Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.03.2006 N 11-Г06-3 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 26.05.1999 N 2183 "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 29 марта 2006 года
                                   
                                                       Дело N 11-Г06-3
                                   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела   в  судебном  заседании  от  29  марта   2006   г.
   гражданское  дело  по  заявлению прокурора Республики  Татарстан  о
   признании    противоречащим   федеральному    законодательству    и
   недействующим   Закона  Республики  Татарстан  "О   государственных
   внебюджетных  фондах Республики Татарстан" от 26 мая  1999  года  N
   2183  по кассационному представлению прокурора Республики Татарстан
   на  решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2005
   года,  которым  прокурору  Республики  Татарстан  в  удовлетворении
   вышеназванного заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова  Г.В.,  объяснения представителей Государственного  Совета
   Республики  Татарстан  Анфимовой А.Л. и Ерашевой  И.В.,  полагавших
   решение  суда первой инстанции обоснованным и законным,  заключение
   Прокурора   Генеральной   Прокуратуры  РФ   Воскобойниковой   Е.Л.,
   полагавшей  кассационное  представление подлежащим  удовлетворению,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор Республики Татарстан обратился в суд с указанным  выше
   заявлением,  ссылаясь на то, что вышеназванный  Закон  противоречит
   положениям  Бюджетного  кодекса,  которым  не  предусмотрено  право
   органов   государственной  власти  субъектов  РФ  на   создание   и
   определение  деятельности государственных внебюджетных  фондов,  не
   предусмотренных федеральным бюджетным законодательством.
       Верховным  Судом Республики Татарстан постановлено  решение  об
   отказе  в удовлетворении заявленного требования, об отмене которого
   в  кассационном представлении просит прокурор, считая, что судом не
   правильно истолкован и применен материальный закон.
       Проверив   материалы   дела  и  обсудив  доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда  Российской  Федерации  находит,  что  решение  суда  подлежит
   отмене по следующим основаниям.
       Принимая   решение   об   отказе  в  удовлетворении   заявления
   прокурора,   суд,   соглашаясь  с  доводами  прокурора   Республики
   Татарстан  о том, что в соответствии со статьями 8 и 145 Бюджетного
   кодекса  Российской Федерации и подпункта "е"  пункта  2  статьи  5
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах     организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"   органы
   государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации   вправе
   составлять  и  утверждать  бюджеты территориальных  государственных
   внебюджетных фондов одновременно с принятием законов о  бюджете  на
   очередной  финансовый  год,  наряду с этим  посчитал,  что  это  не
   лишает  законодательные  (представительные) органы  государственной
   власти   субъектов  Российской  Федерации  права   на   образование
   собственных  внебюджетных фондов. При этом суд исходил  и  сослался
   на  то,  что  решение  данного  вопроса определено  постановлениями
   Конституционного  Суда  Российской  Федерации,  в  соответствии   с
   которыми  осуществление органами государственной  власти  субъектов
   Российской  Федерации мер по мобилизации и расходованию собственных
   финансовых     ресурсов     и     установление     законодательными
   (представительными)   органами   субъектов   Российской   Федерации
   порядка    образования   их   внебюджетных   фондов,    утверждение
   соответствующих  положений  и  отчетов  об  исполнении   не   могут
   квалифицироваться  как нарушение Конституции  Российской  Федерации
   (18.01.1996 N 2-П; 10.12.1997 N 19-П; 06.12.2001 N 228-О).
       Между  тем  такой  вывод  суда  сделан  без  учета  того,   что
   основанием   для   обращения  прокурора  в  суд   с   вышеуказанным
   заявлением  послужило то обстоятельство, что  оспоренный  им  закон
   противоречит действовавшему на время его обращения в суд.
       В   соответствии  с  действующим  на  время  рассмотрения  дела
   законодательством,  в  частности,  ст.  7  Бюджетного  кодекса  РФ,
   установление   общих   принципов  организации  и   функционирования
   бюджетной  системы Российской Федерации находится в  исключительном
   ведении    федеральных   органов   власти.   Установление   порядка
   составления,   рассмотрения,  утверждения  и  исполнения   бюджетов
   государственных  внебюджетных фондов также является  исключительной
   прерогативой  федеральных  органов  государственной  власти.  Общие
   принципы  организации  и деятельности государственных  внебюджетных
   фондов  установлены  главой  17  Бюджетного  кодекса  РФ.  Перечень
   действующих  на  территории  Российской  Федерации  государственных
   внебюджетных   фондов,   приведенных  в  данной   главе,   является
   исчерпывающим.  Наличие  иных государственных  внебюджетных  фондов
   законодательством  не предусмотрено. Ст. ст.  8  и  145  Бюджетного
   кодекса  РФ,  а  также подп. "е" п. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"
   предусмотрено  лишь право органов государственной власти  субъектов
   Российской    Федерации    составлять    и    утверждать    бюджеты
   предусмотренных  данным  Кодексом  территориальных  государственных
   внебюджетных фондов одновременно с принятием законов о  бюджете  на
   очередной  финансовый год. Из анализа приведенных выше норм  закона
   следует,  что органы государственной власти субъектов РФ не  вправе
   самостоятельно  создавать и определять деятельность государственных
   внебюджетных  фондов,  не  предусмотренных  федеральным   бюджетным
   законодательством.
       Ссылку  суда  на  постановления и определение  Конституционного
   Суда  РФ  нельзя признать обоснованной, так как эти  судебные  акты
   принимались  на  основании Конституции РФ и действовавшего  на  тот
   период  времени  федерального  бюджетного  законодательства  в   их
   взаимосвязи  и  последним  тогда допускалась  возможность  создания
   субъектами Российской Федерации собственных внебюджетных фондов.
       Так, на основании ст. 22 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-
   1   "Об   основах   бюджетных  прав  и  прав  по   формированию   и
   использовании     внебюджетных    фондов     представительных     и
   исполнительных органов государственной власти республик  в  составе
   РФ,   автономной  области,  автономных  округов,  краев,  областей,
   городов     Москвы    и    Санкт-Петербурга,    органов    местного
   самоуправления" и подпункта "е" пункта 2 ст. 5 Федерального  закона
   от  6  октября  1999  г.  N 184-ФЗ "Об общих принципах  организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" (в  редакции
   до  13.05.2002),  действующих на момент  вынесения  Конституционным
   Судом    Российской   Федерации   указанных   выше    постановлений
   допускалась  возможность создания субъектами РФ  своих  собственных
   внебюджетных  фондов.  Однако,  в  связи  с  принятием   Бюджетного
   кодекса  РФ указанные Законы утратили силу: Закон РФ от  15  апреля
   1993  г.  N  4807-1 утратил силу с 01.01.2000 в связи  с  принятием
   Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении  в  действие
   Бюджетного  кодекса  РФ",  а  с  13 мая  2002  года  была  изменена
   редакция  подпункта  "е"  пункта 2 ст. 5  Федерального  закона  "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных  органов  государственной власти  субъектов  РФ",  в
   связи  с  чем  субъектам  РФ  были  представлены  права  только  по
   утверждению  бюджета  территориальных государственных  внебюджетных
   фондов субъекта РФ и отчета об их исполнении.
       В  связи с указанным, нельзя согласиться с выводом суда о  том,
   что  Бюджетным  кодексом  РФ не регулируются  вопросы  формирования
   иных,  кроме как государственных внебюджетных фондов,  и  что  этот
   Кодекс  не  содержит запрета на формирование в субъектах Российской
   Федерации   своих  государственных  внебюджетных  и  любых   других
   внебюджетных фондов.
       На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  360
   и 361 ГПК РФ,
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2005
   года  отменить.  Вынести по делу новое решение,  которым  заявление
   прокурора    Республики    Татарстан    удовлетворить.     Признать
   противоречащим  федеральному  законодательству  и  недействующим  с
   момента  вступления решения в законную силу, то  есть  с  29  марта
   2006    г.,   Закон   Республики   Татарстан   "О   государственных
   внебюджетных  фондах Республики Татарстан" от 26 мая  1999  года  N
   2183.
       Решение суда подлежит опубликованию в установленном порядке.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.ПИРОЖКОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                           Г.В.МАКАРОВ
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz