МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2006 г. N 98
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ
О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ,
ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ
И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной
практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами
прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях
законодательства в деятельности региональных операторов
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей (далее - региональные операторы), органов опеки и
попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей.
Не соблюдаются порядок и сроки представления информации о
детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и
попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся
без попечения родителей.
Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными
операторами меры по устройству и организации устройства детей на
воспитание в семьи российских граждан, информированию населения
Российской Федерации о возможности принять ребенка на воспитание в
семью недостаточно эффективны.
Имеют место факты незаконной деятельности в сфере усыновления
со стороны представителей иностранных организаций по усыновлению
детей, а также должностных лиц соответствующих органов и
учреждений Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений, повышения
эффективности деятельности региональных операторов, органов опеки
и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей, по выявлению и учету детей, оставшихся
без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Российской Федерации, приказываю:
1. Руководителям органов управления образованием субъектов
Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции
регионального оператора:
1.1. Принять к сведению прилагаемую информацию о нарушениях
законодательства в деятельности региональных операторов, органов
опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и
устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
1.2. Обеспечить совместно с органами опеки и попечительства
координацию работы по организации устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории Российской
Федерации.
1.3. Обратить внимание руководителей органов опеки и
попечительства и учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей, на необходимость представления
соответственно региональному оператору и в орган опеки и
попечительства сведений о всех детях, которые могут быть устроены
на воспитание в семью вне зависимости от ведомственной
принадлежности и организационно-правовой формы учреждений, в
которых находятся дети.
1.4. Обратить внимание руководителей органов опеки и
попечительства на необходимость продолжения работы по устройству в
семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения
родителей, сведения о которых переданы в государственный банк
данных о детях.
1.5. Рекомендовать руководителям органов опеки и попечительства
предусматривать введение штатной должности специалиста по охране
прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей,
проживающих на территории муниципального образования.
1.6. Принять дополнительные меры по информированию граждан
Российской Федерации, проживающих на территории субъекта
Российской Федерации, о возможности принять в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, с активным привлечением
региональных и муниципальных средств массовой информации.
1.7. Осуществлять систематический контроль за соблюдением
органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых
находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка
предоставления сведений о детях для формирования регионального
банка данных о детях.
1.8. Обеспечить проведение регулярных проверок:
соответствия количества детей, оставшихся без попечения
родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях,
количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся
в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях,
учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных
учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения
родителей;
соблюдения органами опеки и попечительства:
сроков передачи в региональный банк данных о детях сведений о
детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о
прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения
родителей;
порядка передачи информации об изменениях данных ребенка,
оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете
ребенка.
1.9. Регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направлять
информацию о результатах проверок руководителям органов опеки и
попечительства для принятия соответствующих мер.
1.10. Регулярно рассматривать вопросы организации работы по
выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей, на совместных с органами опеки и попечительства
совещаниях, заседаниях коллегий.
1.11. Обеспечить контроль за соблюдением порядка и сроков
передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в
федеральный банк данных о детях.
1.12. Регулярно вносить изменения и дополнения в анкеты детей,
сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о
детях, включая информацию о прекращении (с указанием причин) учета
сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.
1.13. Предоставлять сведения о состоянии здоровья детей, их
физическом и умственном развитии в соответствии с Международной
классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).
1.14. В срок до 1 июля 2006 г. перейти на новую версию
компьютерной программы "Надежда" для оперативной передачи в
федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без
попечения родителей.
1.15. Принять меры по совершенствованию материально-
технического и кадрового обеспечения подразделений, обеспечивающих
деятельность регионального оператора.
1.16. Организацию выезда детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации
осуществлять с учетом рекомендаций, содержащихся в письме
Минобразования России от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об
организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации
из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение".
1.17. Принять совместно с органами опеки и попечительства,
учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения
родителей, правоохранительными органами дополнительные меры по
предупреждению посреднической деятельности по усыновлению детей, а
также совершения иных незаконных действий по устройству детей на
воспитание в семьи.
1.18. Довести настоящий Приказ до сведения руководителей
органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся
дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) организовать в 2006 году
выборочную проверку деятельности региональных операторов по
соблюдению ими порядка предоставления в федеральный банк данных о
детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Приказу
Минобрнауки России
от 25 апреля 2006 г. N 98
ИНФОРМАЦИЯ
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ
О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ,
ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ,
УЧЕТУ И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной
практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами
прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях
законодательства в деятельности региональных операторов
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей (далее - региональные операторы), органов опеки и
попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей.
До настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации
не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской
Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о
детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления
контроля за его формированием и использованием, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002
г. N 217, порядок и сроки представления информации о детях,
оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и
попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся
без попечения родителей (далее - государственный банк данных о
детях).
Так, по материалам прокурорских проверок, в Свердловской
области в 2005 году органами опеки и попечительства своевременно
не представлены в государственный банк данных о детях сведения о
841 ребенке указанной категории. Факты несвоевременной передачи
сведений о детях в региональный банк данных о детях, оставшихся
без попечения родителей (далее - региональный банк данных о
детях), выявлены в Чувашской Республике, Костромской,
Новосибирской, Томской областях, Ненецком автономном округе и ряде
других регионов.
Деятельность региональных операторов по осуществлению контроля
за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в
которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей,
порядка предоставления сведений о детях для формирования
регионального банка данных о детях организована недостаточно
эффективно. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации (в
том числе в Приморском крае, Воронежской, Омской, Томской и
Тюменской областях) предусмотренные законодательством проверки
соблюдения органами опеки и попечительства указанного порядка
региональными операторами не проводились.
В свою очередь, органы исполнительной власти некоторых
субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика
Тыва) в течение 2005 года не передавали сведения о детях в
федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей (далее - федеральный банк данных о детях).
Отмечены многочисленные нарушения в части ведения документации
о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих
принять ребенка на воспитание в свою семью.
В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения
родителей, не всегда указываются дата выявления ребенка и дата его
устройства (Мурманская область). В ряде случаев в нарушение
установленного порядка анкеты заполняются не органами опеки, а
администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся
без попечения родителей (Новосибирская область).
Анкеты детей нередко оформляются без учета требований,
установленных Порядком организации работы по ведению
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, утвержденным Приказом Минобразования России от 28 июня
2002 г. N 2482 (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г.
N 3670).
В ряде проверенных анкет отсутствуют сведения о приметах
ребенка, его этническом происхождении, физическом и умственном
развитии, наличии других (помимо родителей) совершеннолетних
родственников, реквизиты документов, подтверждающих отказ
родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи.
Многими органами опеки и попечительства, региональными
операторами не выполняется или выполняется не в полном объеме
требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка.
Зачастую нарушаются сроки представления этой информации,
представляемые сведения носят недостаточно конкретный характер. В
частности, в связи с отсутствием в анкетах детей, поступающих в
федеральный банк данных о детях, информации о мерах по устройству
и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью
граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Российской Федерации, Минобрнауки России в августе 2005 г. было
вынуждено дополнительно потребовать от региональных операторов
представления указанной информации. Аналогичные нарушения выявлены
органами прокуратуры Красноярского, Приморского краев,
Владимирской, Свердловской, Тверской, Ярославской областей.
В Приморском крае в 2005 году в ходе рассмотрения гражданского
дела об удочерении ребенка гражданами США установлен факт
представления в суд не соответствующих действительности сведений о
принятых мерах по устройству несовершеннолетней в семью граждан
Российской Федерации. По факту фальсификации документов возбуждено
уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1
статьи 303, частью 1 статьи 327 и статьей 154 Уголовного кодекса
Российской Федерации. Специалист Детской городской больницы N 2 г.
Владивостока и специалист по охране прав детей отдела образования
администрации г. Владивостока привлечены к уголовной
ответственности.
Факты фальсификации документов о мерах по устройству детей в
семьи российских граждан выявлены и прокуратурой Тверской области.
Отмечаются случаи неправильного исчисления региональными
операторами сроков нахождения сведений о ребенке в государственном
банке данных о детях. Нередко факт поступления анкеты ребенка в
федеральный банк данных о детях региональным оператором не
проверяется. Как следствие, имеют место случаи, когда запросы о
подтверждении нахождения сведений о ребенке в государственном
банке данных о детях в связи с решением вопроса об усыновлении
ребенка иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации,
постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, и лицами
без гражданства (далее - иностранные граждане) направляются
федеральному оператору до истечения установленного
законодательством срока нахождения указанных сведений в
федеральном банке данных о детях. Отмечены факты направления таких
запросов в отношении детей, сведения о которых вообще не состояли
на учете в федеральном банке данных о детях.
В результате нарушается требование статьи 11 Федерального
закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей", в соответствии с которым иностранные
граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на
доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без
попечения родителей детях, в отношении которых возникли
установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания
усыновления (удочерения) указанными гражданами.
Выявлены случаи, когда иностранные граждане - кандидаты в
усыновители обращались к региональным операторам, уже располагая
конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом
доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением
установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся
без попечения родителей, формирования и использования
государственного банка данных о детях со стороны работников
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся
дети, оставшиеся без попечения родителей.
В 2005 - 2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд
уголовных дел по фактам незаконной деятельности в сфере
усыновления в отношении представителей иностранных организаций по
усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов
и учреждений Российской Федерации.
Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными
операторами меры по устройству и организации устройства детей на
воспитание в семьи российских граждан недостаточно эффективны. Во
многих случаях указанная деятельность ограничивается подбором
детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их
обращения.
Имеются недостатки в организации работы по информированию
населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи. В
частности, региональными операторами, органами опеки и
попечительства недостаточно используются в этих целях возможности
средств массовой информации. По данным проведенного Минобрнауки
России мониторинга, в большинстве (до 70% и более) случаев
сведения о возможности принять ребенка на воспитание в семью
размещаются в региональных и местных средствах массовой информации
не чаще 1 раза в месяц.
Как следствие, одним из основных факторов, сдерживающих
устройство детей в семьи российских граждан, является
недостаточная информированность населения о различных формах
семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о
порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах и
учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим
принять ребенка в свою семью.
В ряде случаев размещение информации о детях в средствах
массовой информации носит заведомо формальный характер. Так, в
Приморском крае в результате сопоставления дат публикаций с датами
вынесения краевым судом решений по делам об усыновлении детей
иностранными гражданами выявлены факты размещения сведений о детях
в средствах массовой информации за 10 - 15 дней до рассмотрения
судом заявлений иностранных кандидатов в усыновители.
В нарушение статьи 5 Федерального закона "О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" нередко
региональные операторы и, прежде всего, органы опеки и
попечительства после передачи сведений о детях соответственно
федеральному и региональному операторам прекращают
целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Российской Федерации.
Указанные проблемы во многом являются следствием недостаточного
кадрового обеспечения органов опеки и попечительства и
региональных операторов. Так, по данным государственной статистики
за 2004 год, из представивших сведения 3056 органов местного
самоуправления в 1691 работал только 1 специалист по охране прав
детей, в 300 такие специалисты отсутствовали.
Допускаются нарушения при организации отдыха воспитанников
учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения
родителей, за пределами Российской Федерации.
В ряде случаев иностранные организации не представляли в
соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации полный комплект документов, указанных в письме
Минобразования России от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об
организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации
из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение" (в
частности, заявления иностранных граждан с просьбой о временном
помещении несовершеннолетнего в их семью; заключение компетентного
органа государства по месту проживания иностранных граждан об
условиях их жизни для возможного временного помещения
несовершеннолетнего в эту семью; обязательство принимающей семьи о
своевременном возвращении ребенка в Российскую Федерацию;
медицинскую и социальную страховку на ребенка).
Кроме того, анализ ситуации в сфере организации выезда детей,
оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской
Федерации позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев
деятельность организаторов таких поездок, в качестве которых
выступают чаще всего иностранные организации по усыновлению детей,
направлена не столько на обеспечение возможности отдыха и
оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей (в том
числе, не подлежащих усыновлению), сколько на создание условий для
знакомства детей с потенциальными кандидатами в усыновители из
числа иностранных граждан и их последующее усыновление.
Перечисленные недостатки в организации работы по выявлению,
учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей,
являются одним из обстоятельств, не позволяющих обеспечить
устройство всех детей указанной категории в семьи российских
граждан. В среднем в Российской Федерации на усыновление
иностранным гражданам передается примерно 10% детей из общего
числа детей, устраиваемых на воспитание в семьи. Вместе с тем в
ряде субъектов Российской Федерации указанный показатель
значительно (в 2 - 4 раза) превышает общероссийский. Так, в
Псковской области, Ненецком автономном округе в 2004 году почти
40% детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на
воспитание в семьи, усыновлено иностранными гражданами.
Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных
мер, направленных на повышение эффективности деятельности
региональных операторов и органов опеки и попечительства по
выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а
также их устройству в семьи граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории Российской Федерации, усиление
контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего
указанную деятельность, на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
|