журналов, необходимых для регистрации и
учета.
48. Проверка в порядке ведомственного контроля законности и
обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных постов и
их должностных лиц в пределах компетенции Отдела.
49. Подготовка от имени таможни в пределах компетенции Отдела
проектов решений об отмене или изменении в порядке ведомственного
контроля неправомерных решений таможенных постов, их должностных
лиц и должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни
либо лица, его замещающего).
Внесение на рассмотрение руководства таможни предложений о
необходимости принятия мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, в отношении неправомерных действий
(бездействия) должностных лиц таможенных постов и таможни (за
исключением начальника таможни либо лица, его замещающего),
выявленных при осуществлении ведомственного контроля, в
соответствии с компетенцией Отдела.
50. Участие в подготовке и проведении информационных,
консультативных встреч, совещаний с представителями органов
законодательной, исполнительной, судебной власти,
правоохранительных и иных государственных органов.
51. Проведение правовой экспертизы материалов, подготовленных
по вопросам таможенного дела для публикации в средствах массовой
информации.
52. Организация взаимодействия с правовыми подразделениями
органов законодательной и исполнительной власти, судебными
органами в регионе деятельности таможни для выработки единой
правоприменительной практики.
53. Представление в вышестоящие таможенные органы сведений о
состоянии законности при привлечении лиц к административной
ответственности, а также при осуществлении иных функций в области
таможенного дела.
54. Иные функции, если такие функции предусмотрены
законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России.
IV. Права Отдела
55. Отдел для выполнения возложенных задач и функций имеет
право:
1) получать в первоочередном порядке поступающие в таможню, а
также издаваемые таможней и таможенными постами правовые акты и
иные документы;
2) осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской
Федерации должностными лицами таможни и таможенных постов в
пределах компетенции Отдела;
3) запрашивать и получать от должностных лиц таможни и
таможенных постов документы правового характера, а также иные
необходимые сведения;
4) запрашивать в связи с жалобами, актами прокурорского
реагирования, а также для проверки в порядке ведомственного
контроля материалы, касающиеся обжалуемых (опротестовываемых,
пересматриваемых) решений, действий (бездействия) в сфере
таможенного дела;
5) запрашивать в связи с жалобами и актами прокурорского
реагирования дела об административных правонарушениях, а также
иные документы и сведения, касающиеся привлечения лиц к
административной ответственности за административные
правонарушения, необходимые для рассмотрения жалоб лиц и актов
прокурорского реагирования;
6) привлекать с согласия начальников структурных подразделений
таможни или начальника таможенного поста должностных лиц к
осуществлению мероприятий, связанных с организацией правовой
работы;
7) привлекать должностных лиц структурных подразделений таможни
к оказанию методологической и практической помощи при
информировании и консультировании заинтересованных лиц и
подготовке проектов ответов на их запросы, а также при подготовке
материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с
участием таможни и для непосредственного участия в судебных
заседаниях;
8) возвращать исполнителям на доработку не соответствующие
законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам
в области таможенного дела, правовым актам ФТС России проекты
документов и давать рекомендации по устранению выявленных
противоречий;
9) готовить рекомендации по вопросам правовой деятельности
таможни и таможенных постов;
10) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными
информационными системами, а также создавать собственные базы
данных;
11) представлять интересы таможни в территориальных органах
законодательной и исполнительной власти, а также иных органах и
организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции
Отдела;
12) готовить проекты запросов в территориальные органы
законодательной и исполнительной власти, другие государственные
органы и организации о представлении необходимых сведений;
13) принимать участие в подготовке и проведении совещаний и
иных мероприятий, проводимых таможней, по вопросам, относящимся к
компетенции Отдела;
14) вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о
совершенствовании своей деятельности, в том числе по кадровым
вопросам;
15) привлекать должностных лиц структурных подразделений
таможни к проведению анализа судебной и правоприменительной
практики таможни и таможенных постов, а также к разработке
предложений по принятию мер реагирования, направленных на
устранение и предупреждение причин и условий признания незаконными
решений, действий (бездействия) таможни, таможенных постов и (или)
их должностных лиц.
56. Отдел имеет иные права, предусмотренные Таможенным кодексом
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской
Федерации и правовыми актами ФТС России.
V. Заключительные положения
57. Штатная численность должностных лиц Отдела утверждается
приказом таможни.
58. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается
от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с
правовым подразделением вышестоящего таможенного органа. В период
отсутствия начальника Отдела исполнение его обязанностей
возлагается на его заместителя или на должностное лицо таможни,
назначенное в установленном порядке приказом таможни.
59. Должностные обязанности должностных лиц Отдела
регламентируются должностными инструкциями (должностными
регламентами), утвержденными в соответствии с порядком,
установленным ФТС России.
60. Должностные лица Отдела назначаются из числа лиц,
отвечающих установленным квалификационным требованиям.
61. Начальник Отдела:
1) руководит всей деятельностью Отдела и несет персональную
ответственность за своевременное и качественное выполнение задач,
функций, планов работы Отдела;
2) обеспечивает и контролирует соблюдение законодательства
Российской Федерации структурными подразделениями таможни и
таможенными постами;
3) несет персональную ответственность за соответствие
законодательству Российской Федерации визируемых им проектов
правовых актов;
4) обеспечивает своевременное представление отчетов,
информационно-аналитических материалов и сведений о правовой
деятельности таможни в вышестоящие таможенные органы;
5) распределяет обязанности между должностными лицами Отдела;
6) вносит в соответствии с установленным порядком представления
о присвоении классных чинов должностным лицам Отдела, а также
предложения о поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий
в отношении должностных лиц таможни и таможенных постов;
7) представляет интересы таможни в государственных органах и в
других организациях по правовым вопросам;
8) согласовывает до представления руководству таможни проекты
правовых актов;
9) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и
несет ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
62. Возложение на Отдел функций, не предусмотренных настоящим
Типовым положением и не относящихся к правовой работе, не
допускается.
Первый заместитель Начальника
Правового управления
М.А.КОМАРОВ
|