КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2006 г. N 114-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН КЕХМАНА БОРИСА АБРАМОВИЧА И КЕХМАН АЛЛЫ ИОСИФОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 6
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова,
Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева,
А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Б.А. Кехмана и А.И. Кехман
вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
граждане Б.А. Кехман и А.И. Кехман оспаривают конституционность
положений статьи 6 УПК Российской Федерации, согласно которым
уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только
защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от
преступлений, но и защиту личности от незаконного и
необоснованного обвинения, а уголовное преследование и назначение
виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению
уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного
преследования невиновных.
Как следует из представленных материалов, в ходе расследования
по уголовному делу, возбужденному по факту незаконного присвоения
принадлежащего А.И. Кехман автомобиля, исполняющим обязанности
начальника Главного следственного управления Главного управления
внутренних дел Самарской области были даны письменные указания о
проведении в отношении супругов Кехман следственных действий и
оперативно-розыскных мероприятий, направленных на проверку
утверждения подозреваемого по данному делу о том, что автомобиль
был им куплен у них, а деньги полностью выплачены. Б.А. Кехман и
А.И. Кехман обжаловали эти указания в Самарский районный суд
города Самары, который своим постановлением признал их законными.
При этом суд сослался на положения статьи 6 УПК Российской
Федерации. Самарский областной суд, рассматривавший кассационную
жалобу, оставил данное постановление без изменения.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения - в их
истолковании правоприменительными органами - нарушают их
конституционные права, закрепленные статьями 46 и 52 Конституции
Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителей о том, что их жалоба не соответствует
требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные Б.А. Кехманом и А.И. Кехман материалы, не находит
оснований для принятия их жалобы к рассмотрению.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе
обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на
нарушение законом своих конституционных прав и свобод и такая
жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом,
примененным или подлежащим применению в деле заявителя,
затрагиваются его конституционные права и свободы.
Статья 52 Конституции Российской Федерации устанавливает, что
права потерпевших от преступлений охраняются законом, а
государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию
причиненного ущерба.
Касаясь вопроса о законодательных гарантиях права потерпевших
на доступ к правосудию, Конституционный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 8 декабря 2003 года N 18-П по делу о проверке
конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237,
239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 УПК
Российской Федерации указал, что такие гарантии предполагают, по
меньшей мере, установление на основе исследованных доказательств
обстоятельств происшествия, в связи с которым было возбуждено
уголовное дело, его правильную правовую оценку, выявление
конкретного вреда, причиненного обществу и отдельным лицам, и
действительной степени вины лица в совершении инкриминируемого ему
деяния. При этом интересы потерпевшего в уголовном
судопроизводстве не могут быть сведены исключительно к возмещению
причиненного ему вреда, - они в значительной степени связаны с
разрешением вопросов о доказанности обвинения, его объеме,
применении уголовного закона и назначении наказания, тем более что
во многих случаях от решения этих вопросов зависят реальность и
конкретные размеры возмещения вреда, что предполагает
предоставление потерпевшему адекватных процессуальных возможностей
для их отстаивания.
Реализация конституционных положений, гарантирующих права
потерпевших от преступлений, однако, не исключает необходимость
соблюдения закрепленного в статье 49 (часть 1) Конституции
Российской Федерации принципа, согласно которому каждый обвиняемый
в совершении преступления считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом
порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29
июня 2004 года N 13-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК Российской
Федерации подчеркнул, что, осуществляя от имени государства
уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-
публичного обвинения и тем самым - защиту прав потерпевших,
прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные
лица, выступающие на стороне обвинения, должны следовать
назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным
данным Кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении
средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в
уголовном судопроизводстве (статья 11), исходить в своей
профессиональной деятельности из презумпции невиновности (статья
14), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту
(статья 16), принимать решения в соответствии с требованиями
законности, обоснованности и мотивированности (статья 7), в силу
которых обвинение может быть признано обоснованным только при
условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно
исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Осуществление
указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком
объеме, гарантируемое их особым процессуальным статусом и
полномочиями, а также наличием судебного контроля в отношении их
действий и решений, включая контроль со стороны апелляционной,
кассационной и надзорной инстанций, обеспечивает в рамках
уголовного судопроизводства выполнение государством своей
обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод
человека и гражданина, их обеспечению правосудием (статьи 2 и 18
Конституции Российской Федерации).
С учетом этого, а также исходя из предписаний статей 2, 18 и 45
(часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что
государственная защита прав и свобод человека и гражданина
гарантируется и что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются
правосудием, дознаватель, следователь, прокурор и суд, осуществляя
доказывание по уголовному делу, обязаны принимать в установленном
законом порядке все зависящие от них меры к тому, чтобы были
получены доказательства, подтверждающие как виновность, так и
невиновность лица в совершении инкриминируемого ему преступления.
При этом осуществление в указанных целях как следственных
действий, так и оперативно-розыскных мероприятий предполагает
обязательность соблюдения специальных норм Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона
"Об оперативно-розыскной деятельности", определяющих конкретные
основания, условия и порядок их проведения.
С учетом этого сама по себе статья 6 УПК Российской Федерации,
имеющая общий характер и провозглашающая в соответствии с
требованиями Конституции Российской Федерации двуединую задачу
уголовного судопроизводства - защиту прав и законных интересов лиц
и организаций, потерпевших от преступных действий, и защиту
личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения ее прав и свобод, конституционные права заявителей не
нарушает, а потому их жалоба не может быть признана отвечающей
закрепленному в Федеральном конституционном законе "О
Конституционном Суде Российской Федерации" критерию допустимости
такого рода обращений.
Проверка же законности и обоснованности проведения в отношении
Б.А. Кехмана и А.И. Кехман оперативно-розыскных мероприятий, равно
как и оценка принятых в связи с этим судебных решений в
компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входят,
а относятся к ведению соответствующих судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кехмана
Бориса Абрамовича и Кехман Аллы Иосифовны, поскольку она не
отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|