МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2006 г. N 03-03-04/1/275
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо об отнесении в расходы в целях налогообложения прибыли
дебиторской задолженности, списываемой после реорганизации
общества, и сообщает следующее.
Из письма следует, что в результате реорганизации в форме
выделения выделенным обществам по разделительному балансу в числе
прочего была передана дебиторская задолженность, срок исковой
давности по которой истек у реорганизуемого общества до момента ее
передачи выделенному обществу, а также задолженность в отношении
ликвидированного реестра юридических лиц до даты государственной
регистрации выделенного общества. При этом реорганизуемое общество
не производило списание указанной дебиторской задолженности и не
относило ее в расходы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса расходами вновь созданных и
реорганизованных организаций признается стоимость имущества,
имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств,
получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических
лиц, которых были приобретены (созданы) реорганизуемыми
организациями до даты завершения реорганизации.
Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также
признаются расходы (а в случаях, предусмотренных Кодексом,
убытки), предусмотренных в том числе статьями 256 и 266 Кодекса,
осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той
части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы.
В целях налогообложения указанные расходы учитываются
организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые
предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка
определяется по данным и документам налогового учета
реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизаций.
Суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик
принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы
безнадежных долгов, на покрытые за счет средств резерва,
учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль
организаций в составе внереализационных расходов, как это
предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Кодекса безнадежными
долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, в
частности, и те долги перед налогоплательщиком, по которым истек
установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым
в соответствии с гражданским законодательством обязательство
прекращено вследствие ликвидации организации.
Применяя пункт 2 статьи 252 Кодекса, следует учитывать, что в
соответствии со статьей 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей
налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, при методе
начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде,
к которому они относятся, независимо от времени фактической
выплаты денежных средств.
В связи с изложенным в целях статьи 252 Кодекса расходами вновь
созданных в результате реорганизации организации обществ могут
быть признаны только те расходы реорганизуемой организации,
которые не учтены последней при формировании налоговой базы
вследствие корректного применения статьи 272 Кодекса.
В случае, если в соответствии с правилами статьи 272 Кодекса
расходы по методу начисления подлежали отнесению к расходам
текущего отчетного (налогового) периода у реорганизованной
организации, заканчивающегося до даты государственной регистрации
выделенного общества, такие расходы не могут учитываться при
формировании налоговой базы выделенного общества.
Ввиду того, что, как усматривается из письма, указанные выше
безнадежные долги образовались у реорганизуемого общества до
момента передачи задолженности по разделительному балансу
выделенным обществам, т.е. до даты государственной регистрации
выделенных обществ, полагаем, что такие долги следовало учитывать
при формировании налоговой базы реорганизуемого общества.
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.МОТОРИН
|