ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2006 года
Дело N 74-Г06-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 19 апреля 2006 г. гражданское
дело по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в
деле прокуратуры Республики Саха (Якутия), и кассационным жалобам
Н. и Е. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27
декабря 2005 г., которым Н. и Е. отказано в удовлетворении
заявления об обеспечении конституционных прав граждан избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления муниципального
образования "Городской округ "Якутск".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения Н., его представителя Погорелова Л.В.,
Михальчука, представителя администрации городского округа "Якутск"
Готовцевой С.И., прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой
Н.Ю., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия
установила:
Н. и Е. обратились в суд с аналогичными заявлениями о
назначении судом досрочных выборов в органы местного
самоуправления МО "Городской округ "Якутск", указывая, что по
результатам местного референдума от 29.09.2002 было образовано
муниципальное образование "Город Якутск" в исторически сложившихся
административно-территориальных границах города республиканского
значения, включившее в себя населенные пункты, не являющиеся
муниципальными образованиями, а также МО "Пригородное", МО
"Поселок Маган" и МО "Жатай". 29.12.2002 были избраны выборные
органы местного самоуправления МО "Город Якутск". Постановлением
городского Собрания депутатов МО "Город Якутск" был утвержден
Устав МО "Город Якутск", в приложении к которому дано описание
границ муниципального образования по смежеству с Мегино-
Кангаласским, Намским, Горным и Хангаласским улусами.
30.11.2004 в связи с принятием Закона Республики Саха (Якутия)
"Об установлении границ территорий и о наделении статусом
городского округа муниципальных образований Республики Саха
(Якутия)" 174-3 N 355-III, по мнению заявителей, произошло
преобразование МО "Город Якутск" в муниципальное образование
"Городской округ "Якутск" путем объединения с МО "Поселок Маган" и
разделения с МО "Жатай", что повлекло за собой истечение
полномочий органов местного самоуправления МО "Город Якутск",
изменение границ муниципального образования и утверждение новых
границ муниципального образования. В порядке реализации ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" N 131-ФЗ в Республике Саха (Якутия) были назначены на
16.10.2005 выборы на поселенческом уровне и не назначены выборы во
вновь образованном МО "Городской округ "Якутск".
Так как в настоящее время Государственное Собрание (Ил Тумэн)
не вправе назначать выборы в органы местного самоуправления МО
"Городской округ "Якутск", заявители просили суд назначить
досрочные выборы в органы местного самоуправления вновь
образованного МО "Городской округ "Якутск".
В судебном заседании заявители Н. и Е., представитель заявителя
Н. - Погорелов Л.В. поддержали заявленные требования полностью.
Представитель окружной администрации МО "Городской округ
"Якутск" Готовцева С.И., представитель окружного Совета г. Якутска
Силин А.С., представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Иванов П.В. с заявленными требованиями не согласились, суду
пояснили, что оснований к назначению выборов, установленных ФЗ-131
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", нет, т.к. изменения границ муниципального
образования, преобразования муниципального образования не
произошло, не издавались и нормативные акты по продлению или
сокращению сроков полномочий органов местного самоуправления и
выборных должностных лиц местного самоуправления, просили в
удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря
2005 г. в удовлетворении заявлений отказано.
В кассационных жалобах Н. и Е. и кассационном представлении
прокурора, участвовавшего в деле, поставлен вопрос об отмене
решения суда в связи с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и
кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований
для отмены решения суда не находит.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 в ч.
1 ст. 84 установлено, что выборы органов местного самоуправления,
должностных лиц местного самоуправления в муниципальных
образованиях, образованных до вступления в силу 12 главы
указанного Закона, проводятся в порядке и сроки, установленные
уставами указанных муниципальных образований, за исключением
случаев: изменения границ муниципального образования в порядке,
предусмотренном частью 3 настоящей статьи, повлекшего увеличение
численности избирателей муниципального образования более чем на 10
процентов; преобразования муниципального образования в порядке,
предусмотренном частью 3 настоящей статьи; продления или
сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным
правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий
органов местного самоуправления и выборных должностных лиц
местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на
выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на
иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12
июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В
случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части,
формирование органов местного самоуправления производится в
порядке, установленном статьей 85 настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного
разбирательства, постановлением Палаты Республики Саха (Якутия)
Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 05.07.2001 ПР N 306-П "Об
установлении административно-территориальной границы города
республиканского значения Якутска" были установлены границы города
республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-
Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами, включавшие в себя г.
Якутск и территории пригородных населенных пунктов, что
соответствовало ст. 131 Конституции Российской Федерации,
устанавливающей, что местное самоуправление осуществляется в
городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом
исторических и иных местных традиций. Территории поселка Маган и
поселка Жатай находились внутри территории города республиканского
значения Якутска, что было закреплено в Уставе п. Маган N 2 р 02-М-
99 от 04.02.1999 г. и Уставе п. Жатай N 01-М-99 от 25.01.1999.
29.09.2002 по решению местного референдума образовано
муниципальное образование "Город Якутск" в границах
административно-территориальной единицы - города республиканского
значения Якутска, куда были отнесены населенные пункты, не
являющиеся муниципальными образованиями: микрорайоны Марха,
Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (село
Тулагино, село Капитоновка, село Кильдямцы, село Сырдах),
Хатасский наслег (село Хатассы, село Владимировка), село
Пригородное и муниципальное образование "Поселок Маган".
В отличие от МО "Маган", решением Верховного Суда РС (Я) от
17.09.2002, вступившим в законную силу, постановление ЦИК РС (Я)
от 30.07.2002 о назначении местного референдума на территории г.
Якутска по вопросам местного самоуправления на 29.09.2002 в части
проведения его на территории МО "Жатай" признано незаконным и
отменено. В соответствии с этим МО "Жатай" стало самостоятельным и
единым муниципальным образованием, не входящим в состав
муниципального образования "Город Якутск", не принимающим участия
в решении вопросов местного значения МО "Город Якутск", что было
закреплено в ст. 2 и ст. 2.2. Устава МО "Жатай".
Как правильно указал суд, действующее на момент создания
муниципального образования законодательство: Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-
ФЗ, Конституция Республики Саха (Якутия) - позволяло иметь на
территории одного городского муниципального образования территории
других муниципальных образований, в связи с чем территория МО
"Город Якутск" включала территорию внутригородского муниципального
образования "Поселок Маган". Разграничение предметов ведения между
муниципальными образованиями должно было быть произведено законом
субъекта Российской Федерации. В отношении МО "Город Якутск" и
внутригородского муниципального образования "Поселок Маган" такого
закона принято не было.
Суд правильно указал, что со вступлением в силу переходных
положений Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ Законом
Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 174-3 N 355-III "Об
установлении границ территорий и о наделении статусом городского
округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" были
установлены границы МО "Город Якутск" по смежеству с территориями
муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус", "Намский
улус", "Горный улус", Хангаласский улус", "Жатай" и границы МО
"Жатай" по смежеству с муниципальным образованием "Город Якутск".
Этим же Законом муниципальные образования "Город Якутск" и "Жатай"
были наделены статусом городского округа.
Таким образом доводы заявителей о том, что Законом Республики
Саха (Якутия) от 30.11.2004 174-3 N 355-III "Об установлении
границ территорий и о наделении статусом городского округа
муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" изменены
границы МО "Город Якутск" в сторону уменьшения за счет выделения
МО "Жатай" из МО "Город Якутск", как обоснованно указал суд, не
соответствуют фактическим обстоятельствам дела, т.к.
законодательно границы муниципальных образований были впервые
закреплены Законом РС (Я) от 30.11.2004 174-3 N 355-III и
муниципальное образование "Жатай" никогда не входило в состав
муниципального образования "Город Якутск".
Также суд обоснованно не согласился с доводами заявителей о
том, что произошло увеличение территории МО "Город Якутск" за счет
объединения с МО "Поселок Маган" и утверждением прокурора о том,
что статус МО "Поселок Маган" не определен, а результаты
референдума от 29.09.2002 не могут быть приняты как факт
волеизъявления граждан, юридически направленного на преобразование
или упразднение МО "Поселок Маган".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ
в состав территории городского поселения могут входить один город
или один поселок. Из материалов дела следует и установлено судом,
что при описании границ МО "Город Якутск" поселок Маган хотя и
продолжал иметь собственную территорию, но рассматривался как
часть территории МО "Город Якутск", которая входит в план развития
социальной, транспортной и иной инфраструктуры города. Между
городом и поселком Маган сложились прочные социально-
экономические, образовательно-культурные и демографические связи,
предметы ведения муниципальных образований не разграничены.
29.09.2002 население поселка Маган совместно с населением города
участвовало в голосовании на местном референдуме о создании МО
"Город Якутск" в исторически сложившихся границах административно-
территориальной единицы - города республиканского значения
Якутска, куда вошло муниципальное образование "поселок Маган".
29.12.2002 жители поселка Маган участвовали также в голосовании по
поводу формирования органов управления муниципального образования
"город Якутск".
Таким образом, как правильно указал суд, жители МО "поселок
Маган" выразили свое волеизъявление на формирование единого
муниципального образования "Город Якутск".
Судом также установлено и видно из материалов дела, что в
последующем постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от
20.02.2004 поселок Маган был преобразован в село Маган и
сложившиеся правоотношения были закреплены Законом РС (Я) от
30.11.2004 174-3 N 355-III, установившим границы МО "Город Якутск"
с наделением его статусом городского округа по смежеству с
территориями муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус",
"Намский улус", "Горный улус", "Хангаласский улус", "Жатай".
Одновременно законодательным органом был определен статус МО
"Маган" как внутригородского муниципального образования, которое
упраздняется с 01.01.2006 в силу требований ФЗ-131. При этом
изменения границ МО "Город Якутск" либо границ МО "Село Маган" не
произошло, о чем свидетельствует описание границ МО "Город
Якутск", установленное в приложении к Закону РС (Я) от 30.11.2004
174-3 N 355-III, и ст. 3 Устава МО "село Маган".
Преобразование МО "Поселок Маган" в МО "Село Маган", как
обоснованно указал суд, не влечет за собой преобразования
муниципального образования "Городской округ "Якутск", не влечет за
собой изменения или прекращения полномочий действующих органов
власти муниципального образования "Городской округ "Якутск", не
является основанием для проведения досрочных выборов МО "Городской
округ "Якутск", не требует проведения местного референдума по
вопросу волеизъявления граждан.
В настоящее время население МО "Село Маган" реализует свое
право на участие в решении вопросов местного значения МО "Город
Якутск" посредством участия своего представителя-депутата в
Городском Собрании депутатов г. Якутска.
Правильно признаны несостоятельными также доводы заявителей о
преобразовании муниципального образования путем создания нового
муниципального образования "Городской округ "Якутск", что влечет
за собой и изменение структуры органов, истечение сроков
полномочий органов местного самоуправления в г. Якутске в связи с
принятием Закона Республики Саха (Якутии) 174-3 N 355-III от
30.11.2004 "Об установлении границ территорий и о наделении
статусом городского округа муниципальных образований Республики
Саха (Якутия)".
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно ст. 13
ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований
является объединение или разделение муниципальных образований и
осуществляется оно законами субъектов Российской Федерации по
инициативе населения, органов местного самоуправления, органов
государственной власти субъектов РФ, федеральных органов власти.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) решение о
преобразовании муниципального образования "Город Якутск"
посредством объединения с МО "Село Маган" и разделением с МО
"Жатай" не принималось.
Согласно п. 3 ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ городские
поселения, являющиеся на 6 октября 2003 года муниципальными
образованиями предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не
разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона, с 1
января 2006 года являются городскими округами, если законом
субъекта Российской Федерации до 1 февраля 2005 года в
соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 и ч. 7 ст. 13 ФЗ-131 не
установлено иное.
Из материалов дела следует и установлено судом, что, исполняя
требования Закона, в установленном порядке были зарегистрированы
внесенные изменения в Устав МО "Город Якутск" по изменению
наименования на МО "Городской округ "Якутск", также
зарегистрированы новые наименования органов власти:
представительной - окружной Совет города Якутска и исполнительной
- окружная администрация города Якутска.
Однако, как обоснованно указал суд, изменение наименования не
является преобразованием МО "Городской округ "Якутск", не влечет
за собой изменения или прекращения полномочий действующих органов
власти муниципального образования "Городской округ "Якутск", не
является основанием для проведения досрочных выборов МО "Городской
округ "Якутск", не требует проведения местного референдума по
вопросу волеизъявления граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ФЗ-131 в муниципальных
образованиях, образованных до 8 октября 2003 г., выборы органов и
должностных лиц местного самоуправления проводятся в порядке и
сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований.
В Уставе МО "Городской округ "Якутск" установлен срок истечения
полномочий представительной и исполнительной власти МО "Городской
округ "Якутск" в декабре 2007 года. Досрочное прекращение
полномочий окружного Совета депутатов г. Якутска, как правильно
указал суд, может быть произведено только соответствующим законом
Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) 262-3 N 531-III от 14.07.2005
"О сокращении сроков полномочий депутатов представительных органов
муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский
улус (район)", "Эвено-Бытантайский национальный улус", глав
муниципальных образований "Аллаиховский улус", "Среднеколымский
улус (район)" и совмещении дня голосования на выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований "Аллаиховский
улус", "Среднеколымский улус (район)", "Эвено-Бытантайский
национальный улус", глав муниципальных образований "Аллаиховский
улус", "Среднеколымский улус (район)" с днем голосования на
выборах депутатов представительных органов вновь образованных на
поселенческом уровне муниципальных образований, глав вновь
образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в
Республике Саха (Якутия)" не сокращались сроки полномочий органов
местного самоуправления муниципального образовании "Городской
округ "Якутск".
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) ГС N 1222-III от 14.07.2005 "О назначении выборов
депутатов представительных органов вновь образованных на
поселенческом уровне муниципальных образований и глав вновь
образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в
Республике Саха (Якутия)" МО "Городской округ "Якутск" не внесено
в перечень, а следовательно, как обоснованно указал суд,
законодательно не отнесено к вновь образованным муниципальным
образованиям.
Упразднение МО "Село Маган", являющегося внутригородским в силу
Закона, в связи со вступлением в законную силу N 131-ФЗ от
06.10.2003 (в редакции от 12.10.2005), как правильно указал суд,
также не влечет за собой преобразования муниципального образования
"Городской округ "Якутск" в связи с изложенными выше
обстоятельствами.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их
совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что основания
для назначения досрочных выборов в порядке, установленном ч. 1.
ст. 84 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от
06.10.2003 (в редакции от 12.10.2005), не имеется, так как не
произошло ни изменения границ муниципального образования в
порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 указанного Закона,
повлекшего увеличение численности избирателей муниципального
образования более чем на 10 процентов, ни преобразования
муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3
статьи 84 ФЗ-131, ни продления или сокращения законом субъекта
Российской Федерации или нормативным правовым актом органа
местного самоуправления сроков полномочий органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и
должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке,
установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, ссылка заявителей на нарушение их
конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, как правильно указал суд, не основана на законе и
фактических обстоятельствах дела. Других нарушений прав,
заявленных Н. и Е., в ходе судебного разбирательства не
установлено.
Вывод суда основан на анализе доказательств, норм действующего
законодательства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации,
мотивирован, соответствует требованиям закона, и оснований считать
его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационных жалоб и представления прокурора об имевшем
место преобразовании МО "Город Якутск" в МО "Городской округ
"Якутск" путем объединения с МО "Поселок Маган" и разделения с МО
"Жатай" опровергаются вступившими в законную силу решениями
Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2002 г. по
делу N 3-80/02 и от 24 марта 2005 г. по делу N 3-20/05, а также не
могут быть признаны состоятельными по изложенным в решении суда
основаниям.
Положения статей 13, 84, 85 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", на которые имеется ссылка в кассационных жалобах и
кассационном представлении прокурора, применены и истолкованы
судом правильно.
Доводы кассационной жалобы Н. о том, что судом неправильно были
определены предмет его требований, обоснование предмета
заявленного требования, являются несостоятельными и опровергаются
материалами дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом неправильно
определена территория, в границах которой 29 сентября 2002 г. было
образовано МО "Город Якутск", не соответствуют действительности.
Доводы о том, что МО "Маган" является внутригородским
муниципальным образованием, МО "Жатай" никогда не входило в состав
МО "Город Якутск", не произошло изменения границ МО "Якутск",
проверялись судом и по изложенным в решении суда основаниям
правильно признаны несостоятельными.
Нарушений судом норм материального и процессуального права,
которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных
жалобах и кассационном представлении прокурора, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря
2005 г. оставить без изменения, а кассационное представление
участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Республики Саха
(Якутия) и кассационные жалобы Н. и Е. - без удовлетворения.
|