ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2006 года
Дело N 60-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 5 апреля 2006 г. гражданское
дело по кассационным жалобам Совета народных депутатов Камчатской
области, губернатора и администрации Камчатской области на решение
Камчатского областного суда от 27 декабря 2005 г., которым
удовлетворено заявление прокурора Камчатской области о признании
противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим
применению постановления Совета народных депутатов от 16 мая 2003
г. N 500 об утверждении долгосрочной областной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных
народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя губернатора и
администрации Камчатской области Курасовой Т.Б., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда законным, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
первый заместитель прокурора Камчатской области обратился в суд
с заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению
постановления Совета народных депутатов Камчатской области от 16
мая 2003 года N 500 об утверждении долгосрочной областной целевой
программы "Экономическое и социальное развитие коренных
малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до
2011 года".
В обоснование своих доводов прокурор указал, что Постановление
Совета народных депутатов Камчатской области от 16 мая 2003 года N
500, утверждающее программу социально-экономического развития
субъекта РФ, представленную губернатором Камчатской области,
противоречит федеральному законодательству, поскольку программы
социально-экономического развития субъекта РФ, представленные
высшим должностным лицом субъекта РФ, утверждаются законом
субъекта РФ.
Решением Камчатского областного суда от 27 декабря 2005 г.
заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Совета народных депутатов Камчатской
области, губернатора и администрации Камчатской области поставлен
вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября
1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" деятельность органов
государственной власти субъекта Российской Федерации
осуществляется в соответствии с принципом верховенства Конституции
Российской Федерации и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации.
В соответствии с подп. "г" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6
октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" программы
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации,
представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, утверждаются
законом субъекта РФ.
Согласно ст. 2 Закона Камчатской области от 2 июня 2003 года N
94 "О концепциях, прогнозах и государственных программах социально-
экономического развития Камчатской области" программа социально-
экономического развития Камчатской области - основанная на
положениях концепции социально-экономического развития Камчатской
области комплексная система целевых ориентиров социально-
экономического развития и планируемый органами государственной
власти Камчатской области комплекс взаимоувязанных по содержанию,
срокам выполнения и ресурсам программных мероприятий правового,
организационного, экономического, финансового и социального
характера, направленных на достижение указанных ориентиров.
Как правильно указал суд в решении, из системного анализа
положений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти объектов Российской
Федерации", Закона Камчатской области от 2 июня 2003 года N 94 "О
концепциях, прогнозах и государственных программах социально-
экономического развития Камчатской области", программы
"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных
народов Севера в Камчатской на период до 2011 года" следует, что
долгосрочная областная целевая программа "Экономическое и
социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в
Камчатской области на период до 2011 года", утвержденная
постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 16
мая 2003 года N 500, содержит все признаки, присущие программе
социально-экономического развития субъекта РФ, в частности:
наименование, характеризующее ее направленность; содержание
решаемых вопросов и проблем; основные задачи (среди которых
повышение эффективности использования собственности Камчатской
области и муниципальных образований); системность и комплексность
проводимых мероприятий организационного, экономического,
правового, финансового и социального характера; определенные цели
и предполагаемые результаты; срок реализации и объем затрат, в том
числе поэтапно; источники финансирования (федеральный и областной
бюджеты, внебюджетные источники); объемы и виды финансирования как
в целом, так и по отдельным направлениям (л.д. 5 - 9).
В связи с этим доводы представителя Совета народных депутатов
Камчатской области, представителя губернатора и администрации
Камчатской области о том, что в представленной губернатором
Камчатской области программе "Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области до 2011
года" отсутствуют существенные условия программы социально-
экономического развития субъекта РФ, обоснованно признаны
несостоятельными.
Таким образом, является правильным вывод суда о том,
долгосрочная областная целевая программа "Экономическое и
социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в
Камчатской области до 2011 года", представленная губернатором
Камчатской области, является программой социально-экономического
развития субъекта РФ и должна быть утверждена законом субъекта, а
не постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от
16 мая 2003 года N 500 (л.д. 5 - 9).
Следовательно, постановление Совета народных депутатов
Камчатской области от 16 мая 2003 года N 500 об утверждении
долгосрочной областной целевой программы "Экономическое и
социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в
Камчатской области на период до 2011 года" противоречит
Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован,
соответствует требованиям закона и оснований считать его
неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационных жалоб о том, что оспариваемая программа не
является программой социально-экономического развития субъекта РФ,
основаны на неправильном истолковании подп. "г" п. 2 ст. 5
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации".
По смыслу указанной правовой нормы к программам социально-
экономического развития субъекта РФ относятся в том числе и
целевые программы, касающиеся всей территории субъекта Российской
Федерации, что и имеет место в данном конкретном случае.
Ссылка на другие положения названного Федерального закона
несостоятельна, поскольку вопрос о том, в какой форме утверждаются
программы социально-экономического развития субъекта РФ,
урегулирован его подп. "г" п. 2 ст. 5.
Несостоятельна и ссылка на ст. 179 Бюджетного кодекса РФ,
поскольку в нем не определено, что долгосрочные целевые программы
социально-экономического развития субъекта РФ подлежат утверждению
именно постановлением законодательного (представительного) органа
субъекта РФ.
Поскольку порядок утверждения программ социально-экономического
развития субъекта РФ урегулирован Федеральным законом, он не может
быть урегулирован по иному законами субъекта РФ. В связи с этим не
свидетельствуют о незаконности решения суда и ссылки в
кассационных жалобах на Закон Камчатской области "О концепциях,
прогнозах и государственных программах социально-экономического
развития Камчатской области".
Нарушений судом норм материального права, которые бы привели
или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе
и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не
допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Камчатского областного суда от 27 декабря 2005 г.
оставить без изменения, а кассационные жалобы Совета народных
депутатов Камчатской области, губернатора и администрации
Камчатской области - без удовлетворения.
|