ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2006 года
Дело N 44-В06-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зелепукин А.Н.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Ч. дело по заявлению
Ч. об оспаривании решения государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда РФ по г. Березники,
установил:
Ч. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа
от 25 декабря 2003 года Управления Пенсионного фонда РФ по г.
Березники в назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в
связи с лечебной деятельностью и обязании включить в специальный
стаж периоды ее работы с 1 ноября 1988 года по 21 октября 2003
года заведующей, фельдшером Централизованного стерилизационного
отделения (ЦСО) МУ "Детская городская больница". При этом
заявительница ссылалась на то, что обязанности, которые она
исполняла, работая заведующей, фельдшером, относятся к работе
среднего медицинского персонала, в связи с чем вне зависимости от
наименования должности данный период подлежит включению в
специальный стаж.
Решением Березниковского городского суда Пермской области от 9
сентября 2004 года Ч. в удовлетворении заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского
областного суда от 14 октября 2004 года решение оставлено без
изменения.
В надзорной жалобе Ч. просит судебные постановления,
состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции - президиум Пермского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе Ч. указывает, что судом были допущены
существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по
ее мнению, в следующем.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального
закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в
городах, сельской местности и в поселках городского типа либо
только в городах независимо от их возраста.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы
(деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отказывая Ч. во включении в стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы с 11 ноября
1988 года по 23 февраля 2001 года в должности заведующей
отделением ЦСО МУ "Детская городская больница" и с 23 февраля 2001
года по 23 октября 2003 года в должности заведующей отделением -
фельдшера ЦСО МУ "Детская городская больница", суд исходил из
того, что данные должности не поименованы в Списке профессий и
должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в
которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР N
464 от 6 сентября 1991 года, а также не указаны и в изданных в
последующем Правительством РФ нормативных актах по данному
вопросу: Списках должностей, утвержденных Постановлением N 1066 от
22 сентября 1999 года и Постановлением N 781 от 29 октября 2002
года. При этом указано, что приказом Минздрава от 19 августа 1997
года должности "заведующий отделением", "заведующий отделением -
фельдшер" не отнесены к среднему медицинскому персоналу, в связи с
чем оспариваемый период работы истицы не может быть включен в
льготный стаж.
Между тем, как указывает в надзорной жалобе Ч., такой вывод
судебных инстанций нельзя признать законным, поскольку приводит к
ограничению ее конституционного права на пенсионное обеспечение по
старости.
Так, в период работы Ч. с 1 ноября 1988 года по 1 ноября 1999
года в должности заведующей Централизованного стерилизационного
отделения МУ "Детская городская больница" Советом Министров РСФСР
были утверждены Списки профессий и должностей работников
здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья
населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991
года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию
имели врачи и средний медицинский персонал независимо от
наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-
эпидемиологических учреждений всех форм собственности,
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию
за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ
от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего
медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом
- акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским
здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра
(или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж
подлежит включению работа среднего медицинского персонала в
должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка
(фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом -
фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская
сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом в законодательстве определение термина "средний
медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует
руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей
медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим
профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения,
утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377
"Об утверждении Положения об оплате труда работников
здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители
учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в
соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется
наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет.
В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
В связи с чем, по мнению Ч., она занимала должность
руководителя структурного подразделения (отделения), являясь
заведующим отделением - фельдшером стерилизационного отделения
городской больницы и относилась к среднему медперсоналу.
Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с
надзорной жалобой Ч. и настоящим определением следует направить
для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384
Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
дело по заявлению Ч. об оспаривании решения государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Березники
направить для рассмотрения по существу в президиум Пермского
областного суда.
|