МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 апреля 2006 г. N 01-06/11281
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОПУСКА СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В ФТС России поступают жалобы лиц на нарушение таможенными
органами сроков выставления требований об уплате таможенных
платежей и в этой связи - порядка и сроков их принудительного
взыскания. В целях устранения причин, порождающих обоснованные
жалобы, ФТС России рекомендует таможенным органам при принятии
решений о взыскании таможенных платежей учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты
таможенных пошлин, налогов в установленные сроки указанные
пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно.
Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов с юридических и
физических лиц представляет собой определенную совокупность
последовательных действий, совершаемых в рамках установленных
Кодексом сроков. Это, в частности: общий срок для выставления
требования об уплате таможенных платежей (срок давности
выставления требования, за пределами которого принудительное
взыскание не может быть осуществлено) - 3 года со дня истечения
срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления
события, влекущего обязанность по их уплате; срок для направления
требования лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, по
конкретному факту их неуплаты или неполной уплаты - 10 дней со дня
обнаружения такого факта; срок для добровольного исполнения лицом
обязанности по уплате таможенных платежей - от 10 рабочих до 20
календарных дней со дня получения требования; срок для принятия
решения о бесспорном взыскании таможенных платежей - 30 дней со
дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных
платежей.
При этом не урегулированными Таможенным кодексом Российской
Федерации остались вопросы относительно:
- правовых последствий нарушения таможенными органами 10-
дневного срока направления требования об уплате таможенных
платежей;
- сроков для обращения таможенных органов в суды с исками о
взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей.
Направление лицу, ответственному за уплату таможенных платежей,
требования об их уплате предшествует применению таможенными
органами мер по их принудительному взысканию, является
обязательным условием применения указанных мер и направляется лицу
во всех случаях, за исключением прямо определенных Таможенным
кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 348 Таможенного
кодекса Российской Федерации, пункт 18.4 Методических указаний о
порядке применения таможенными органами положений Таможенного
кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам,
утвержденных распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 года N 647-
р). Исходя из этого и принимая во внимание, что лицу всегда должно
быть предложено исполнить обязанность по уплате таможенных
платежей в добровольном порядке, требование об их уплате должно
направляться и в случае пропуска таможенным органом 10-дневного
срока направления требования (в пределах 3-летнего срока давности
выставления требования).
Нарушение таможенным органом указанного срока направления
требования об уплате таможенных платежей не является основанием к
отмене требования и не препятствует их принудительному взысканию.
Однако учитывая, что бесспорное взыскание предполагает лишение
лица принадлежащих ему денежных средств помимо и вопреки его воле,
несоблюдение срока направления требования об уплате таможенных
платежей влечет недопустимость реализации таможенным органом
полномочий по их бесспорному взысканию. В этом случае таможенные
платежи могут быть взысканы только в судебном порядке. Иное имело
бы следствием грубое нарушение прав лиц, ответственных за уплату
таможенных платежей.
Относительно сроков для обращения таможенных органов в суды с
исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей и
порядка их исчисления сообщаем следующее. Отсутствие в Таможенном
кодексе Российской Федерации нормы, определяющей сроки для
обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании
таможенных платежей, не означает, что взыскание указанных платежей
в судебном порядке не ограничено никакими временными пределами.
Это противоречило бы принципам целесообразного и справедливого
налогообложения. В этой связи и на основании пункта 1 статьи 3
Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2
Налогового кодекса Российской Федерации таможенным органам при
определении сроков давности для обращения в суды с исками о
взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо
руководствоваться положениями части 3 статьи 48 Налогового кодекса
Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в
судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный 6
месяцам. При этом необходимо учитывать разъяснения Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28
февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части
первой Налогового кодекса Российской Федерации", о применении
указанного срока давности также в отношении юридических лиц.
Исчисление указанного срока для взыскания таможенных платежей в
судебном порядке должно производиться таким образом, как если бы
требование об уплате таможенных платежей было направлено
таможенным органом с соблюдением установленного Таможенным
кодексом Российской Федерации 10-дневного срока. Аналогичным
образом следует исчислять срок давности для обращения таможенного
органа в суд с иском о взыскании неуплаченных таможенных платежей
в случае пропуска таможенным органом 30-дневного срока для
принятия решения об их бесспорном взыскании. Данная позиция
основана на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, изложенной в названном выше Постановлении, а также в
Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с
применением отдельных положений части первой Налогового кодекса
Российской Федерации, направленном информационным письмом от 17
марта 2003 года N 71.
Таким образом, срок для обращения таможенных органов в суды с
исками о взыскании неуплаченных таможенных платежей следует
исчислять с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты
таможенных платежей путем сложения следующих сроков:
срок для направления требования лицу, ответственному за уплату
таможенных платежей, - 10 дней;
срок доставки требования указанному лицу, если требование
направляется с использованием почтовой связи, - 6 дней со дня
отправления заказного письма;
срок, определенный в требовании для добровольного исполнения
обязанности по уплате таможенных платежей, - от 10 рабочих, но не
более 20 календарных дней;
срок для принятия решения о бесспорном взыскании таможенных
платежей - 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об
уплате таможенных платежей;
пресекательный срок для обращения в суд налогового органа с
иском о взыскании налогов, сборов - 6 месяцев с момента истечения
срока, предусмотренного для бесспорного взыскания.
Необходимо также учитывать положения пункта 10 указанного выше
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации о том, что если суд, принявший к рассмотрению иск
налогоплательщика о признании недействительным требования
налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил ответчику
производить взыскание оспариваемых сумм (статья 91 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации), срок, в течение
которого действует соответствующее определение суда, не включается
в срок для принятия решения о бесспорном взыскании, так как в этот
период существуют юридические препятствия для осуществления
налоговым органом необходимых для взыскания действий.
Срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании
таможенных платежей с физического лица складывается из аналогичных
сроков, за исключением 30-дневного срока для принятия решения о
бесспорном взыскании неуплаченных таможенных платежей.
Заместитель руководителя
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА
|