ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2006 года
Дело N 83-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Маслова А.М.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.
о признании незаконным отказа избирательной комиссии Брянской
области в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации и об отмене
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по Брянскому одномандатному
избирательному округу N 66 Малашенко В.А.
По кассационной жалобе К. на решение Брянского областного суда
от 1 марта 2006 года, которым в удовлетворении заявления К.
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.Н., объяснения представителя избирательной комиссии
Брянской области Лебедкина А.Г., возражавшего против
удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Федотовой А.В.,
полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 9
декабря 2005 года N 162/1068-4 на 12 марта 2006 года были
назначены повторные дополнительные выборы депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66.
Постановлением окружной избирательной комиссии Брянского
одномандатного избирательного округа N 66 от 19 января 2006 года N
2/7 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по указанному округу был
зарегистрирован Малашенко В.А., выдвинутый Всероссийской
политической партией "Единая Россия".
К. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании
незаконным отказа избирательной комиссии Брянской области в
регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по Брянскому
одномандатному избирательному округу N 66, ссылаясь на
незаконность такого отказа, просил обязать избирательную комиссию
Брянской области зарегистрировать его в качестве кандидата в
депутаты.
Кроме того, К. просил суд отменить регистрацию кандидата в
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66,
указывая на нарушение порядка выдвижения данного кандидата,
предусмотренного Уставом Всероссийской политической партии "Единая
Россия".
Определением Брянского областного суда от 1 марта 2006 года
прекращено производство по делу по заявлению К. об отмене
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по Брянскому одномандатному округу N
66 Малашенко В.А.
Решением Брянского областного суда от 1 марта 2006 года в
удовлетворении заявления К. о признании незаконным отказа
избирательной комиссии Брянской области в регистрации его
кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации по Брянскому одномандатному избирательному
округу N 66 отказано.
В кассационной жалобе К. просит об отмене указанного судебного
решения, полагая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением Центральной
избирательной комиссии РФ от 9 декабря 2005 года N 162/1068-4 в
связи с признанием несостоявшимися дополнительных выборов 24
апреля 2005 года на 12 марта 2006 года назначены повторные
дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального
Собрания РФ четвертого созыва по Брянскому одномандатному
избирательному округу N 66.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 20 декабря 2002 года
N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" право выдвинуть свою кандидатуру по
одномандатному избирательному округу на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ принадлежит каждому
гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным
избирательным правом.
Рассматривая настоящее дело, суд не нашел законных оснований к
удовлетворению заявленных К. требований о признании незаконным
отказа избирательной комиссии Брянской области в регистрации его
кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
РФ по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66,
поскольку установил, что заявителем не были соблюдены
предусмотренные законом порядок и условия самовыдвижения
гражданина в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы.
При этом суд правомерно исходил из того, что в соответствии с
п. 9 ст. 38 Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ
уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы,
предусмотренные настоящим Законом, кандидат, выдвинувший свою
кандидатуру, обязан лично представить в окружную избирательную
комиссию, которая в силу п. 2 ст. 47 Закона не позднее чем через
десять дней после приема таких документов обязана принять решение
о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу
либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного
кандидата.
Как установлено судом, К. в установленные законом порядке и
сроки в окружную избирательную комиссию по Брянскому
одномандатному избирательному округу N 66 не обращался,
документов, необходимых для регистрации его в качестве кандидата в
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в комиссию
не представлял.
Имевшее место 13 января 2006 года обращение К. в избирательную
комиссию Брянской области с просьбой о регистрации его кандидатом
в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
Брянскому одномандатному избирательному округу N 66 о соблюдении
заявителем предусмотренного законом порядка самовыдвижения
кандидата не свидетельствует, поскольку решение вопросов
регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы по
одномандатным избирательным округам к компетенции избирательных
комиссий субъектов РФ не относится.
При таких обстоятельствах каких-либо оснований для возложения
на избирательную комиссию Брянской области обязанности по
регистрации К. кандидатом в депутаты Государственной Думы у суда
не имелось.
Доводы кассационной жалобы К. изложенного не опровергают и
отмену постановленного судом решения повлечь не могут.
Утверждения в жалобе о том, что данным решением К. был
ограничен в предоставленном ему ч. 2 ст. 32 Конституции РФ праве
избирать и быть избранным в органы государственной власти, не
могут быть признаны правильными.
К. как гражданин РФ вправе реализовать принадлежащие ему
избирательные права не произвольно, а исключительно в порядке,
предусмотренном действующим законодательством РФ.
Учитывая, что предусмотренный законом порядок выдвижения
кандидата в депутаты Государственной Думы К. соблюден не был,
отказ в регистрации его кандидатом в депутаты является правомерным
и об ограничении избирательных прав заявителя не свидетельствует.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 1 марта 2006 года оставить
без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.ПИРОЖКОВ
Судьи
А.М.МАСЛОВ
Л.А.КАЛИНИНА
|