МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак
В связи с поступающими в Рособрнадзор вопросами, связанными с
новыми критериями показателя государственной аккредитации
"Методическая работа" ("Процент учебных дисциплин основных
образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими
комплексами" и "Использование инновационных методов в
образовательном процессе"), утвержденными Приказом Рособрнадзора
от 30.09.2005 N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и
критериев государственной аккредитации высших учебных заведений",
сообщаем следующее.
В соответствии с письмами Минобразования России от 19.05.2000 N
14-52-357ин/13 "О порядке формирования основных образовательных
программ высшего учебного заведения на основе государственных
образовательных стандартов", Минобрнауки России от 23.03.2006 N 03-
344 и Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 "Об
использовании дистанционных образовательных технологий" учебно-
методический комплекс дисциплины является частью основной
образовательной программы высшего учебного заведения,
разрабатываемой по каждому направлению или специальности
подготовки, и в него входят:
1.1. Рабочая учебная программа дисциплины, содержащая:
- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями
основной образовательной программы, в том числе имеющие
междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;
- содержание дисциплины, структурированное по видами учебных
занятий с указанием их объемов;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень
основной и дополнительной литературы, методические рекомендации
(материалы) преподавателю и методические указания студентам;
- требования к уровню освоения программы и формы текущего
промежуточного и итогового контроля.
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут
оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны
указывать на средства, методы обучения, способы учебной
деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и
разделов наиболее эффективно.
Методические указания для студентов могут оформляться в виде
приложения к программе дисциплины и должны раскрывать
рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а
также выполнение самостоятельной работы, в том числе курсовых
работ (проектов).
1.2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями
к итоговой аттестации, установленными государственными
образовательными стандартами высшего профессионального
образования).
Методические указания и материалы, упомянутые в п. 1.1 и 1.2
настоящего письма, должны формироваться с учетом положения о
проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся вуза, разработка которого предусмотрена п.
41 Типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264.
2. Под инновационными методами в высшем профессиональном
образовании подразумеваются методы, основанные на использовании
современных достижений науки и информационных технологий в
образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем
развития у студентов творческих способностей и самостоятельности
(методы проблемного и проективного обучения, исследовательские
методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию
творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.).
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной,
так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование
модульно-кредитных и модульно-рейтенговых систем обучения и
контроля знаний, как правило, также способствует развитию
самостоятельности и ответственности будущих специалистов.
Заместитель руководителя
Е.Н.ГЕВОРКЯН
|