МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 19 апреля 2006 г. N 0100/4510-06-32
О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,
НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО
И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ
В настоящее время территориальными управлениями Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации во исполнение
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за
оборотом алкогольной продукции" и в соответствии с указаниями,
содержащимися в письмах Роспотребнадзора от 22.03.2006 N 0100/3167-
06-32, от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-
06-23 и от 09.04.2006 N 0100/4023-06-23 проводятся мероприятия по
контролю, направленные на проверку соблюдения хозяйствующими
субъектами, осуществляющими оборот на территории Российской
Федерации алкогольной продукции, соответствующих требований
санитарного законодательства и законодательства о защите прав
потребителей.
Целью указанных мероприятий является обеспечение реализации
гарантированных государством прав потребителей на приобретение
товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья,
а также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и
фальсифицированной продукции за счет контроля соблюдения
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в
соответствующей части обязательных требований Федерального закона
от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О
защите прав потребителей", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-
ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции".
В этой связи продолжает вызывать озабоченность неснижаемый
объем выявляемого несоответствия алкогольной продукции
производства Республики Молдова и Республики Грузия установленным
физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному
содержанию этилового спирта, остаточного сахара, титруемой
кислотности, общему содержанию сернистой кислоты и др.), что среди
прочего свидетельствует о несоблюдении продавцами требований п. 5
ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего на
этот счет соответствующую императивную норму, а импортерами -
положений п. 3 ст. 13 ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции", определяющего, что качество ввозимой
на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной
продукции должно быть не ниже совокупности ее соответствующих
характеристик, предусмотренных государственными стандартами,
техническими условиями в области производства и оборота
алкогольной продукции.
Помимо этого во многих случаях проверяемая продукция не может
быть надлежащим образом идентифицирована, что в конечном итоге
свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об истинных
потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с
выявляемыми нарушениями установленных законодательством требований
к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (п.
1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей") и пригодность для
целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст.
4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Особую тревогу вызывает тот факт, что в значительной доле
исследованных образцов продукции, ввезенной из Республики Молдова
и Республики Грузия и произведенной на территории этих государств,
были обнаружены пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор,
гексахлорциклогексан), относящиеся к группе так называемых стойких
органических загрязнений (СОЗ), которые запрещены к применению
соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ (Стокгольм, 22 мая
2001 г.), вступившей в силу 17 мая 2004 года, по причине их
способности накапливаться в организме человека, нарушать его
репродуктивную и гормональную системы, приводить к генетическим
мутациям и врожденным дефектам, а также к снижению иммунного
статуса.
Так, только по данным территориального управления
Роспотребнадзора по городу Москве (за период с 23.03.2006 по
18.04.2006) его специалистами было отобрано и направлено для
лабораторных исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве и его филиалы в административных
округах более 1100 образцов алкогольной продукции. Из 901
исследованного образца (вина различных наименований) в 473 (52,7%)
отмечено несоответствие гигиеническим нормативам. При этом
алкогольной продукции производства Республики Грузия было
исследовано 280 образцов, из которых неудовлетворительными были
признаны 172 (61%), причем 30 из них содержали пестициды.
В отношении вин и виноматериалов производства Республики
Молдова за тот же период было исследовано 433 образца продукции,
из которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным
требованиям, а 60 (или 26,3% от общего количества
неудовлетворительных результатов) - содержали пестициды.
В результате, по материалам контрольных (надзорных) мероприятий
и лабораторных исследований были оформлены 118 санитарно-
эпидемиологических заключений о несоответствии алкогольной
продукции производства Республик Молдова и Грузия санитарным
нормам и правилам, приостановлен ввоз в Москву 60 тыс. дал
виноматериалов из Республики Молдова и реализация 1345871 литра
алкогольной продукции (производства Республики Молдова - 67143,7
л, производства Республики Грузия - 54829 л) в предприятиях
оптовой и розничной торговли в связи с непредставлением санитарно-
эпидемиологических заключений и сопроводительных документов на
продукцию, а также реализацией продукции с нарушением
установленных требований к маркировке.
По сведениям территориального управления Роспотребнадзора по
Свердловской области из 54 образцов алкогольной продукции
производства Республики Молдова 23, или 42,6%, по результатам
соответствующих лабораторных исследований не соответствовали
установленным гигиеническим нормативам (по продукции Республики
Грузия - каждая вторая проба).
В Курганской области удельный вес отрицательных проб составил:
45% - по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по грузинской.
В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
В Калининградской области при среднем показателе
неудовлетворительных лабораторных исследований отбираемых образцов
алкогольной продукции 18,5%, в отношении продукции Республики
Грузия он оказался равным 55% (при этом по коньяку он достиг
абсолютной забраковки, т.е. 100%).
В Амурской области тот же средний показатель, равный 28,6%, по
вину грузинского производства был превышен более чем на 10%,
составив 39%.
В целом же по Российской Федерации за период с 15 марта по 15
апреля 2006 г. 13403 партии алкогольной продукции территориальными
управлениями Роспотребнадзора были признаны не соответствующими
установленным требованиям, из которых 74% пришлось на долю
алкогольной продукции производства Республики Молдова (вино - 9540
партий, коньяк - 291 партия) и 21% на долю продукции Республики
Грузия (вино - 2947 партий, коньяк - 149 партий). При этом по
молдавскому коньяку из 160 исследованных проб не соответствовали
нормативным требованиям 43 пробы (26,9%), по грузинскому - 16
(19,5%) из 82.
При этом так или иначе территориальными управлениями
Роспотребнадзора отмечаются многочисленные случаи реализации
указанной продукции без сопроводительной документации, а также
факты непредставления копий справок к грузовой таможенной
декларации и продажи алкогольных напитков с нарушением
установленных требований к ее маркировке, что свидетельствует о
несоблюдении хозяйствующими субъектами соответствующих положений
ст. ст. 10.2 и 16 ФЗ "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", Постановления Правительства Российской Федерации от
08.02.2006 N 80 и Постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2005 N 872.
Кроме того, следует отметить, что факты ненадлежащего качества
винодельческой продукции производства Республики Молдова и
Республики Грузия отмечаются не только территориальными
управлениями и учреждениями Роспотребнадзора, но и
соответствующими уполномоченными организациями Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии.
Так, по сведениям Орехово-Зуевского филиала ФГУ "Менделеевский
ЦСМ", проводившего соответствующие исследования на основе
аттестованного в установленном порядке метода по выявлению
синтетических красителей в винах, указанные красители (в
частности, Е-124, Е-122) в грузинских и молдавских винах
присутствуют в 40% случаев (в концентрации от 10 до 130 мг/л).
Между тем, как уже неоднократно отмечалось Роспотребнадзором
ранее, согласно положению, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона РФ "О
защите прав потребителей", продавец, осуществляющий продажу
товаров по договору розничной купли-продажи, обязан передать
потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого
рода обычно используется. При этом потребитель имеет право на то,
чтобы алкогольная продукция, как и любой другой товар, при обычных
условиях ее использования была безопасна для его жизни и здоровья
(п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей"), отвечая при
этом обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части
органолептических и физико-химических показателей, и
соответствовала установленным нормативными документами требованиям
к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных),
биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других
представляющих опасность биологических организмов (п. 1 ст. 15 ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов").
В этой связи очевидно, что нахождение в обороте и на
потребительском рынке алкогольной продукции производства
Республики Молдова и Республики Грузия, не соответствующей не
только нормативным и законодательно закрепленным, но и обычно
предъявляемым требованиям, не обеспечивает соответствующее
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является
нарушением установленных законом прав потребителей и представляет
опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
С учетом изложенного и рассматривая государственный контроль за
качеством и безопасностью алкогольной продукции как важнейший
элемент государственного регулирования в области ее оборота,
направленного на защиту экономических интересов Российской
Федерации и обеспечение нужд потребителей в указанной продукции,
руководствуясь п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-
ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.
ст. 23, 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагаю всем
хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот алкогольной
продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия,
т.е. закупку (импорт), поставку, хранение и розничную реализацию,
принять меры, направленные на прекращение ее реализации и изъятие
из оборота.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|