ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2006 года
Дело N 56-Г06-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании 29 марта 2006 г. гражданское
дело по кассационной жалобе ОАО "Водоканал" на решение Приморского
краевого суда от 13 декабря 2005 г., которым ему отказано в
удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и
недействующим постановления правительства администрации
Приморского края от 12 октября 2005 г. N 226-па "Об утверждении
тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения
(канализации)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя ОАО "Водоканал" Шалякина
А.А., представителей администрации Приморского края Миронова И.О.,
РЭК Приморского края Капоровой О.В., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л.,
полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ОАО "Водоканал" обратилось в суд с заявлением о признании
противоречащим закону и признании не действующим со дня его
принятия постановления администрации Приморского края от 12
октября 2005 г. N 226-па "Об утверждении тарифов на услуги систем
водоснабжения и водоотведения (канализации)".
В обоснование своих требований заявитель указал, что пунктом 1
данного постановления утверждены тарифы для ОАО "Водоканал" на
услуги систем водоснабжения и водоотведения (канализации),
оказываемые всем юридическим и физическим лицам, находящимся на
территории Владивостокского городского округа: за услуги системы
водоснабжения в размере 10 руб. 02 коп. за 1 куб. метр (без налога
на добавленную стоимость), за услуги системы водоотведения
(канализации) - 3 руб. 50 коп. В соответствии с п. 3 указанного
постановления оно вступило в силу со дня его официального
опубликования (газета "Утро России" от 15.10.2005). Полагал, что
постановление N 226-па противоречит федеральному законодательству,
поскольку принято администрацией Приморского края с превышением
своих полномочий, т.к. в соответствии со ст. 6 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления"
организация, содержание и развитие муниципального водоснабжения и
канализации относятся к предмету ведения местного самоуправления.
Следовательно, установление тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения (канализацию) находится в компетенции органов
местного самоуправления. Ссылался на то, что аналогичная норма
содержится в Постановлении Правительства РФ N 392 от 30.07.2004 и
Постановлении Правительства РФ N 1099 от 26.09.1994. Кроме того,
заявитель указал, что администрацией Приморского края нарушен
порядок установления тарифов: тарифы утверждены без проведения
независимой экспертизы обоснованности тарифов на услуги
водоснабжения и водоотведения, без согласования с федеральным
органом исполнительной власти и в нарушение прав ОАО "Водоканал"
на получение прибыли от своей деятельности.
Решением Приморского краевого суда от 13 декабря 2005 г. в
удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Водоканал" поставлен вопрос об
отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ N 221 от 28.02.1995
"О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)" (в редакции Указа Президента РФ N 410 от 08.04.2003)
признано необходимым осуществление государственного регулирования
цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий и
предписано Правительству РФ утвердить перечень товаров, услуг,
цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат
государственному регулированию.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 принято
Постановление Правительства РФ N 239 от 7 марта 1995 г. "О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",
которым утвержден порядок государственного регулирования и в
соответствии с п. 1 - перечень товаров и услуг, на которые
государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ
осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной
власти.
Указанным Постановлением утверждены перечень продукции
производственно-технического назначения, товаров народного
потребления и услуг, на которые государственное регулирование
тарифов (цен) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы
исполнительной власти субъектов РФ, к которым во втором перечне
абзацем 7 были отнесены услуги систем водоснабжения и канализации.
Проанализировав указанные нормы, суд пришел к правильному
выводу о том, что к полномочиям органов исполнительной власти
субъектов РФ была отнесена компетенция по регулированию цен
(тарифов) на услуги систем водоснабжения и канализации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно
уставу ОАО "Водоканал" основным видом деятельности общества
является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на
территории г. Владивостока, содержание и эксплуатация систем
водоснабжения и водоотведения (сетей, насосных и очистных станций,
резервуаров, канализационных и очистных сооружений). Эксплуатация
систем водоснабжения предполагает предоставление услуг по
водоснабжению и водоотведению на территории города Владивостока в
сфере оказания услуг как в сфере хозяйственной деятельности, так и
в жилищной сфере.
Следовательно, ОАО "Водоканал" оказывает услуги систем
водоснабжения и канализации, в отношении которых предусмотрено
государственное регулирование тарифов (цен), и правом осуществлять
такое регулирование, как правильно указал суд, был наделен орган
исполнительной власти субъекта РФ, т.е. администрация Приморского
края.
Доводы представителей ОАО "Водоканал" о том, что данный вопрос
находится в компетенции органов местного самоуправления, т.е.
главы администрации г. Владивостока, правильно признаны
несостоятельными. При этом суд обоснованно исходил из того, что в
соответствии с ч. 1 ст. 31 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления" органы местного
самоуправления вправе осуществлять регулирование цен и тарифов на
продукцию (услуги), предоставляемые предприятиями и учреждениями,
находящимися в муниципальной собственности, тогда как ОАО
"Водоканал" является акционерным обществом.
Ссылка представителей заявителя на действие ч. 4 ст. 154, ч. 2
ст. 157 ЖК РФ, а также Постановления Правительства РФ от
30.07.2004 N 392 "О порядке оплаты гражданами жилья и коммунальных
услуг" правильно отвергнута судом, поскольку государственное
регулирование органом исполнительной власти субъекта РФ розничных
цен на товары и услуги, в том числе на услуги систем водоснабжения
и канализации, не относится к установлению тарифов на коммунальные
услуги, регулируемые жилищным законодательством и вышеуказанным
Постановлением, которым утверждены Правила оплаты гражданами жилья
и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о
том, что администрация Приморского края, как орган исполнительной
власти субъекта РФ, в соответствии с вышеуказанными нормативными
актами и в пределах своей компетенции рассмотрела вопрос о расчете
тарифа на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Водоканал".
Обсуждая доводы заявителя в части несоблюдения администрацией
Приморского края порядка установления тарифов на водоснабжение и
водоотведение, суд правильно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок государственного регулирования цен определен в
Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Во исполнение указанного Постановления администрацией
Приморского края было принято постановление N 107-па от 6 июня
2005 г. "Об утверждении порядка государственного регулирования цен
(тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского
края", которым утвержден порядок такого регулирования.
В соответствии с п. 3 постановления администрации Приморского
края N 107-па решение об утверждении цен (тарифов), подлежащих
государственному регулированию субъектом РФ, принимается
администрацией Приморского края, на основании заявления и
расчетных материалов, направленных в Региональную энергетическую
комиссию Приморского края как орган исполнительной власти субъекта
РФ в области регулирования тарифов (РЭК).
Региональная энергетическая комиссия Приморского края (РЭК ПК)
образована в соответствии с постановлением губернатора Приморского
края от 04.10.1999 N 460 как орган исполнительной власти
Приморского края, осуществляющий функции государственного
регулирования тарифов (цен) во исполнение Федерального закона N 41-
ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением администрации Приморского края от 10.10.2004 N
344 утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии
Приморского края, в силу которого РЭК является органом
исполнительной власти Приморского края по осуществлению функций
государственного регулирования тарифов (цен) и самостоятельным
юридическим лицом. Пунктом 2.2.2 указанного постановления N 460
РЭК ПК предоставлено право разрабатывать проекты постановлений
администрации Приморского края по утверждению цен и тарифов, в том
числе на услуги системы водоснабжения и канализации, согласовывать
тарифы в пределах своей компетенции.
Из протокола заседания РЭК N 18 от 26.09.2005, сводного расчета
тарифа следует, что при рассмотрении заявления ОАО "Водоканал",
поступившего в Региональную комиссию 07.09.2005 принято решение об
утверждении на 2006 г. сводного расчета тарифа на услуги системы
водоснабжения в размере 10,02 руб./куб (без НДС), на услуги
системы водоотведения - в размере 3,50 руб./куб. (без НДС), как
экономически обоснованного.
В соответствии с п. 6 Порядка государственного регулирования
цен, тарифов (постановление N 107-па) для организаций, в отношении
которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен
(тарифов) на продукцию, услуги, на очередной, текущий периоды
регулирования, они рассчитываются независимо от сроков подачи
материалов. При этом сроки рассмотрения органом указанных
материалов не должны превышать сроки, установленные п. 16 (срок
рассмотрения 30 дней и не больше 2 мес.) и п. 17 (рассмотрение
экспертного заключения на заседании рабочей группы с участием
заинтересованных сторон).
В судебном заседании представитель заявителя не оспаривал
соблюдение указанного выше порядка установления тарифов.
Доводы представителя заявителя о том, что при утверждении
тарифа РЭК не были приняты во внимание стандарты оплаты
предоставления коммунальных услуг, обоснованно отвергнуты судом,
так как Постановление Правительства РФ "О федеральных стандартах
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" N 451 от 29.08.2005
(ранее действовавшее Постановление N 621 от 26.05.1997) определяет
предельную стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в
целях определения внебюджетных трансфертов и относится к
регулированию в области жилищных правоотношений.
Предметом спора по данному делу, как правильно указал суд,
является установление тарифов и цен в области государственного
регулирования на конкретные товары и услуги (систем водоотведения
и канализации) на внутреннем рынке РФ в сфере экономической
деятельности открытого акционерного общества "Водоканал".
При этом суд обоснованно исходил из того, что ОАО "Водоканал"
является единственным юридическим лицом (монополистом),
осуществляющим предоставление услуг по водоснабжению и
водоотведению как юридическим, так и физическим лицам на
территории муниципального образования "Город Владивосток".
Ссылка представителей заявителя на то, что установление тарифа
в указанном выше размере нарушает права ОАО "Водоканал" на
получение прибыли и является экономически невыгодным, как
правильно указал суд, ничем не подтверждена. Каких-либо своих
расчетов, обоснования запрашиваемых ими тарифов заявителем не
представлено. Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том,
что данный вопрос не может быть разрешен в рамках заявленных
требований в порядке главы 24 ГПК РФ о признании недействующими
нормативных правовых актов, поскольку носит экономический характер
между двумя юридическими лицами.
Обсуждая доводы ОАО "Водоканал" о том, что установление тарифа
в силу п. 5 Постановления N 239 подлежит согласованию с
соответствующим федеральным органом исполнительной власти, суд
обоснованно учел следующие обстоятельства.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 239 установлено, что
органы исполнительной власти субъектов РФ, для которых в
федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка,
регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического
назначения, товары народного потребления и услуги, на которые
государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ
осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, а также
тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и
торговых организаций, по которым органам исполнительной власти
субъектов РФ предоставляется право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок по согласованию с
соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Представители администрации Приморского края и РЭК Приморского
края сослались на то, что данная норма не подлежит применению,
поскольку федеральный орган исполнительной власти по
государственному регулированию тарифов и цен не создан, финансовая
поддержка для акционерного общества "Водоканал" по водоснабжению и
водоотведению в бюджете края на 2005 г. не предусмотрена.
Эти доводы ОАО "Водоканал" не опровергнуты, в связи с чем судом
правильно учтены указанные конкретные обстоятельства дела.
Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления
ОАО "Водоканал" мотивирован, соответствует требованиям закона, и
оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Нарушений судом норм материального и процессуального права,
которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной
жалобе, судом не допущено.
Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия учитывает также и
то, что с 2006 г. указанный вопрос регулируется Федеральным
законом "Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004 и относится в
настоящее время (с учетом объема оказываемых ОАО "Водоканал"
услуг) согласно ст. 5 данного Закона к компетенции органов
местного самоуправления г. Владивостока. Данное обстоятельство не
оспаривал в суде кассационной инстанции представитель ОАО
"Водоканал". То есть действие оспариваемого постановления
прекращено в связи с изменением законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 13 декабря 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Водоканал" -
без удовлетворения.
|