ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2006 года
Дело N 74-Г06-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Калининой Л.А.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
С. об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от
27 декабря 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Калининой Л.А., объяснения С., Судебная коллегия
установила:
заключением (решением) квалификационной коллегии судей
Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2005 года отказано в
рекомендации кандидату С. к назначению на вакантную должность
судьи Мирнинского районного федерального суда Республики Саха
(Якутия).
С. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с
заявлением о признании незаконным данного заключения (решения),
указав, что оно принято с нарушением статьи 5, пунктов 6, 8 статьи
6, статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О
статусе судей Российской Федерации", поскольку отбор кандидатов
был осуществлен на должность, которая не являлась вакантной в силу
того, что заявитель замещал ее с 21 мая 2002 года, отказа в
рекомендации к назначению на эту должность без ограничения срока
полномочий он не получал.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено
вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе заявитель просит это решение отменить и
принять новое решение, обязывающее квалификационную коллегию судей
Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о рекомендации на
должность судьи Мирнинского районного федерального суда без
ограничения срока полномочий по существу.
Полагает, что решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 27 декабря 2005 года является незаконным и необоснованным,
постановленным с нарушением норм материального права, регулирующих
отбор кандидатов на должность судьи.
Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы
дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации не находит оснований к его отмене.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992
года отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на
конкурсной основе;
сообщение об открытии вакантной должности судьи в
соответствующую квалификационную коллегию судей направляется
председателем суда, в котором открылась эта должность, не позднее
чем через десять дней после открытия вакансии;
решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на
должность судьи принимается квалификационной коллегией судей по
результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на
должность судьи, итогов проверки достоверности документов и
сведений, указанных в пункте 6 данной статьи, и с учетом
результатов квалификационного экзамена. Если в процессе проверки
указанных в пункте 6 данной статьи документов и сведений
установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие
документы и сведения, не может быть рекомендован на должность
судьи;
в случае если ни один из граждан, претендующих на должность
судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность
судьи, предъявляемым законом, квалификационной коллегией судей
принимается мотивированное решение об отказе в рекомендации на
должность судьи в отношении каждого из этих граждан и объявляется
в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и
рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи;
решение квалификационной коллегии судей о рекомендации
гражданина на должность судьи направляется председателю
соответствующего суда, который в случае согласия с указанным
решением вносит в установленном порядке представление о назначении
рекомендуемого лица на должность судьи.
Из материалов дела следует:
две вакантные должности в Мирнинском районном федеральном суде
Республики Саха (Якутия) открылись 21 мая 2005 года;
сообщение об этом поступило в квалификационную коллегию судей
Республики Саха (Якутия) от председателя этого суда 21 мая 2005
года;
о проведении конкурса объявлено в республиканской газете
"Якутия" от 11 июня 2005 года;
на две вакантные должности судей поступили заявления от
Воронова С.А., С., Рахманина Н.Б.;
заявление и документы претендентами представлены в соответствии
с требованиями закона;
назначенное на 28 сентября 2005 года заседание квалификационной
коллегии судей, было отложено в связи с поступлением жалобы в
отношении С.;
заседание состоялось 26 октября 2005 года;
по результатам оценки представленных документов, уровня
специальной подготовки, стажа, опыта работы, результатов судебной
деятельности, деловых и моральных качеств квалификационная
коллегия судей посчитала возможным дать рекомендацию на должность
судьи претенденту Воронову С.А.;
решение принято правомочным составом.
При таких обстоятельствах, вывод Верховного Суда Республики
Саха (Якутия) о том, что квалификационной коллегией судей
Республики Саха (Якутия) порядок отбора кандидатов на должность
судьи не нарушен, является правильным, а решение об отказе в
удовлетворении заявления С. - законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что квалификационная коллегия судей
должна была рассматривать вопрос о даче рекомендации Воронову С.А.
только после предварительного рассмотрения кандидатуры С. в силу
того, что он действующий судья, является надуманным, ибо
трехлетний срок полномочий, на который заявитель был назначен
Указом Президента Российской Федерации N 499 от 21 мая 2002 года,
истек 21 мая 2005 года.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона Российской
Федерации от 26 июня 1992 года истечение срока полномочий судьи,
если они были ограничены определенным сроком, является основанием
для прекращения полномочий судьи.
При этом положений, предусматривающих особый порядок отбора
кандидатов на замещение должности без ограничения срока полномочий
либо предоставляющих при отборе кандидатов преимущественное право
бывшим судьям, в законе не содержится.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что выводы в решении
сделаны судом без учета пункта 8 статьи 6 Закона Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", введенного
Федеральным законом от 5 апреля 2005 года N 33-ФЗ, не может
повлиять на отмену постановленного решения.
Действительно, по смыслу этого пункта, соответствующая
квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии
судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места
приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также
времени и места рассмотрения поступивших заявлений - не позднее
чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий судьи, а в
случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10
дней со дня открытия вакансии судьи.
Между тем данная законодательная новелла прав С. при отборе
кандидатов на должность судьи не ухудшила, ему была предоставлена
возможность участвовать в конкурсе, лично присутствовать на
заседании коллегии, отвечать на вопросы, давать пояснения и
высказывать соображения наравне с другими претендентами.
Таким образом, предусмотренных статьями 362, 363 ГПК РФ
оснований для отмены решения Верховного Суда Республики Саха
(Якутия) в кассационном порядке не имеется.
Решение постановлено в соответствии с процессуальным правом и
на основе норм материального права, регулирующих спорное
правоотношение.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 декабря
2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без
удовлетворения.
|