Рассмотрена
в Росстрое с участием
общественных организаций
и Департамента технического
регулирования
Минпромэнерго России
28 марта 2006 года
Одобрена
В.И.ИВАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФГУП ЦНС
(уточненная редакция)
1. Общие положения
В нашей стране, как и в большинстве стран с развитой
экономикой, параметры продукции строительства и процессов ее
создания всегда являлись объектом государственного технического
регулирования. До введения в действие Федерального закона "О
техническом регулировании" (далее - ФЗ) оно реализовывалось на
базе законодательства страны в форме нормативных документов в
области строительства и государственных стандартов, принимаемых
федеральным органом управления по строительству, действовавшим в
рамках предоставленных ему Правительством страны полномочий, и
территориальными органами исполнительной власти в пределах их
полномочий. Следует отметить межотраслевой характер этих
нормативных документов и стандартов, вытекающий из того
обстоятельства, что строительная продукция создается и
эксплуатируется в рамках практически всех отраслей народного
хозяйства страны.
Упомянутый Закон предусматривает существенное изменение функций
государственного технического регулирования и действующей системы
нормативных документов. Установлено, в частности, что техническое
регулирование осуществляется путем принятия технических
регламентов, содержащих обязательные для применения и исполнения
требования к безопасности продукции, процессов ее производства,
транспортирования, хранения, эксплуатации, утилизации, а также
национальных стандартов, имеющих статус документов для
добровольного применения, которые могут содержать требования к
конструктивным формам продукции, качеству ее исполнения, методам
ее испытаний.
Однако непосредственное применение некоторых положений ФЗ в
строительстве затруднено тем обстоятельством, что эти положения не
в полной мере применимы к продукции и процессам строительства,
поэтому для достижения общих целей технического регулирования
требуется их адаптация к потребностям строительства. Попытка такой
адаптации сделана в Градостроительном кодексе Российской
Федерации, принятом после введения в действие ФЗ, однако это
привело к наличию противоречий между отдельными положениями
упомянутых законодательных актов, что препятствует реализации в
строительстве положений ФЗ. Предложения по изменению Федерального
закона "О техническом регулировании" в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации и с учетом
положений настоящей Концепции приведены в приложении 1 (не
приводится).
Анализ мировой и отечественной практики технического
регулирования в строительстве и применения нормативных документов
при проектировании, экспертизе проектной документации,
архитектурно-строительном надзоре и надзоре при эксплуатации
строительных объектов свидетельствует, что принятие только
законодательных актов без развертывания их положений в виде
нормативных документов (например, кодексов установившейся
практики) не позволяет обеспечить достижение целей технического
регулирования, и в частности соблюдения требований безопасности на
всех стадиях строительства и эксплуатации объектов.
Настоящая Концепция технического регулирования в области
строительства (далее - Концепция) разработана с целью создания
условий для реализации в строительстве Федерального закона "О
техническом регулировании" исходя из необходимости установления
требований безопасности в технических регламентах и
совершенствования совокупности действующих нормативных документов
в строительстве в направлении создания на их основе доказательной
базы соблюдения требований технических регламентов.
При разработке Концепции учтены следующие особенности продукции
строительства как объекта технического регулирования:
здания и сооружения (объекты недвижимости), как правило,
предназначаются для использования и эксплуатации в течение
длительных сроков, которые могут достигать 100 и более лет; их
несущие конструкции, параметры которых определяют механическую
безопасность здания или сооружения, в большинстве случаев
рассчитываются на весь срок службы здания или сооружения и не
подлежат замене; в связи с этим оценка и подтверждение
соответствия строительной продукции требованиям безопасности
должны осуществляться в процессе ее эксплуатации, а не в сфере
обращения, как предусмотрено ФЗ;
каждое здание и сооружение возводится на месте его
использования и эксплуатации, прочно связано с землей и является
уникальным объектом, на свойства которого существенное влияние
оказывают характеристики земельного участка, градостроительные
ограничения, климатические условия района строительства,
архитектурные и функциональные задачи, решаемые при строительстве,
а также особенности технологических процессов, для осуществления
которых предназначается этот объект; поэтому здание или сооружение
как изделие единичного производства, в отличие от серийной
промышленной продукции, не может являться объектом процедур
постановки на производство, в том числе изготовления и испытаний
опытных образцов и последующего утверждения технической
документации; проектная документация на строительство здания или
сооружения до ее утверждения должна подвергаться экспертизе на
соответствие установленных в ней проектных решений и конкретных
показателей обязательным требованиям технических регламентов, а
также обязательным градостроительным требованиям, установленным в
утвержденной градостроительной документации в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации; по этим же
причинам для зданий и сооружений неприменимы процедуры
сертификации;
соответствие здания или другого сооружения обязательным
требованиям технических регламентов в большинстве случаев не может
быть оценено путем непосредственных испытаний; поэтому оценка
соответствия здания или другого сооружения обязательным
требованиям технических регламентов выполняется по косвенным
признакам, требования к которым устанавливаются в проектной
документации на основе требований нормативных документов в области
строительства с учетом конкретных условий места строительства; при
этом надзор за соответствием требованиям должен осуществляться в
процессе строительства (а не обращения продукции, как установлено
в ФЗ).
Следует отметить, что, как показывает анализ мировой практики
технического регулирования в области строительства, в большинстве
стран в качестве правовых актов утверждается минимальное
количество документов. Конкретные требования к строительной
продукции устанавливаются в нормативных документах добровольного
применения, которые должны являться доказательной базой соблюдения
требований технических регламентов.
Разработанная с учетом указанных особенностей настоящая
Концепция содержит основные положения по разработке, принятию,
применению и исполнению требований технических регламентов,
стандартов и нормативных документов в области строительства, а
также по процедурам оценки соответствия продукции строительства и
других объектов технического регулирования в области строительства
этим требованиям.
2. Основные цели и принципы
технического регулирования в строительстве
2.1. Техническое регулирование в строительстве осуществляется в
соответствии с общими целями Федерального закона "О техническом
регулировании" с учетом особенностей продукции строительства,
организации ее производства и оценки ее соответствия предъявляемым
к ней требованиям. Техническое регулирование осуществляется путем
разработки, принятия, применения и исполнения обязательных
требований технических регламентов в области строительства и
оценки соответствия продукции строительства, процессов ее
создания, эксплуатации и утилизации этим требованиям, а также
разработки, принятия, применения на добровольной основе и
исполнения требований национальных стандартов и нормативных
документов добровольного применения в области строительства.
2.2. Принципы технического регулирования в строительстве
соответствуют установленным в ФЗ со следующей оговоркой: принципы,
которые относятся к системам и правилам сертификации и
аккредитации, применимы только к промышленной продукции,
используемой при строительстве.
2.3. Объектами технического регулирования в строительстве
являются:
продукция строительства - жилые здания, общественные здания и
сооружения и их комплексы, здания и сооружения предприятий
промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского
и городского хозяйства, а также другие объекты строительства;
строительные материалы и изделия, используемые при возведении
зданий и сооружений;
процессы, работы и услуги в области градостроительной
деятельности по освоению территорий, планировке и застройке
городских и сельских поселений и обеспечению их устойчивого
развития, а также в области создания и эксплуатации продукции
строительства, включая инженерные изыскания, проектирование,
строительство зданий и сооружений, их техническое обслуживание,
ремонт и утилизацию.
2.4. Техническое регулирование в строительстве должно
способствовать решению стоящих перед строительством задач и, в
соответствии с общими целями технического регулирования,
обеспечить:
- безопасность строительной продукции, процессов ее создания,
эксплуатации и сноса для жизни и здоровья людей, имущества и
окружающей среды;
- соответствие строительной продукции своему назначению и
создание благоприятных условий жизнедеятельности пользователей
строительной продукции и иных лиц;
- защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных
воздействий в расчетных условиях эксплуатации с учетом риска
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
- надежность и качество строительных конструкций и оснований,
систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- защиту окружающей среды от неблагоприятных воздействий зданий
и сооружений, рациональное использование природных, материальных,
топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- создание условий для научно-технического прогресса в области
производства и эксплуатации продукции строительства;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
- сопоставимость результатов исследований, испытаний и
измерений;
- взаимозаменяемость продукции;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной
деятельности и устранение технических барьеров в международном
сотрудничестве.
2.5. Обязательными для применения и исполнения являются
требования по вопросам:
механической безопасности, прочности и устойчивости зданий и
сооружений в расчетных условиях эксплуатации и в условиях
расчетных экстремальных воздействий;
безопасности людей при пожарах и защиты недвижимого имущества с
учетом его страхования;
безопасности людей и защиты объектов жизнеобеспечения при
землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических
процессах;
безопасности движения и перемещения людей, пользования
приборами и устройствами систем инженерного оборудования,
доступности среды для маломобильных групп населения и защиты
помещений от несанкционированного вторжения;
безопасных для здоровья человека условий проживания, труда,
быта и отдыха при неблагоприятных воздействиях температуры,
влажности, шума, химических веществ, электромагнитных и
радиационных излучений;
безопасного уровня воздействия строительных объектов на
окружающую среду и сокращения расхода энергетических ресурсов при
их эксплуатации;
оценки соответствия строительных объектов в форме
государственного надзора, приемки и ввода в эксплуатацию
законченных строительством объектов;
необходимой информации по вопросам безопасности продукции
строительства в целях предупреждения действий, вводящих в
заблуждение ее приобретателей.
2.6. Обязательные для применения и исполнения требования к
объектам технического регулирования в строительстве
устанавливаются в технических регламентах, разрабатываемых и
принимаемых в соответствии с Федеральным законом "О техническом
регулировании".
Кроме того, продукция строительства - здания и сооружения,
являющиеся объектами недвижимости, должна также удовлетворять
обязательным требованиям градостроительной документации,
разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации.
2.7. Для обеспечения соблюдения требований технических
регламентов по строительству и в качестве их доказательной базы, а
также для формирования благоприятной среды жизнедеятельности
населения, обеспечения соответствия продукции строительства своему
назначению, эксплуатационной пригодности и долговечности
строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений,
рационального расходования материальных и энергетических ресурсов
при их строительстве и эксплуатации федеральный орган
исполнительной власти по строительству формирует Систему
нормативных документов в строительстве, предназначаемых для
применения на добровольной основе наряду с национальными
стандартами. В нормативных документах по строительству общие
требования технических регламентов конкретизируются применительно
к конкретным видам зданий и сооружений, их конструктивных и
инженерных систем, а также к конкретным процессам строительства и
эксплуатации продукции строительства.
2.8. Оценка соответствия зданий, сооружений, процессов
строительства, применяемых строительных материалов и изделий, а
также выполняемых при проектировании и строительстве работ и услуг
выполняется с целью установления их соответствия обязательным
требованиям технических регламентов и действующим в качестве
обязательных в течение переходного периода требованиям
государственных стандартов и строительных норм и правил, а также
требованиям указанных в договорах и в заданиях на проектирование
национальных стандартов и нормативных документов по строительству,
предназначенных для добровольного применения.
2.9. Технические регламенты и нормативные документы
добровольного применения в строительстве в совокупности образуют
нормативную базу технического регулирования строительства.
3. Технические регламенты по строительству
3.1. Технические регламенты по строительству разрабатываются и
принимаются в порядке, установленном Федеральным законом "О
техническом регулировании".
Основополагающим должен являться общий технический регламент "О
безопасности зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий", в
котором устанавливаются требования по общим аспектам безопасности
(см. 2.4) всех зданий и сооружений, процессов их создания,
эксплуатации и сноса, а также схемы и правила оценки их
соответствия требованиям технических регламентов. В общем
техническом регламенте должны быть установлены требования к
обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех стадиях их
жизненного цикла, включая инженерные изыскания, проектирование,
строительство, эксплуатацию, снос. В дополнение к общему
техническому регламенту разрабатываются специальные технические
регламенты, в которых устанавливаются специфические требования
безопасности строительных сооружений определенного назначения.
Специальные технические регламенты разрабатываются в тех
случаях, когда безопасность каких-либо объектов не обеспечивается
полностью на основе требований общего технического регламента.
Специальные технические регламенты в области строительства должны
утверждаться Правительством Российской Федерации.
3.2. Технические регламенты по строительству формируются на
основе требований безопасности, содержащихся в строительных нормах
и правилах, разработанных и введенных в действие в предыдущие годы
(до введения в действие Федерального закона "О техническом
регулировании") с учетом новейших достижений науки, техники и
технологии. При формировании технических регламентов по
строительству учитываются также требования технических
регламентов, принятых в соответствии с законами Российской
Федерации, по защите жизни, здоровья и имущества граждан и по
защите окружающей среды, в соответствии с которыми осуществляют
свою деятельность федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на
проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с
законодательством Российской Федерации (далее - органы
государственного надзора).
3.3. При установлении требований технических регламентов должны
учитываться рекомендации международных организаций, действующих в
сфере ликвидации барьеров для международного торгового
сотрудничества в области строительства, в том числе Директива
89/106 ЕЭС, а также международные стандарты (стандарты ИСО, СЕН).
4. Система документов технического регулирования
для добровольного применения в строительстве
4.1. Нормативные документы, входящие в состав Системы
нормативных документов в строительстве, разрабатываются в качестве
средства межотраслевого регулирования строительства.
В состав Системы должны входить:
принимаемые на федеральном уровне для добровольного применения:
- строительные нормы Российской Федерации (ФСН);
- своды правил по проектированию, строительству, а также
эксплуатации зданий и сооружений (ФСП);
принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации:
- территориальные строительные нормы (ТСН).
4.2. Строительные нормы, а также своды правил разрабатываются
для добровольного применения при инженерных изысканиях,
проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации
(ликвидации) объектов, а также разработке и производстве
строительных изделий и материалов.
Строительные нормы содержат требования к объектам технического
регулирования в строительстве и принимаются Правительством
Российской Федерации или, по его поручению, федеральным органом
исполнительной власти по строительству.
Своды правил содержат способы реализации требований
строительных норм, утверждаются организациями-разработчиками и
одобряются федеральным органом исполнительной власти по
строительству в качестве нормативных документов Системы.
4.3. Территориальные строительные нормы содержат обязательные
на территории субъекта Российской Федерации градостроительные
нормативы и правила, утверждаются органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и регистрируются федеральным
органом исполнительной власти по строительству.
Предусматривается возможность разработки и применения на
добровольной основе территориальных строительных норм также по
различным техническим вопросам создания, эксплуатации и ликвидации
продукции строительства на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
4.4. В состав Системы включаются также утвержденные
Ростехрегулированием национальные стандарты и введенные в качестве
национальных межгосударственные и международные стандарты,
определяющие для применения на добровольной основе конкретные
параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений,
требования к строительным изделиям и материалам, а также методы
испытаний.
4.5. При отсутствии нормативных требований, которым должна
удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка
ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе
проектной, конструкторской или технологической документации могут
разрабатываться технические условия. Технические условия являются
неотъемлемой частью указанной документации.
Технические условия, устанавливающие требования к зданию или
сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство.
4.6. Положения нормативных документов Системы не должны
противоречить положениям законодательных актов Российской
Федерации и обязательным требованиям технических регламентов.
4.7. Система нормативных документов в строительстве формируется
открытой в составе комплексов взаимосвязанных нормативных
документов, объединенных общими целями и задачами. Схема системы
приведена в Приложении 2.
5. Содержание нормативных документов
добровольного применения
5.1. В строительные нормы и правила (ФСН) включают положения,
которые обеспечивают соблюдение общих требований технических
регламентов по безопасности применительно к различным объектам
технического регулирования в строительстве, а также другие
эксплуатационные характеристики продукции строительства,
основанные на требованиях потребителя.
В частности, в строительных нормах устанавливаются:
- требования к процессам инженерных изысканий, проектирования,
производства и эксплуатации строительной продукции;
- нормы проектирования застройки и отдельных видов зданий,
сооружений, их конструкций и инженерных систем;
- требования к надежности и долговечности строительной
продукции, в том числе нормативные и расчетные значения нагрузок и
воздействий;
- меры по обеспечению безопасного уровня воздействий
строительных объектов на окружающую среду;
- нормы в части рационального расходования материальных и
энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и
сооружений;
- правила производства строительных работ и обеспечения
безопасности в процессе строительства.
5.2. Требования устанавливают для зданий и сооружений в целом,
их частей и строительных изделий в соответствии с различными
уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости
от конструктивного устройства, применяемых материалов и
технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть
предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения
соответствующей потребности. При невозможности прямого
нормирования эксплуатационных характеристик они могут
регламентироваться косвенно путем установления соответствующих
описательных положений.
В строительные нормы и правила не включаются требования к
технологическим процессам производства, для которых предназначены
здания или сооружения.
5.3. В сводах правил приводят с необходимой полнотой
рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя
на практике описательные положения, применение которых позволяет
обеспечить соблюдение требований технических регламентов и
строительных норм и правил, а также положения по отдельным
вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами.
Своды правил, в частности, могут содержать:
- положения по организации производства; рекомендуемый состав
проектной и технологической документации;
- способы и методы расчета и проектирования строительных
конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем;
- способы и методы обеспечения долговечности конструкций;
- методы производства работ при строительстве и эксплуатации
зданий и сооружений;
- правила применения материалов, изделий и оборудования,
элементов строительных конструкций и инженерных систем.
5.4. В территориальных строительных нормах устанавливают в
соответствии с Градостроительным кодексом градостроительные
нормативы. В территориальных строительных нормах могут также
устанавливаться (для добровольного применения) правила
организационного, типологического, социально-экономического и
технического характера, учитывающие природно-климатические,
социально-демографические, национальные и иные особенности
субъектов Российской Федерации и не противоречащие нормативным
документам федерального уровня.
5.5. Содержание и порядок разработки национальных стандартов
должны удовлетворять требованиям комплекса стандартов
"Стандартизация в Российской Федерации".
6. Оценка соответствия
6.1. Оценка соответствия выполняется в целях, указанных в п.
2.8.
6.2. Оценка соответствия может выполняться путем прямого и
(или) косвенного определения соблюдения установленных требований в
процессе проектирования, строительства и эксплуатации зданий и
сооружений.
6.3. Оценка соответствия путем прямого определения соблюдения
установленных требований выполняется:
экспертизой проектной документации - проверкой соответствия
устанавливаемых в ней показателей требованиям технических
регламентов, а также нормативных документов и национальных
стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения требований
технических регламентов;
измерениями полученных показателей и сравнением их с
установленными требованиями;
испытаниями конструкций, узлов, систем на соответствие
назначенным показателям.
6.4. Оценка соответствия путем косвенного определения
соблюдения установленных требований выполняется в случаях, когда
показатели свойств конструкций законченных строительством зданий и
сооружений не могут быть определены прямыми измерениями или
испытаниями (например, прочность, жесткость и трещиностойкость
конструкций). В таких случаях выполняется оценка соответствия
комплекса нормируемых и проектных показателей, обеспечивающих
соблюдение неконтролируемых прямым путем требований к зданиям и
сооружениям. Перечень таких показателей и их предельные значения
для определенных видов конструкций, зданий и сооружений
устанавливаются проектировщиком в проектной документации на
строительство конкретного объекта в соответствии с требованиями
нормативных документов и национальных стандартов, в том числе в
форме ссылок на эти документы.
Методы и правила контроля при выполнении оценки соответствия
принимаются по соответствующим стандартам.
Оценка соответствия путем косвенного определения установленных
требований должна выполняться в процессе строительства при
проведении входного, операционного контроля, освидетельствовании
скрытых работ и при промежуточной приемке выполненных конструкций.
6.5. Соответствие проектной документации требованиям
технических регламентов подтверждается подписью главного инженера
(главного архитектора) проекта, а также заключением
государственной экспертизы (по проектам объектов, для которых она
обязательна).
6.6. Соответствие законченного строительством объекта
требованиям технических регламентов подтверждается заключением
органа Государственного строительного надзора.
7. Государственный строительный надзор
за соблюдением требований технических регламентов
и обязательных требований градостроительной документации
7.1. Государственный строительный надзор за соблюдением
обязательных требований технических регламентов и
градостроительной документации осуществляется органами
государственного строительного надзора, а также другими органами
государственного контроля (надзора), действующими в пределах своей
компетенции.
7.2. Государственный контроль (надзор) осуществляется в
отношении объектов недвижимости (зданий, сооружений) в процессе
строительства и при вводе их в эксплуатацию в соответствии с
Положением об осуществлении государственного строительного надзора
в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54.
7.3. Создание законодательной основы для осуществления
эффективного надзора в сфере эксплуатации зданий и сооружений
является актуальной задачей.
8. О неотложных мерах в области технического регулирования
в строительстве, в том числе в течение переходного периода
8.1. Учитывая межотраслевой характер нормативных документов в
области строительства, целесообразно создать организационные
условия для координации всей нормативной деятельности в этой
сфере, возложив на Федеральный орган исполнительной власти по
строительству следующие функции:
межотраслевую научно-техническую координацию деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по созданию нормативной базы
технического регулирования в строительстве и эксплуатации зданий и
сооружений;
разработку, принятие и применение нормативных документов
добровольного применения на продукцию строительства, процессы ее
создания, эксплуатации и утилизации;
установление методов оценки соответствия продукции
строительства предъявляемым к ней требованиям.
Для создания указанных организационных условий необходимо
принятие постановления Правительства Российской Федерации, в
котором также должно быть:
- указан обязательный для соблюдения до утверждения технических
регламентов статус строительных норм и правил, утвержденных
Госстроем России до 01.07.2003, в том числе не зарегистрированных
Минюстом России;
- разрешено федеральному органу исполнительной власти по
строительству вносить актуальные изменения в действующие
нормативные документы.
8.2. Целесообразно на основе данной Концепции:
внести предлагаемые в приложении 1 к данной Концепции изменения
в Федеральный закон "О техническом регулировании";
подготовить проект ФСН "Система нормативных документов
добровольного применения в строительстве. Основные положения".
Приложение 2
СХЕМА
СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
-----------------------------------¬ ---------------------------------¬
¦¦ Кодексы РФ +----T------------------------+ Федеральные законы ¦
Дей- ¦L---------------T------------------ ¦ L------------------T--------------
ствую-¦ ¦ ¦ ¦
щие ¦ ---------T---+---T-------T-------¬ ¦ --------------T-----------T-----------T+--------T-----------T-------------¬
законы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦---+--¬ ----+---¬ --+--¬ ---+--¬ ---+-¬¦----+----¬ -------+-----¬ ----+----¬ -----+----¬ ---+-¬ --------+-------¬ ----+----¬
¦¦Граж-¦ ¦Градо- ¦ ¦Жи- ¦ ¦Зе- ¦ ¦Вод-¦¦¦Об охра-¦ ¦О санитарно-¦ ¦О пожар-¦ ¦Об архи- ¦ ¦О ¦ ¦О промышленной ¦ ¦О техни-¦
¦¦дан- ¦ ¦строи- ¦ ¦лищ-¦ ¦мель-¦ ¦ный ¦¦¦не окру-¦ ¦эпидемиоло- ¦ ¦ной бе- ¦ ¦тектурной¦ ¦нед-¦ ¦безопасности ¦ ¦ческом ¦
¦¦ский ¦ ¦тельный¦ ¦ный ¦ ¦ный ¦ ¦ ¦¦¦жающей ¦ ¦гическом ¦ ¦зопас- ¦ ¦деятель- ¦ ¦рах ¦ ¦опасных произ- ¦ ¦регули- ¦
¦L------ L-------- L----- L------ L-----¦¦среды ¦ ¦благополучии¦ ¦ности ¦ ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦водственных ¦ ¦ровании ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦
¦ ¦L--------- L------------- L--------- L---------- L----- L---------------- L---------
¦ ¦
L- \/
-- -----------------------------------------------------------------¬ ¦Общие обязательные требования
Систе-¦ ¦ Общий технический регламент ¦ ¦безопасности зданий, сооруже-
ма ¦ ¦ "О требованиях к безопасности зданий и других строительных ¦ ¦ний и прилегающих к ним терри-
техни-¦ ¦ сооружений гражданского и промышленного назначения" ¦ ¦торий на стадиях инженерных
ческих¦ ¦ принимается законодательным органом ¦ ¦изысканий, проектирования,
регла-¦ L---------------------T------------------------------------------- ¦строительства и эксплуатации
ментов¦ ¦
для ¦ \/
строи-¦ -----------------------------------------------------------------¬ ¦Специальные обязательные тре-
тель- ¦ ¦ Специальные технические регламенты ¦ ¦бования безопасности для от-
ства ¦ ¦ принимаются Правительством РФ ¦ ¦дельных видов зданий и соору-
¦ L----------------------------------------------------------------- ¦жений
¦ ---------¬------------¬----------¬-----------¬---------------¬-------------¬---------¬---------¬----¬
¦ ¦О безо- ¦¦О безопас- ¦¦О безо- ¦¦О безо- ¦¦О безопасност覦Πбезопас- ¦¦О безо- ¦¦О безо- ¦¦и ¦
¦ ¦пасност覦ности водо-¦¦пасности ¦¦пасности ¦¦автомобильных ¦¦ности желез-¦¦пасност覦пасност覦др.¦
¦ ¦высотных¦¦снабжения 覦тепло- ¦¦газорас- ¦¦дорог и соору-¦¦ных дорог и ¦¦мостов 覦аэродро-¦¦ ¦
¦ ¦зданий ¦¦канализаци覦снабжения¦¦пределения¦¦жений ¦¦сооружений ¦¦тоннеле馦мов ¦¦ ¦
¦ L---T-----L-----T------L----T-----L-----T-----L-------T-------L------T------L----T----L----T----L-T--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L- L--------T--+-----------+-----------+-------------+--------------+-----T-----+---------+-------
¦ ¦
\/ ¦
-- ---------------------¬ ¦ ¦Обеспечение требований техни-
¦ ¦ ФСН ¦ ¦ ¦ческого регламента (ТР) по
¦ ¦утверждаются феде- ¦ ¦ ¦безопасности, а также эксплуа-
Систе-¦ ¦ральным органом ис- +--------------------------------¬ ¦ ¦тационных, функциональных,
ма ¦ ¦полнительной власти ¦ ¦ ¦ ¦организационно-методических и
норма-¦ ¦по строительству +-------------¬ ¦ ¦ ¦других требований к объектам
тивных¦ L--------T------------ ¦ \/ \/
доку- ¦ ¦ ¦ ----------------------------¬ ¦Обеспечение требований ТР по
ментов¦ ¦ ¦ ¦ Национальные стандарты ¦ ¦безопасности, а также техни-
добро-¦ ¦ ¦ ¦ утверждаются ¦ ¦ческих требований и методов
воль- ¦ ¦ ¦ ¦Ростехрегулированием России¦ ¦испытаний строительной продук-
ного ¦ ¦ ¦ L---------------------------- ¦ции (конструкций, материалов
приме-¦ \/ ¦ ¦изделий и др.)
нения ¦ ---------------------¬ ¦
для ¦ ¦ ФСП ¦ ¦
строи-¦ ¦ (своды правил) ¦ ¦
тель- ¦ ¦одобряются федераль-¦ ¦ ¦Способы реализации
ства ¦ ¦ным органом исполни-¦ ¦ ¦требований ТР и ФСН
¦ ¦тельной власти по ¦ ¦
¦ ¦строительству ¦ ¦
¦ L--------------------- ¦
¦ \/
¦ ---------------------¬
¦ ¦ ТСН ¦
¦ ¦ (территориальные ¦
¦ ¦строительные нормы) ¦ ¦Обеспечение требований,
¦ ¦утверждаются органом¦ ¦учитывающих особенности
¦ ¦исполнительной влас-¦ ¦региона
¦ ¦ти субъекта РФ ¦
L- L---------------------
|