ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 28 марта 2006 г. N 09-920
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОТБОРА
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЕЖЕГОДНОГО АУДИТА
В связи с поступающими запросами территориальных органов
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и в
целях упорядочения их работы по отбору аудиторских организаций для
осуществления обязательного аудита федеральных государственных
унитарных предприятий и организаций, в уставных (складочных)
капиталах которых доля федеральной собственности составляет не
менее 25 процентов, Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, руководствуясь пунктом 6.1 Положения о
Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению
федеральным имуществом", разъясняет следующее.
1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2
февраля 2006 года N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 19-ФЗ)
изменился порядок отбора аудиторских организаций для осуществления
обязательного ежегодного аудита хозяйственных обществ,
установленный ранее Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 ноября 2005 г. N 706 "О мерах по обеспечению
проведения обязательного аудита" (далее - Постановление N 706).
Новый порядок отбора в соответствии со статьей 23 Закона N 19-
ФЗ определен Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N
94-ФЗ).
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7
августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" указанное
требование распространяется только на хозяйственные общества и не
относится к федеральным государственным унитарным предприятиям,
порядок отбора аудиторских организаций для которых
регламентируется Правилами проведения открытого конкурса по отбору
аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного
аудита организации, доля государственной собственности или
собственности субъекта Российской Федерации в уставном
(складочном) капитале которых составляет не менее 25 процентов,
утвержденными Постановлением N 706 (далее - Правила, утвержденные
Постановлением N 706).
3. Постановление N 706 вступило в силу 13 декабря 2005 года и с
указанной даты подлежит применению. При этом, если извещение о
проведении конкурса по отбору аудиторской организации опубликовано
до 12 декабря 2005 года включительно, при организации и проведении
конкурса следует руководствоваться порядком проведения конкурса,
установленным Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских
организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита
организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля
государственной собственности составляет не менее 25 процентов,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного
аудита". Если извещение о проведении конкурса по отбору
аудиторской организации опубликовано 13 декабря 2005 года и позже,
конкурс должен проводиться в соответствии с требованиями,
установленными Постановлением N 706.
4. Закон N 19-ФЗ, изменивший порядок отбора аудиторских
организаций для хозяйственных обществ, вступил в силу 8 февраля
2006 года и с указанной даты подлежит применению. Если извещение о
проведении конкурса по отбору аудиторской организации для
осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйственного
общества было опубликовано до 7 февраля 2006 года включительно,
следует руководствоваться порядком проведения конкурса,
установленным Постановлением N 706. Если извещение о проведении
конкурса по отбору аудиторской организации опубликовано 8 февраля
2006 года и позже, конкурс должен проводиться в соответствии с
требованиями, установленными Законом N 19-ФЗ.
5. Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ применяется в случаях
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, при
организации конкурсного отбора аудиторских организаций для
осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйственных
обществ, не подлежит применению в полном объеме: применяются
процедурные нормы, содержащиеся в указанном Законе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ
государственными заказчиками могут выступать органы
государственной власти Российской Федерации или органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также
уполномоченные указанными органами государственной власти на
размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за
счет бюджетных средств.
Потребности хозяйственных обществ в аудиторских услугах не
обеспечиваются за счет бюджетных средств и не являются
государственными нуждами в понятии Закона N 94-ФЗ.
В отношении размещения заказов на аудиторские услуги
применяется только порядок (процедура) размещения заказа,
установленный Законом N 94-ФЗ, однако хозяйственные общества не
выступают государственными заказчиками и не заключают по
результатам размещения заказа государственных контрактов.
Хозяйственные общества по результатам размещения заказа от своего
имени заключают договор с победителем и, таким образом, являются
заказчиками этих услуг.
6. Закон N 94-ФЗ предусматривает три способа размещения заказа:
1) заключение прямого договора - в случае если стоимость
оказания услуг не превышает шестидесяти тысяч рублей (пункт 2
статьи 1 Закона N 94-ФЗ, Указание Центрального банка Российской
Федерации от 14 ноября 2001 года N 1050-У "Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами по одной сделке");
2) запрос котировочных цен - в случае если цена контракта не
превышает двести пятьдесят тысяч рублей (пункт 2 статьи 42 Закона
N 94-ФЗ);
3) открытый конкурс - в случае если цена контракта составляет
более двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42
Закона N 94-ФЗ размещение заказа путем запроса котировочных цен
является правом заказчика. Кроме того, учитывая положения пункта 2
статьи 1 Закона N 94-ФЗ, пунктов 1 и 2 статьи 1, пункта 1 статьи
447 Гражданского кодекса Российской Федерации, при предполагаемой
цене контракта, не превышающей шестидесяти тысяч рублей,
хозяйственное общество вправе отобрать аудиторскую организацию и
путем запроса котировочных цен, и путем проведения открытого
конкурса.
Таким образом, конкурсный отбор аудитора возможен при любой
стоимости услуг по проведению обязательного ежегодного аудита.
7. Следует отметить, что в соответствии с условиями регистрации
на официальном сайте Российской Федерации для размещения
информации о размещении заказов, www.zakupki.gov.ru (далее -
Сайт), регистрации подлежат только государственные заказчики,
уполномоченные ими органы и специализированные организации.
Самостоятельная регистрация хозяйственных обществ, не имеющих
статуса специализированных организаций, с целью размещения
информации о размещении заказов условиями регистрации не
предусмотрена. Кроме того, по информации Росимущества, за
публикацию на Сайте специализированными организациями взимается
плата, что, по мнению Росимущества, противоречит Закону РСФСР от
22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках". Учитывая
изложенное, в существующих условиях публикация на Сайте не может
являться обязательной.
8. С учетом положений статей 222, 223, 225 Бюджетного кодекса
Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право
принятия денежных обязательств в пределах доведенных до них
лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов, чем
обусловлено предусмотренное Законом N 94-ФЗ требование по
установлению начальной цены контракта.
Учитывая изложенное, хозяйственное общество как организатор
размещения заказа вправе как установить начальную (максимальную)
цену оказания услуг, так и не устанавливать таковую.
9. При организации проведения открытых конкурсов в соответствии
с порядком, предусмотренным Законом N 94-ФЗ, следует учитывать,
что статья 11 Закона 94-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень
требований, которые могут предъявляться к участникам размещения
заказов. Предъявление дополнительных требований - как-то: опыт
аудиторской организации в той или иной отрасли, продолжительность
деятельности на рынке аудиторских услуг, количество и опыт штатных
сотрудников и т.п., к участникам размещения заказов не
допускается.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 28 Закона N 94-ФЗ
квалификация участников размещения заказов не предусмотрена и как
критерий оценки заявок на участие в конкурсе и может применяться
только при проведении конкурсов на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских или технологических
работ.
10. При проведении обязательного аудита бухгалтерского учета и
финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйственного общества доля
государственной собственности в его уставном капитале должна
определяться на дату, предшествующую дате опубликования извещения
о проведении конкурса в информационно-аналитическом бюллетене
"Конкурсные торги".
11. В соответствии с пунктом 7 статьи 65 Закона 94-ФЗ, до
установления Правительством Российской Федерации порядка оценки
заявок на участие в конкурсе, такой порядок устанавливается
организатором конкурса.
12. Пунктом 3 статьи 2 Закона N 94-ФЗ установлено, что
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов
(Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 1 статьи 1
Положения о Министерстве экономического развития и торговли
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации 27 августа 2004 года N 443) вправе принимать
нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с
размещением заказов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Положения о Министерстве
финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329,
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской
деятельности.
До принятия соответствующими федеральными органами
исполнительной власти нормативных правовых актов, регламентирующих
указанный вопрос, территориальным управлениям Росимущества при
формировании позиции акционера - Российской Федерации - по
вопросам повестки дня общего собрания акционеров, отражаемых в
письменных директивах, выдаваемых Агентством представителю для
голосования на общем собрании акционеров, а также при участии
представителей территориальных управлений в составе конкурсных
комиссий по отбору аудиторских организаций следует
руководствоваться изложенным.
Территориальным управлениям Росимущества довести до сведения
федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных
обществ, зарегистрированных в качестве юридического лица по месту
нахождения территориального управления Росимущества, указанные
разъяснения.
Начальник Управления
учета имущества, анализа, оценки
и контроля его использования
Е.Н.ПОЛЯКОВ
|