Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 27.03.2006 N 12938/05 ПО ДЕЛУ N А52/664/2005/2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВОБЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА О НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ СОВЕРШЕННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ВАЛЮТНАЯ ОПЕРАЦИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 27 марта 2006 г. N 12938/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -   первого  заместителя   Председателя
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
       членов  Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В.,  Исайчева
   В.Н.,  Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б.,
   Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И.,  Юхнея
   М.Ф. -
       рассмотрел заявление предпринимателя Смирнова О.В. о пересмотре
   в  порядке  надзора  решения суда первой инстанции  от  29.03.2005,
   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от    14.05.2005
   Арбитражного  суда  Псковской области по делу  N  А52/664/2005/2  и
   постановления   Федерального  арбитражного  суда   Северо-Западного
   округа от 15.08.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от заявителя - предпринимателя Смирнова О.В. - Жуйков Н.И.;
       от  Территориального управления Федеральной  службы  финансово-
   бюджетного надзора в Псковской области - Величко А.Ю.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Чистякова  А.И.,  а  также
   объяснения  представителей  лиц,  участвующих  в  деле,   Президиум
   установил следующее.
       Предприниматель   Смирнов   О.В.  (далее   -   предприниматель)
   обратился  в  Арбитражный  суд Псковской  области  с  заявлением  о
   признании   незаконным  и  отмене  постановления   Территориального
   управления  Федеральной  службы  финансово-бюджетного   надзора   в
   Псковской  области (далее - управление) от 14.02.2005 о  назначении
   наказания  по делу об административном правонарушении  N  10217000-
   287/2004,  в  соответствии  с которым предприниматель  привлечен  к
   административной ответственности, предусмотренной частью  1  статьи
   15.25    Кодекса    Российской   Федерации   об    административных
   правонарушениях  (далее  - Кодекс), в виде взыскания  21659  рублей
   штрафа.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  29.03.2005   заявленное
   требование   удовлетворено,   постановление   управления   признано
   незаконным, отменено в части назначения наказания в виде  штрафа  в
   сумме  5415  рублей  и назначено наказание в виде  штрафа  в  сумме
   16244 рублей.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   14.05.2005
   решение суда оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением  от 15.08.2005 указанные судебные акты  оставил  без
   изменения.
       В  заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
   инстанции   и  постановлений  судов  апелляционной  и  кассационной
   инстанций,  поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
   предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты,  ссылаясь
   на  неправильное  применение  судами  норм  материального  права  и
   нарушение единообразия судебной практики.
       В  отзыве  на  заявление управление просит  оставить  названные
   судебные   акты  без  изменения  как  соответствующие  действующему
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые  судебные
   акты  подлежат  отмене с принятием нового решения об удовлетворении
   заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
       В   качестве   объективной  стороны  состава  административного
   правонарушения  предпринимателю  вменено  осуществление  незаконной
   валютной   операции,  выразившейся  в  оплате  наличными  денежными
   средствами  в  иностранной  валюте  в  сумме  2000  литовских   лит
   полуприцепа  марки "SCMITZ SPR 27", приобретенного по контракту  от
   08.10.2004  N  1 у фирмы "Вацлово Касиляуско" (Литва) и  ввезенного
   на   территорию   Российской  Федерации  по   грузовой   таможенной
   декларации N 10217020/151004/0003254.
       Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на
   то,   что   указанная  валютная  операция  совершена  за  пределами
   территории Российской Федерации с использованием наличных  валютных
   средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
       Судебные   акты   мотивированы  тем,  что,  осуществив   расчет
   наличными    денежными    средствами    в    иностранной    валюте,
   предприниматель  нарушил требование части 3 статьи 14  Федерального
   закона  от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
   контроле"  (далее  -  Закон). При этом суд  кассационной  инстанции
   пришел  к выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия
   Закона  не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому
   факт   осуществления  валютной  операции  за  пределами  Российской
   Федерации не может быть принят во внимание.
       Вместе  с  тем  суды согласились с доводами предпринимателя  об
   отсутствии  обстоятельств, отягчающих ответственность,  в  связи  с
   чем,   признав   необоснованным  наложение  штрафа  в  максимальном
   размере, снизили его сумму до минимального размера.
       Однако  выводы судов в части определения незаконного  характера
   совершенной   предпринимателем  валютной   операции   основаны   на
   неправильном толковании и применении норм права.
       Согласно  части  3  статьи 14 Закона расчеты при  осуществлении
   валютных  операций  производятся физическими лицами  -  резидентами
   через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия  и
   ведения   которых  устанавливается  Центральным  банком  Российской
   Федерации,    за    исключением   следующих   валютных    операций,
   осуществляемых в соответствии с этим Законом:
       1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей  в
   дар  Российской  Федерации, субъекту Российской Федерации  и  (или)
   муниципальному образованию;
       2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
       3)  завещания  валютных  ценностей или получения  их  по  праву
   наследования;
       4)  приобретения и отчуждения физическим лицом -  резидентом  в
   целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
       5)   перевода  физическим  лицом  -  резидентом  из  Российской
   Федерации  и  получения  в Российской Федерации  физическим  лицом-
   резидентом  перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых
   в  установленном  Центральным банком Российской Федерации  порядке,
   который может предусматривать только ограничение суммы перевода,  а
   также почтового перевода;
       6)  покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному
   банку  физическим  лицом - резидентом наличной иностранной  валюты,
   обмена,  замены  денежных знаков иностранного  государства  (группы
   иностранных государств), а также приема для направления на  инкассо
   в  банки  за  пределами  территории Российской  Федерации  наличной
   иностранной валюты;
       7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте  в
   магазинах  беспошлинной торговли, а также при реализации товаров  и
   оказании  услуг  физическим лицам - резидентам  в  пути  следования
   транспортных средств при международных перевозках.
       Между  тем при толковании данной нормы Закона судами не  учтено
   следующее.
       В  соответствии  со  статьей 6 Закона валютные  операции  между
   резидентами  и  нерезидентами осуществляются  без  ограничений,  за
   исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8  и  11
   Закона.
       Осуществленная  предпринимателем  валютная  операция  под   эти
   исключения не подпадает.
       Частью  3 статьи 15 Закона установлено, что физические  лица  -
   резиденты   имеют  право  единовременно  вывозить   из   Российской
   Федерации   наличную  иностранную  валюту   в   сумме,   равной   в
   эквиваленте  10000  долларов  США или не  превышающей  этой  суммы.
   Вывоз   с   таможенной  территории  Российской  Федерации  валютных
   ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи  1  Закона
   относится к валютным операциям.
       Указанные  правовые  положения означают,  что  легальный  вывоз
   физическим  лицом  -  резидентом иностранной  валюты  с  территории
   Российской    Федерации   предполагает    право    ее    свободного
   использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
       Из  анализа  содержания  и смысла правовых  положений  части  3
   статьи  14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и  части  3
   статьи   15   Закона  следует,  что  предписание  об  осуществлении
   валютных   операций   физическими  лицами   -   резидентами   через
   банковские  счета  в  уполномоченных банках не распространяется  на
   валютные   операции,  осуществляемые  этими  лицами  за   пределами
   Российской Федерации с использованием наличной иностранной  валюты,
   вывезенной   из  Российской  Федерации  с  соблюдением   требований
   Закона.
       Таким  образом, совершенная предпринимателем валютная  операция
   не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций,  в
   связи  с  чем  в его действиях отсутствует состав административного
   правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
       Поскольку  обжалуемые  судебные акты основаны  на  неправильном
   толковании  и применении арбитражными судами норм права и  нарушают
   единообразие  судебной  практики, они в соответствии  с  пунктом  1
   статьи   304   Арбитражного  процессуального   кодекса   Российской
   Федерации подлежат отмене.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение суда первой инстанции от 29.03.2005, постановление суда
   апелляционной  инстанции от 14.05.2005 Арбитражного суда  Псковской
   области  по  делу  N  А52/664/2005/2 и  постановление  Федерального
   арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2005 по тому  же
   делу отменить.
       Заявление  предпринимателя Смирнова О.В. о признании незаконным
   и  отмене  постановления  Территориального  управления  Федеральной
   службы   финансово-бюджетного  надзора  в  Псковской   области   от
   14.02.2005  о  назначении  наказания по  делу  об  административном
   правонарушении N 10217000-287/2004 удовлетворить.
       Постановление  Территориального управления  Федеральной  службы
   финансово-бюджетного надзора в Псковской области  от  14.02.2005  о
   назначении  наказания по делу об административном правонарушении  N
   10217000-287/2004  о привлечении предпринимателя  Смирнова  О.В.  к
   административной ответственности, предусмотренной частью  1  статьи
   15.25    Кодекса    Российской   Федерации   об    административных
   правонарушениях, признать незаконным и отменить.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Е.Ю.ВАЛЯВИНА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz