ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 апреля 2006 г.
N 10
ОБ УСИЛЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние условий труда водителей
автотранспортных средств и работников автомобильной
промышленности, установил.
Численность работников на транспорте, занятых во вредных и
опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам составляет 16,7% от общей численности работающих в
автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес
транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам,
превышает 35%.
Труд водителей по-прежнему характеризуется воздействием
комплекса неблагоприятных производственных факторов.
Ненормированный рабочий день, продолжительность смены более 10-12
часов, связанные с командировочными выездами, нервно-эмоциональное
напряжение, связанное с повышенным количеством и характером
поступающей информации, ответственность за жизнь пассажиров по
показателям напряженности трудового процесса относят труд
водителей к классу 3.2. (вредные условия 2 степени).
Удельный вес лабораторно-инструментальных исследований,
выполненных на рабочих местах водителей и не отвечающих
требованиям гигиенических нормативов, остается на протяжении ряда
лет стабильно высоким, не имеет тенденции к снижению и составляет:
по шуму - 42,5%, вибрации - 25,1%, показателям микроклимата -
более 10%, освещенности - 8%.
Основным источником поступления химических веществ в кабину
водителей являются выхлопные газы автотранспорта. Содержание
оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе
превышает предельно допустимые концентрации в 3-6 раз.
В то же время, необходимые исследования и анализ комплексного
неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм
водителей и другого персонала транспортных средств проводятся в
недостаточном объеме. Отсутствие единых методических подходов
затрудняет осуществление государственного санитарно-
эпидемиологического надзора при эксплуатации автомобилей и
проведении гигиенических экспертиз условий труда и единиц
автотранспортной техники.
В связи с вышеперечисленным, в последние годы наметилась
тенденция роста профессиональной патологии среди работников
автотранспорта (в 2000 году - 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 -
0,47) и автомобильной промышленности (в 2001 году - 4,69 на 10
тыс. работающих, в 2004 - 6,46).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по
отдельным отраслям и промышленным предприятиям на транспорте
остается высокой. В структуре заболеваемости первое место занимает
группа простудных заболеваний, связанных со спецификой работы в
неблагоприятных условиях; второе место - заболевания костно-
мышечной системы, в результате физического напряжения, вынужденной
рабочей позы и периодического переохлаждения организма; третье
место - заболевания сердечно-сосудистой системы и органов
пищеварения, связанные с высоким уровнем нервно-эмоционального
перенапряжения, неудовлетворительной организации питания.
Помимо этого, негативное влияние транспортных средств и
объектов транспортной инфраструктуры на среду обитания человека
продолжает иметь место и увеличивает риск для здоровья населения.
Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий
атмосферный воздух, является одним из основных источников
загрязнения окружающей среды в крупных городах и населенных
пунктах.
В целях оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда
водителей транспортных средств, на основании статьи 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482),
постановляю:
1. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации и на транспорте:
1.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за условиями труда водителей транспортных средств;
1.2. Организовать проведение лабораторно-инструментального
контроля при гигиенической оценке условий труда водителей
автотранспортных средств;
1.3. В срок до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые
проверки условий труда, обратив особое внимание на водителей,
выполняющих дальние рейсы;
1.4. Представить информацию о проведенных мероприятиях в адрес
Федеральной службы в срок до 01.11.2006;
2. Рекомендовать руководителям автотранспортных организаций:
2.1. Рассмотреть вопрос о проведении мероприятий по улучшению
условий труда, оптимизации режима труда, организации и обеспечения
санитарно-бытовых условий;
2.2. Обратить особое внимание на систему медицинского
обслуживания водителей транспортных средств, организацию на
должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых
медицинских осмотров.
3. Руководителю ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский
институт гигиены и профессиональной патологии" Роспотребнадзора
(Тихомиров Ю.П.):
3.1. Подготовить предложения по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия условий труда водителей
транспортных средств, совершенствованию гигиенической экспертизы
условий труда и единиц автотранспортной техники;
3.2. Разработать и обосновать комплекс организационных,
санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных
рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и
заболеваний с временной утратой трудоспособности водителей
автотранспортных средств.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П.Гульченко).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|