ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2006 г. N КАС06-99
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.
рассмотрела в судебном заседании 27 апреля 2006 года
гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части
39005 капитана 1 ранга Ш. о признании недействующим п. 3 Приказа
Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 257
"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2004 г. N 911",
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2006 года,
которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хомчика В.В., объяснения представителя Ш. - Шигина Н.С. в
обоснование доводов кассационной жалобы, представителя
Министерства обороны Российской Федерации Каданцева С.А.,
возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение
прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с таким
заявлением, считая, что оспариваемый нормативный правовой акт в
указанной части противоречит законодательству Российской
Федерации.
Содержащиеся в приказе Министра обороны Российской Федерации
нормы, по мнению заявителя, нарушают его права и свободы,
гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими
законами. Согласно абзацу 5 части 4 статьи 16 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную
службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей
школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и
оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории
Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах,
определяемых Правительством Российской Федерации.
Однако пунктом 3 Приказа Министра обороны от 23 июня 2005 года
N 257 размеры указанной выплаты поручено определять ежегодно
начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю
Министра обороны Российской Федерации.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 18 января 2006 года в удовлетворении указанных требований
заявителя отказано.
В кассационной жалобе Ш., не соглашаясь с этим решением, просит
его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой
инстанции. При этом он полагает, что указанная в судебном решении
фраза "конкретный размер стоимости путевки определен с учетом
выделенных на 2005 год из федерального бюджета денежных средств и
данных о количестве детей" не соответствует п. 3 Приказа Министра
обороны Российской Федерации N 257, в котором указано, что размер
выплат определяется исходя из стоимости путевки и количества детей
военнослужащих. Это свидетельствует о том, что суд первой
инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение
для дела.
Кроме того, далее указывается в жалобе вывод суда о том, что
формулировка "до 75 процентов стоимости путевки требует издания
соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в
том числе и Министерством обороны Российской Федерации,
нормативных актов в целях конкретизации определения стоимости
путевок в денежном выражении", является ошибочным, поскольку этот
размер уже определен Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911.
Суд также, по утверждению заявителя, применил закон, не
подлежащий применению. В частности, из абзаца 5 части 4 статьи 16
Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что
порядок и размеры указанных выплат определяет Правительство
Российской Федерации.
Решение же начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации
- заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября
2005 г., которым размер выплаты на 2005 год определен в сумме 1221
руб., не является нормативным правовым актом. Этот размер должен
был быть определен, если следовать поручению, данному в
Постановлении Правительства Российской Федерации N 910, Приказом
Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 257,
который, в отличие от решения начальника тыла, относится к
нормативным правовым актам.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Из абзаца 5 части 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты
стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет
включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые
в установленном порядке на территории Российской Федерации,
производится выплата в порядке и размерах, определяемых
Правительством Российской Федерации.
Такие выплаты осуществляются исключительно в случаях, если
путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть
предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми
актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с
привлечением средств Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 31 декабря
2004 года N 911 утвердило Правила осуществления отдельных выплат
военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской
Федерации, государственной противопожарной службы Министерства РФ
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы,
таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной
фельдъегерской связи (далее - Правила).
Правилами определен порядок осуществления выплат
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также
офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце 1 пункта 5
статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
сотрудникам органов внутренних дел, государственной
противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов,
лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи
денежных средств один раз в год для оплаты путевок их детей
школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и
оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в
установленном порядке на территории Российской Федерации.
Правилами установлено, что выплаты осуществляются за счет и в
пределах средств федерального бюджета, предусмотренных
соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти
цели.
Также указывается, что размер выплат в 2005 году определяется
соответствующим федеральным органом исполнительной власти исходя
из стоимости путевки детей застрахованных граждан, предусмотренной
Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2005 год". В 2006 году и в последующие
годы выплаты осуществляются в размере до 75 процентов стоимости
путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные
оздоровительные лагеря круглогодичного действия, предусмотренной
федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на соответствующий год.
Выполняя это предписание Правил, Министр обороны Российской
Федерации правомерно издал Приказ от 23 июня 2005 года N 257 "О
мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2004 года N 911" (далее - Приказ).
Пунктом 2 Приказа предписано Генеральному штабу Вооруженных Сил
Российской Федерации, начальникам Службы кадровой и воспитательной
работы Министерства обороны Российской Федерации и Службы
экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации
обеспечить представление в установленном порядке в Тыл Вооруженных
Сил Российской Федерации ежегодно к 1 апреля сведений о количестве
детей военнослужащих, в отношении которых предусмотрена указанная
выплата.
В пункте 3 Приказа начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской
Федерации - заместителю Министра обороны Российской Федерации
поручено определять ежегодно размеры выплат исходя из стоимости
путевки, предусмотренной федеральным законом о бюджете социального
страхования Российской Федерации на соответствующий год, и
количества детей военнослужащих.
Поскольку указанные выплаты, согласно Постановлению
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911,
осуществляются только за счет и в пределах средств федерального
бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам
исполнительной власти на эти цели, то их размер зависит только от
размера выделенных бюджетом средств на эти цели и количества детей
военнослужащих, которым путевки в организации отдыха и
оздоровления не могут быть предоставлены в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей
застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального
страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Министр обороны Российской Федерации
своим Приказом от 23 июня 2005 года N 257 "О мерах по реализации в
Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911" фактически
определил размер выплат, установив подробные предписания
конкретным службам и должностным лицам по представлению
необходимых для определения этих выплат соответствующих данных.
Утверждение же заявителя в жалобе о том, что начальник Тыла
Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель Министра
обороны РФ не вправе был своим решением определять размер выплат
стоимости путевок на 2005 год в связи с тем, что это решение не
является нормативным правовым актом, нельзя признать обоснованным,
поскольку меры по реализации в Вооруженных Силах Российской
Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31
декабря 2004 г. N 911 определены Приказом Министра обороны РФ от
23 июня 2005 г. N 257, который является нормативным правовым
актом, так как этот Приказ издан правомочным лицом, прошел
государственную регистрацию и опубликован в установленном порядке.
В данном случае не имеет правового значения то, каким именно
документом определен конкретный размер указанных выплат, поскольку
начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель
Министра обороны РФ, выполняя указание Министра обороны Российской
Федерации, произвел лишь арифметический подсчет конкретного
размера данных выплат на 2005 год. При подсчете он исходил из
конкретной суммы выделенных Министерству обороны РФ на эти цели
средств из федерального бюджета и количества детей военнослужащих
школьного возраста, которые не смогли воспользоваться путевками в
организации отдыха и оздоровления по линии фонда социального
страхования Российской Федерации. Поэтому данное утверждение
заявителя в силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ не является достаточным
основанием для отмены судебного решения.
Другие доводы автора жалобы также не могут повлиять на
законность и обоснованность судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 18 января 2006 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.В.ХОМЧИК
|