Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.04.2006 N 81-Г06-2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ РАЗДЕЛА 4 РЕЕСТРА ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИЛОЖЕНИЯ N 1 ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.08.2005 N 103-ОЗ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 19 апреля 2006 года
   
                                                       Дело N 81-Г06-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Калининой Л.А.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 19 апреля 2006 г.  дело  по
   заявлению  прокурора  Кемеровской  области  о  признании  в   части
   противоречащим  и  не  подлежащим  применению  раздела  4   реестра
   должностей  государственной гражданской службы Кемеровской  области
   приложения  N 1 Закона Кемеровской области от 01.08.2005  N  103-ОЗ
   "О    государственных    должностях    Кемеровской    области     и
   государственной   гражданской  службе  Кемеровской   области",   по
   кассационной  жалобе Совета народных депутатов Кемеровской  области
   на  решение  Кемеровского областного суда от 11 января  2006  года,
   которым заявленное прокурором требование удовлетворено.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева  В.Н.,  объяснение представителя  избирательной  комиссии
   Кемеровской  области  -  председателя Разыграева  Е.С.,  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Селяниной
   Н.Я.,    полагавшей    решение   Кемеровского    областного    суда
   обоснованным,  Судебная  коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       8  июля  2005  г. Совет народных депутатов Кемеровской  области
   принял  Закон "О государственных должностях Кемеровской  области  и
   государственной гражданской службе Кемеровской области"  N  103-ОЗ,
   который  подписан  губернатором Кемеровской  области  01.08.2005  и
   официально опубликован в "Законодательном вестнике Совета  народных
   депутатов Кемеровской области" N 39 от 04.08.2005.
       Прокурор  Кемеровской области обратился в суд  с  заявлением  о
   признании  в  части  противоречащим федеральному  законодательству,
   недействующим  и  не  подлежащим  применению  раздела   4   Реестра
   должностей  государственной гражданской службы Кемеровской  области
   приложения  N 1 Закона Кемеровской области от 01.08.2005  N  103-ОЗ
   "О    государственных    должностях    Кемеровской    области     и
   государственной гражданской службе Кемеровской области",  указывая,
   что   статьей  19  названного  Закона  области  установлен   Реестр
   должностей государственной гражданской службы Кемеровской  области,
   который  содержится в приложении N 1 к Закону. В Перечне 4  данного
   Реестра перечисляются должности государственной гражданской  службы
   избирательной   комиссии  Кемеровской  области,  к  числу   которых
   отнесены    заместитель    председателя   избирательной    комиссии
   Кемеровской  области и секретарь избирательной комиссии Кемеровской
   области.
       По   мнению   прокурора,  в  названной  части   Закон   области
   противоречит   федеральному  законодательству  и   ущемляет   права
   неопределенного  круга  лиц,  занимающих  и  могущих   занять   эти
   должности  в  последующем,  и,  принимая  оспариваемые   нормы   об
   отнесении   указанных   должностей  к  должностям   государственной
   гражданской  службы, законодатель области вышел  за  пределы  своей
   компетенции.
       Представитель  избирательной  комиссии  Кемеровской  области  -
   председатель  избирательной комиссии Кемеровской области  Разыграев
   Е.С. требования прокурора поддержал.
       Решением  Кемеровского областного суда от 11 января  2006  года
   заявление   прокурора  Кемеровской  области  удовлетворено.   Судом
   признан    противоречащим    федеральному    законодательству     и
   недействующим  со  дня  вступления решения  суда  в  законную  силу
   Перечень  4  Реестра должностей государственной гражданской  службы
   Кемеровской области приложения N 1 к Закону Кемеровской области  "О
   государственных  должностях Кемеровской области  и  государственной
   гражданской службе Кемеровской области" от 01.08.2005  N  103-ОЗ  в
   части  включения  в  перечень должностей "заместитель  председателя
   избирательной   комиссии   Кемеровской   области"   и    "секретарь
   избирательной комиссии Кемеровской области".
       В  кассационной жалобе представитель Совета народных  депутатов
   Кемеровской   области  Колесова  Е.В.  просит  отменить   указанное
   решение    суда   по   мотивам   неправильного   толкования    норм
   материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации    находит   решение   Кемеровского   областного    суда,
   постановленное   по   данному  делу,  подлежащим   оставлению   без
   изменения по следующим основаниям.
       В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N
   58-ФЗ  "О  системе  государственной  службы  Российской  Федерации"
   правовое  регулирование государственной гражданской службы субъекта
   Российской  Федерации  находится в  совместном  ведении  Российской
   Федерации  и субъектов Российской Федерации, а ее организация  -  в
   ведении субъекта Российской Федерации.
       Федеральным    законом,   регулирующим    правовое    положение
   государственных  гражданских служащих, является  Федеральный  закон
   от   27.07.2004  N  79-ФЗ  "О  государственной  гражданской  службе
   Российской   Федерации",  статьей  8  которого   установлено,   что
   должности  государственной гражданской службы субъектов  Российской
   Федерации  учреждаются  законами или иными  нормативными  правовыми
   актами   субъектов   Российской  Федерации   с   учетом   положений
   настоящего  Федерального  закона  в  целях  обеспечения  исполнения
   полномочий   государственного   органа   либо   лица,   замещающего
   государственную должность.
       Согласно  п.  2  ст. 10 названного Федерального  закона  реестр
   должностей  государственной гражданской службы субъекта  Российской
   Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым  актом
   субъекта   Российской  Федерации  с  учетом  положений   настоящего
   Федерального  закона,  а  также структуры государственных  органов,
   наименований,   категорий   и   групп  должностей   государственной
   гражданской  службы  Российской Федерации,  установленных  Реестром
   должностей федеральной государственной гражданской службы.
       Как   следует   из  приведенных  норм,  законодатель   субъекта
   Российской    Федерации,    осуществляя   правовое    регулирование
   государственной  гражданской службы субъекта Российской  Федерации,
   должен  учитывать  требования федерального  законодательства  и  не
   вправе   принимать  законы  и  иные  нормативные   правовые   акты,
   противоречащие федеральному законодательству.
       Утверждение   Реестра  должностей  государственной  гражданской
   службы  субъекта Российской Федерации, а следовательно,  и  решение
   вопроса   об   отнесении   конкретных   должностей   к   должностям
   государственной  гражданской службы субъекта  Российской  Федерации
   не  относятся  к  организации  гражданской  государственной  службы
   субъекта   Российской  Федерации,  а  являются   частью   правового
   регулирования  такой  службы  и  находятся  в  совместном   ведении
   Российской  Федерации и субъекта Российской Федерации. Поэтому  при
   решении  вопроса  об отнесении конкретных должностей  к  должностям
   государственной  гражданской службы субъекта  Российской  Федерации
   законодатель   субъекта  Российской  Федерации   обязан   учитывать
   положения федерального законодательства.
       Федеральным   законом  от  12.06.2002  N  67-ФЗ  "Об   основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской  Федерации"  определяются  основные   гарантии
   реализации  гражданами Российской Федерации конституционного  права
   на  участие  в  выборах  и референдумах, проводимых  на  территории
   Российской  Федерации  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
   Федерации,   федеральными   законами,   конституциями   (уставами),
   законами  субъектов  Российской Федерации,  уставами  муниципальных
   образований.
       Одной   из   гарантий  избирательных  прав   граждан   является
   определение   в   названном  Федеральном   законе   (глава   4)   и
   соответствующих  законах  субъектов Российской  Федерации  системы,
   порядка  и условий формирования, полномочий избирательных комиссий,
   в  том числе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,
   а также статуса членов избирательных комиссий.
       В  соответствии с положениями подп. 21 ст. 2, п. 1 ст. 23, п. 1
   ст.  28  Федерального  закона от 12.06.2002 N  67-ФЗ  избирательная
   комиссия   субъекта  Российской  Федерации  является  коллегиальным
   государственным   органом   субъекта   Российской    Федерации    и
   формируется     законодательным     (представительным)      органом
   государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  и  высшим
   должностным   лицом   субъекта  Российской  Федерации   на   основе
   предложений    политических   партий,   общественных   объединений,
   представительных  органов муниципальных образований,  избирательной
   комиссии   субъекта   Российской  Федерации  предыдущего   состава,
   Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (п.  1  ст.
   22, п. 5 ст. 23).
       Председатель,    заместитель    председателя    и     секретарь
   избирательной  комиссии  субъекта Российской  Федерации  избираются
   тайным   голосованием  на  ее  первом  заседании  из  числа  членов
   комиссии  с  правом решающего голоса (п. п. 4, 8  ст.  28  Закона).
   Решения  об  освобождении  от должности  председателя,  заместителя
   председателя  и  секретаря  комиссии принимаются  также  только  на
   заседании  комиссии  путем  голосования членов  комиссии  с  правом
   решающего голоса (п. 13 ст. 28).
       Аналогичные положения содержатся и в Законе Кемеровской области
   от  06.06.2003  N  29-ОЗ  "Об  избирательной  комиссии  Кемеровской
   области" (ст. ст. 1, 4, 6, 14).
       Из  данных  норм Федерального закона и Закона области  следует,
   что  при формировании избирательной комиссии все ее члены с  правом
   решающего   голоса   имеют  равный  статус,  а  председатель,   его
   заместитель  и секретарь избирательной комиссии занимают  названные
   должности  не  в  результате  назначения  их  на  эти  должности  в
   процессе  осуществления  каким-либо лицом  властно-распорядительных
   полномочий,  а  в  результате  их избрания  на  основе  голосования
   членами избирательной комиссии.
       В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной
   гражданской  службе  Российской  Федерации"  гражданский   служащий
   осуществляет  профессиональную служебную деятельность на  должности
   гражданской   службы  в  соответствии  с  актом  о  назначении   на
   должность и со служебным контрактом.
       Аналогичные  положения  закреплены  и  в  оспариваемом   Законе
   области (п. 3 ст. 2).
       Названным   Федеральным   законом  и  Законом   области   также
   установлены положения, касающиеся порядка и условий поступления  на
   гражданскую  службу, заключения и прекращения служебного  контракта
   (главы  4 - 6 Федерального закона, главы 6 - 7 оспариваемого Закона
   области),  из  которых следует, что вопрос о назначении  гражданина
   на   должность  государственной  гражданской  службы   зависит   от
   волеизъявления   представителя   нанимателя,   т.е.    руководителя
   государственного  органа  или  лица,  замещающего   государственную
   должность.
       Таким  образом, как правильно отметил суд в решении,  отнесение
   должностей   заместителя  председателя  и  секретаря  избирательной
   комиссии   Кемеровской   области   к   должностям   государственной
   гражданской  службы Кемеровской области означает, что на  указанных
   лиц  должны  в  полной мере распространяться положения федерального
   законодательства  и  оспариваемого  Закона  области,   регулирующие
   отношения,  связанные  с  прохождением государственной  гражданской
   службы   и   определением   правового  положения   государственного
   гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в  том  числе
   отношения, связанные с назначением на должность.
       Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том,
   что  оспариваемое  положение  Закона  области  фактически  изменяет
   порядок   формирования  и  организацию  деятельности  избирательной
   комиссии  Кемеровской  области, в частности порядок  назначения  на
   должность  и  освобождения от должности заместителя председателя  и
   секретаря   избирательной   комиссии,   установленные   Федеральным
   законом  от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации" и Законом Кемеровской области от 06.06.2003 N 29-ОЗ  "Об
   избирательной комиссии Кемеровской области", чем нарушает  гарантии
   избирательных прав граждан.
       Судом  учтено,  что  статьей 29 названного Федерального  закона
   регламентирован    статус   членов   избирательных    комиссий    и
   установлено,    что    заместитель   председателя    и    секретарь
   избирательной  комиссии субъекта Российской  Федерации  работают  в
   комиссии  на  постоянной основе (пункт 12),  а  член  избирательной
   комиссии  субъекта Российской Федерации с правом решающего  голоса,
   работающий  в комиссии на постоянной (штатной) основе,  замещает  в
   соответствии  с  законом, иным нормативным правовым актом  субъекта
   Российской  Федерации государственную должность субъекта Российской
   Федерации   и  не  может  замещать  другие  должности   в   органах
   государственной  власти, государственных органах, органах  местного
   самоуправления,    заниматься    предпринимательской    и    другой
   оплачиваемой  деятельностью,  кроме  преподавательской,  научной  и
   иной творческой деятельности (пункт 15).
       Эти же положения Федерального закона закреплены и в п. п. 3,  4
   ст.   7  Закона  Кемеровской  области  "Об  избирательной  комиссии
   Кемеровской области".
       Следовательно,  оспариваемые положения Закона области  изменяют
   также  и  правовой  статус  заместителя  председателя  и  секретаря
   избирательной     комиссии    субъекта    Российской     Федерации,
   установленный Федеральным законом, поскольку исключают их из  числа
   лиц,   замещающих  государственные  должности  субъекта  Российской
   Федерации,  и относят к лицам, замещающим должности государственной
   гражданской службы субъекта Российской Федерации.
       Правильно  оценив  установленные  по  делу  обстоятельства   во
   взаимосвязи      с     указанными     положениями      действующего
   законодательства,  суд пришел к обоснованному  выводу  о  том,  что
   имеются  основания  для  признания Закона  Кемеровской  области  от
   01.08.2005  N  103-ОЗ  "О  государственных  должностях  Кемеровской
   области  и государственной гражданской службе Кемеровской  области"
   в  оспариваемой  части противоречащим федеральному законодательству
   и  недействующим  в  этой части со дня вступления  решения  суда  в
   законную силу.
       Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не может
   согласиться  с  доводами кассационной жалобы  представителя  Совета
   народных  депутатов Кемеровской области о том, что в данном  случае
   не  подлежит  применению Федеральный закон "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской   Федерации",  поскольку  он  не  регулирует  отношения,
   связанные   с   государственной  гражданской  службой,   а   данные
   отношения  урегулированы Федеральными законами  "О  государственной
   гражданской    службе    Российской    Федерации",    "О    системе
   государственной службы Российской Федерации".
       Следует  согласиться  и с выводом суда  о  том,  что  поскольку
   деятельность   граждан   по   замещению   должностей    гражданской
   государственной     службы     и     государственных     должностей
   непосредственно связана с реализацией их права на труд,  то  данная
   сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.
       Правильным  является и вывод суда о том, что Федеральный  закон
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской Федерации"  не  только  определяет
   гарантии   избирательных   прав   граждан,   но   и   устанавливает
   особенности   правового  регулирования  труда  и  гарантии   лицам,
   замещающим   должности   заместителя   председателя   и   секретаря
   избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ст.  ст.  22,
   23,  28, 29, 31 Закона), в силу чего положения данного Федерального
   закона  в  указанной  части не могут быть не  учтены  законодателем
   субъекта   Российской   Федерации   при   осуществлении   правового
   регулирования    государственной   гражданской   службы    субъекта
   Российской Федерации.
       В   соответствии  с  ч.  2  ст.  253  ГПК  РФ,  установив,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт или его  часть  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим   большую   юридическую  силу,  суд  признает   нормативный
   правовой  акт  недействующим полностью  или  в  части  со  дня  его
   принятия или иного указанного судом времени.
       Суждение суда о том, что оспариваемое положение Закона  области
   противоречит  федеральному законодательству,  основано  на  анализе
   действующего    законодательства,    мотивировано,    соответствует
   требованиям  закона,  в  связи с чем суд  обоснованно  удовлетворил
   заявленные прокурором требования.
       При  таких  обстоятельствах постановленное по делу  Кемеровским
   областным  судом решение следует признать законным и  обоснованным,
   в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
       Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправомерности
   судебного  решения,  поскольку сводятся к неправильному  толкованию
   норм материального права.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Кемеровского  областного суда от  11  января  2006  г.
   оставить   без  изменения,  кассационную  жалобу  Совета   народных
   депутатов Кемеровской области - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz