МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 17-22/11738
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В связи с возникающими проблемами при организации и проведении
проверочных мероприятий Управление таможенной инспекции направляет
разъяснения по следующим вопросам:
1. Правомерно ли направление запросов о представлении
документов и сведений в организации, осуществляющие реализацию
товаров иностранного производства на внутреннем рынке, в целях
сопоставления со сведениями, заявленными при таможенном оформлении
импортерами аналогичных товаров?
В соответствии с п. 4 ст. 363 Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - ТК России) таможенные органы наделяются правом
запрашивать и получать документы и сведения, имеющие отношение не
к любой внешнеэкономической операции, а к той, которая имеет
непосредственное отношение к ранее выпущенному товару. При этом
целью запроса является проверка достоверности сведений, заявленных
при таможенном оформлении этих товаров. Оснований для запроса о
представлении документов и сведений у организаций, осуществляющих
реализацию товаров иностранного производства на таможенной
территории Российской Федерации, в целях сопоставления со
сведениями, заявленными импортерами при таможенном оформлении
аналогичных товаров, в рамках названной статьи не имеется.
2. Правомерно ли направление запросов владельцам, комиссионерам
и отправителям экспортируемых товаров о представлении документов и
сведений?
В п. 4 ст. 363 ТК России законодателем определена не только
категория документов, относящихся к внешнеэкономическим операциям
(т.е. как при ввозе, так и при вывозе товаров), а также категория
лиц, у которых таможенные органы вправе их запрашивать. В качестве
таких лиц, помимо декларантов, указаны иные лица, имеющие
отношение к операциям с данными товарами. Таким образом, не
вызывает сомнения правомерность направления запросов о
представлении документов и сведений в отношении экспортируемых
товаров владельцам, комиссионерам и отправителям товаров в рамках
ст. 363 ТК России.
3. При проведении подразделениями таможенной инспекции
аналитической работы с использованием различных источников
информации выявляется значительное (более 200%) расхождение цены,
по которой товар иностранного производства реализуется на
внутреннем рынке со стоимостью аналогичного товара, заявленной при
таможенном оформлении. Может ли данный факт являться основанием
для назначения специальной таможенной ревизии в отношении
реализатора (владельца) товара, если в отношении импортера
осуществить проверочные мероприятия не представляется возможным
(прекращение внешнеэкономической деятельности, отсутствие по месту
государственной регистрации)?
Основания для проведения специальной таможенной ревизии
установлены п. 3 ст. 376 ТК России применительно к субъектам, у
которых такая форма таможенного контроля может быть проведена. У
лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными
товарами (реализаторов), специальная таможенная ревизия может быть
проведена только в случае, если обнаружены данные, которые могут
свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную
территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК
России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных
пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности.
В то же время в соответствии с п. 2 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с
определением таможенной стоимости товаров" признаки
недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от
условий, влияние которых не может быть учтено при определении
таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии
цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных
таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными
товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации
при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных
иных официальных или общепризнанных источников информации, включая
сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а
также товарно-ценовых каталогов.
Полагаем, что информация, полученная в результате аналитической
работы с использованием ценовой информации, может являться
основанием для назначения специальной таможенной ревизии. Однако
при принятии решения о ее проведении таможенным органам следует
учитывать как специфику рынка товаров, в том числе информацию о
стоимости конкретных ввозимых товаров, так и специфику реализации
товаров (отдельные виды товаров или широкий спектр, например,
товары народного потребления или автомобили).
4. Возможно ли рассмотрение факта непредставления запрошенных в
соответствии со ст. 363 ТК России документов и сведений в качестве
одного из оснований для назначения таможенной ревизии, а также с
какого момента запрошенные документы и сведения считаются
непредставленными. Правовые последствия нарушения сроков
представления либо непредставления организациями документов и
сведений, запрошенных в установленном порядке?
Основания для назначения специальной таможенной ревизии четко
определены в п. 3 ст. 376 ТК России. Законодателем не случайно
используется формула "при обнаружении данных, которые могут
свидетельствовать...". Это означает конкретное основание - наличие
определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о
возможном нарушении таможенного законодательства. Наличие
неподтвержденных признаков не может служить основанием для того,
чтобы принять решение о назначении специальной таможенной ревизии.
У таможенных органов остается право "сомневаться" в
недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть
обоснованы.
Поскольку п. 3 ст. 376 ТК России в отношении декларантов
(импортеров), а также лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела, предполагает проведение предварительной
проверки, по результатам которой выявляется необходимость в
проведении более детальных проверочных мероприятий в рамках
специальной таможенной ревизии, то, следовательно, факт
непредставления запрошенных документов и сведений "автоматически"
не может служить основанием для назначения специальной таможенной
ревизии.
Для принятия решения о проведении специальной таможенной
ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую и розничную
продажу ввезенными товарами (реализаторов), в случае
непредставления запрошенных таможенными органами документов и
сведений следует обобщить имеющуюся информацию на предмет наличия
в ней данных, указанных в абзаце четвертом п. 3 ст. 376 ТК России.
Только при обнаружении таких данных таможенный орган вправе
провести специальную таможенную ревизию.
Срок, с которого документы и сведения считаются
непредставленными, определяется исходя из срока, определенного
таможенным органом для их представления (п. 2 ст. 363 ТК России).
Если не установлено иное, то таким сроком будет следующий день со
дня истечения срока, определенного таможенным органом. При этом
день истечения срока следует исчислять с учетом положений главы 11
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России),
например в случае, если последний день истечения срока приходится
на выходной день, то днем окончания срока считается ближайший
следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК России).
В соответствии с п. 2 ст. 363 ТК России таможенный орган
запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля, в письменной форме и устанавливает срок их
представления, который должен быть достаточен для этого. По
мотивированному обращению лица указанный срок продлевается
таможенным органом на время, необходимое для представления
указанных документов и сведений. Аналогичная норма содержится и в
п. 3 ст. 367 ТК России. Единственным требованием к оформлению
запроса на представление документов и сведений является соблюдение
письменной формы.
Ответственность за непредставление документов и сведений,
запрошенных таможенным органом при проведении таможенного
контроля, в установленный срок предусмотрена ч. 3 ст. 16.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. При проведении специальной таможенной ревизии установлено
отсутствие у проверяемого лица счетов-фактур на реализуемые товары
иностранного производства (товар реализуется по договору комиссии
или агентскому договору). По факту возможного назначения
специальной таможенной ревизии в данном случае в отношении
владельца товара позиция изложена в п. 4 данного письма.
6. Какие данные должны содержать письма с просьбой о назначении
специальных таможенных ревизий, полученные от структурных
подразделений таможенных, налоговых, правоохранительных и
контролирующих органов, для того чтобы являться основанием для их
назначения?
Учитывая многообразие случаев перемещения товаров через
таможенную границу Российской Федерации, данные могут быть любые,
которые свидетельствуют о признаках, перечисленных в п. 3 ст. 376
ТК России.
Просим руководствоваться данными разъяснениями в своей
деятельности.
Начальник
Управления таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
С.Э.ЗОЛОТОВ
|