ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2006 года
Дело N 47-Г06-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 19 апреля 2006 года
гражданское дело по кассационной жалобе администрации Оренбургской
области на решение Оренбургского областного суда от 23.12.2005 по
заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании
недействующими и не подлежащими применению наименования, пунктов 1
и 2 указа главы администрации Оренбургской области от 31.01.2005 N
15-ук "Об областной комиссии по делам государственной службы и
определению стажа государственной (муниципальной) службы", а также
утвержденного данным указом Положения об областной комиссии по
делам государственной службы и определению стажа государственной
(муниципальной) службы в части норм, касающихся урегулирования
вопросов по включению в стаж муниципальной службы отдельных
периодов работы муниципальных служащих.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с
заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению
наименования пунктов 1 и 2 указа главы администрации Оренбургской
области от 31 января 2005 года N 15-ук "Об областной комиссии по
делам государственной службы и определению стажа государственной
(муниципальной) службы", а также наименования приложения N 1 и
пунктов 1, 5.1, абзаца 3 пункта 7, абзацев 3 и 4 пункта 8, пункта
13, абзаца 4 пункта 14 и пункта 15 утвержденного данным указом
Положения об областной комиссии по делам государственной службы и
определению стажа государственной (муниципальной) службы в части,
касающейся урегулирования вопросов о включении в стаж
муниципальной службы иных периодов работы (службы) муниципальных
служащих. Заявитель сослался на то, что в силу статьи 12
Конституции Российской Федерации и пункта 5 статьи 14 Федерального
закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
органов местного самоуправления в Российской Федерации" органы
местного самоуправления не являются органами государственной
власти, осуществление местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не
допускается. Оспариваемыми нормами указа главы администрации
Оренбургской области N 15-ук и утвержденного данным указом
Положения предусмотрено создание в администрации области при
управлении государственной службы и региональной политики комиссии
по делам государственной службы и определению стажа
государственной, а также муниципальной службы. Эта комиссия
создается указом главы администрации области и рассматривает
вопросы включения в стаж государственной и муниципальной службы, в
порядке исключения, отдельных периодов работы (службы) служащих.
Заявитель считает, что нормы, регулирующие порядок рассмотрения
вопросов по включению в стаж муниципальной службы периодов работы
муниципальных служащих, незаконны и являются вмешательством органа
государственной власти в деятельность органов местного
самоуправления.
Возражая против доводов заявителя, представитель администрации
Оренбургской области ссылался на то, что Федеральным законом "Об
основах муниципальной службы в Российской Федерации" стаж
муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы
государственного служащего. Создаваемая указом главы администрации
области комиссия по делам государственной службы и определению
стажа государственной (муниципальной) службы не входит в структуру
органа государственной власти, поскольку создается при управлении
администрации области не только из работников администрации, но и
представителей Законодательного Собрания области и муниципальных
образований. Работает комиссия в соответствии с Законом
Оренбургской области "О муниципальной службе в Оренбургской
области" и Законом Оренбургской области "О стаже государственной
(муниципальной) службы Оренбургской области". Вопросы о включении
в стаж муниципальной службы иных периодов работы не относятся к
вопросам местного значения и рассматриваются данной комиссией по
инициативе руководителя соответствующего органа местного
самоуправления, в связи с чем работа данной комиссии по
определению стажа муниципальной службы не является осуществлением
местного самоуправления и исключительной компетенцией органа
местного самоуправления не является.
Решением Оренбургского областного суда от 23 декабря 2005 года
заявление заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворено
в полном объеме.
В кассационной жалобе администрации Оренбургской области
поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в
Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-
ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (с
последующими изменениями) муниципальная служба в Российской
Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов
Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанной статьи законодательное регулирование
вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 19 указанного Федерального закона в стаж
муниципальной службы муниципального служащего включается время
работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных
муниципальных должностях и государственных должностях.
Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой
деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. 18 Закона Оренбургской
области "О муниципальной службе в Оренбургской области" от
08.07.1997 N 90/17-ОЗ.
В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области от
12.09.2000 N 660/185-ОЗ "О стаже государственной (муниципальной)
службы Оренбургской области" установление стажа государственной
службы производится кадровой службой государственного органа.
Установление стажа муниципальной службы производится кадровой
службой органа местного самоуправления.
Между тем пунктом 1 указа главы администрации Оренбургской
области от 31 января 2005 г. N 15-ук "Об областной комиссии по
делам государственной службы и определению стажа государственной
(муниципальной) службы", вопреки ст. 7 Закона области от 12
сентября 2000 г., предусмотрено создание указанной комиссии при
управлении государственной службы и региональной политики по
вопросам местного самоуправления администрации области.
Дав оценку положениям указанных нормативных актов, суд пришел к
правильному выводу о том, что деятельность созданной комиссии по
установлению стажа муниципальной службы является вмешательством в
деятельность органа местного самоуправления.
Содержание статей 2 (Х), 7 и 9 Закона Оренбургской области от
12.09.2000 N 660/185-ОЗ свидетельствует о том, что вопросы по
установлению (определению) стажа муниципальной службы относятся
одновременно к компетенции кадровой службы органа местного
самоуправления и Оренбургской областной комиссии по определению
стажа муниципальной службы. В этом Законе не определено, что
понимается под установлением стажа муниципальной службы кадровой
службы органа местного самоуправления, определением стажа этой же
службы Оренбургской областной комиссией. Эти нормы не отвечают
общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности,
в силу чего оспариваемые прокурором положения указа не могут быть
признаны соответствующими Закону области как акту, имеющему
большую юридическую силу, и Федеральному закону.
С учетом этих обстоятельств, вывод суда о противоречии
оспариваемых прокурором положений указа законодательству, имеющему
большую юридическую силу, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы администрации Оренбургской области
по существу сводятся к нарушению судом норм материального права, с
чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского областного суда от 23 декабря 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
Оренбургской области - без удовлетворения.
|