ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2006 г. N ГКПИ06-105
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Российского профессионального союза локомотивных бригад
железнодорожников о признании недействующим Приказа Министерства
путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12 "Об
утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях
железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах),
деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением
их здоровья и жизненно важных интересов общества",
установил:
Российский профессиональный союз локомотивных бригад
железнодорожников обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании недействующим Приказа Министерства путей
сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12,
зарегистрированного 11 апреля 2003 г. N 4408 в Министерстве
юстиции Российской Федерации, "Об утверждении Перечня минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах,
представительствах), деятельность которых связана с безопасностью
людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов
общества" (далее - Приказ).
В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением
статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления
Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901 "О
порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых
работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в
период проведения забастовок в организациях, филиалах и
представительствах".
Незаконность Приказа состоит в том, что Перечень минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах,
представительствах), деятельность которых связана с безопасностью
людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов
общества, разработан и утвержден без участия Российского
профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников,
который является общероссийским профессиональным союзом,
действовавшим на федеральном железнодорожном транспорте и
продолжающим действовать в ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель заявителя Кошкина Т.А.
поддержала заявленное требование в полном объеме и пояснила, что
оспариваемый Приказ лишил Российский профессиональный союз
локомотивных бригад железнодорожников права на участие в
согласовании Перечня минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях
железнодорожного транспорта.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации
Тонких А.В., Злобин А.А. и Фадеев В.В. требование заявителя не
признали и просили суд отказать в его удовлетворении за
необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ прав
Российского профессионального союза локомотивных бригад
железнодорожников не нарушает и не содержит норм, противоречащих
трудовому законодательству Российской Федерации.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации
Ахвердиева Л.Р. просила суд отказать заявителю в удовлетворении
его требования в связи с тем, что на момент государственной
регистрации оспариваемого Приказа изменения в уставе Российского
профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников,
касающиеся его общероссийского статуса, зарегистрированы не были.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и
изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей
удовлетворить требование заявителя, суд приходит к выводу, что
заявление Российского профессионального союза локомотивных бригад
железнодорожников подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 412 Трудового кодекса Российской
Федерации перечень минимума необходимых работ (услуг) в
организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых
связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной
власти, на который возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по
согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным
союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует
несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень
минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со
всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики
общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и
утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг)
определяется Правительством Российской Федерации.
Выполняя поручение законодателя, Правительство Российской
Федерации Постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901 утвердило
Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых
работ (услуг) (далее - перечень работ) в отрасли (подотрасли)
экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в
организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).
Правила предусматривают, что перечень работ разрабатывается
федеральным органом исполнительной власти, на который возложены
управление, координация и регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех
действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских
профессиональных союзов и объединений работодателей.
Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной
власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или
уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок
согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с
замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в
федеральный орган исполнительной власти.
Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный
орган исполнительной власти согласованный (завизированный)
перечень работ, то он считается согласованным. При наличии
разногласий по перечню работ руководитель федерального органа
исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с
профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом
могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.
Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается
федеральным органом исполнительной власти (пункты 2 - 6).
При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части
3 статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и
вышеприведенных положений Правил Министерство путей сообщения
Российской Федерации разработало и утвердило Перечень минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях железнодорожного транспорта, без участия
Российского профессионального союза локомотивных бригад
железнодорожников, который является общероссийским
профессиональным союзом, действующим на железнодорожном
транспорте.
Доводы заявления о том, что Российский профессиональный союз
локомотивных бригад железнодорожников является общероссийским
профессиональным союзом, действующим на железнодорожном
транспорте, подтверждаются доказательствами, исследованными в
судебном заседании.
Так, из копии свидетельства о регистрации общественного
объединения, выданного 31 декабря 1999 г. N 3837 Министерством
юстиции Российской Федерации, следует, что заявитель уже на тот
момент являлся общероссийским профсоюзом (л.д. 18).
Из копии свидетельства о государственной регистрации
общественного объединения видно, что запись о создании Российского
профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников,
являющегося общероссийским профсоюзом, внесена в Единый
государственный реестр юридических лиц 29 апреля 2003 г. за
основным государственным регистрационным номером 1035000016072
(л.д. 11).
Имеющаяся в деле копия Устава Российского профессионального
союза локомотивных бригад железнодорожников подтверждает тот факт,
что данный профсоюз действует на предприятиях железнодорожного
транспорта, предприятиях метрополитена, предприятиях промышленного
железнодорожного транспорта, а также других предприятиях
железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации
(л.д. 19 - 41).
В судебном заседании также установлено, что о наличии у
заявителя статуса общероссийского профсоюза Министерству путей
сообщения Российской Федерации было известно еще в мае 2000 г.,
когда имело место обращение данного Министерства в Министерство
юстиции Российской Федерации по вопросу регистрации Устава
Российского профессионального союза локомотивных бригад
железнодорожников.
Тем не менее Перечень минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях
железнодорожного транспорта, Министерством путей сообщения
Российской Федерации в Российский профессиональный союз
локомотивных бригад железнодорожников на согласование не
направлялся.
При таких обстоятельствах оспариваемый Приказ как
противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, и нарушающий права заявителя на участие в
разработке Перечня минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях
железнодорожного транспорта, подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Российского профессионального союза локомотивных
бригад железнодорожников удовлетворить.
Признать недействующим Приказ Министерства путей сообщения
Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12 "Об утверждении
Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в
период проведения забастовок в организациях железнодорожного
транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых
связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня
принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
|