ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2006 года
Дело N 20-В05-41
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Борисовой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2006 г. по надзорной
жалобе М. дело по иску М. к Правительству Республики Дагестан,
администрации г. Махачкалы о предоставлении государственного
жилищного сертификата для приобретения жилого помещения и
компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Нечаева В.И., объяснение М., исследовав материалы дела, Судебная
коллегия
установила:
приказом Министра обороны СССР от 29 июня 1990 г. полковник М.
уволен с действительной военной службы в запас с направлением на
учет в Ленинский районный военный комиссариат г. Махачкалы.
Календарная выслуга лет М. в Вооруженных Силах СССР составила 33
года 9 месяцев (т. 1, л.д. 12). Постоянным местом жительства он
избрал г. Махачкалу, где жилого помещения не имеет. С 12 февраля
1991 г. состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных
условий (т. 1, л.д. 9, л.д. 63).
В 1998 г. М. включен в число участников Президентской программы
"Государственные жилищные сертификаты".
Решением рабочей группы по выдаче государственных жилищных
сертификатов при Правительстве Республики Дагестан от 28 декабря
2000 г. в выдаче сертификата М. отказано в связи с тем, что он
обеспечен 3-комнатной квартирой в г. Черкесске, где проживает
после увольнения, не представляет документы о сдаче данной
квартиры, которая в 1993 г. приватизирована его сыном и дочерью
(т. 1, л.д. 72).
М. обратился в суд с иском к Правительству Республики Дагестан,
администрации г. Махачкалы о предоставлении государственного
жилищного сертификата для приобретения жилого помещения и
компенсации морального вреда, указывая на то, что имеет право на
получение жилого помещения на основании Федерального закона "О
статусе военнослужащих".
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 24 декабря
2004 г. иск удовлетворен частично. Правительство Республики
Дагестан обязано выдать М. жилищный сертификат на состав семьи из
двух человек. В пользу М. с Правительства Республики Дагестан
взысканы судебные расходы в размере 17411 руб. В требовании о
компенсации морального вреда отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Республики Дагестан от 11 февраля 2005 г., оставленным без
изменения постановлением президиума Верховного Суда Республики
Дагестан от 18 августа 2005 г. решение суда отменено и вынесено
новое решение об отказе в иске.
В надзорной жалобе М. просит отменить определение Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
от 11 февраля 2005 г., постановление президиума Верховного Суда
Республики Дагестан от 18 августа 2005 г. и оставить в силе
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 24 декабря 2004
г.
Обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит
определение кассационной и постановление надзорной инстанций
подлежащими отмене с оставлением в силе решения суда.
Удовлетворяя требования М., суд первой инстанции исходил из
того, что в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", в редакции, действовавшей на момент отказа в
выдаче государственного жилищного сертификата, военнослужащие,
имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при
увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при
перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со
дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами
местного самоуправления жилыми помещениями по установленным
нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов
на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами
из федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта
1999 г. N 351 "Вопросы реализации Президентской программы
"Государственные жилищные сертификаты", действовавшим на момент
отказа, был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных
жилищных сертификатов. Согласно п. 5 названного Порядка право на
получение сертификата имеют военнослужащие и граждане, не имеющие
жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами и признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в
том числе военнослужащие, увольняемые с военной службы, и
граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую
продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и
более (увольняемые или уволенные с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, по
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями).
М. уволен с военной службы по достижении предельного возраста,
имеет необходимую для получения сертификата продолжительность
военной службы, принял решение о перемене места жительства, на
него распространяется действие Федерального закона "О статусе
военнослужащих". Поэтому суд правильно признал, что М. имеет право
на получение государственного жилищного сертификата.
Суд сослался в решении на Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 320 "О мерах по
обеспечению реализации Президентской программы "Государственные
жилищные сертификаты", которое на момент отказа в выдаче
государственного жилищного сертификата утратило силу. Вместе с тем
данное обстоятельство не является основанием для отмены
правильного по существу решения суда. Приведенное Постановление
Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 351
"Вопросы реализации Президентской программы "Государственные
жилищные сертификаты" содержало аналогичную норму.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в
удовлетворении иска, суд кассационной инстанции указал, что
оснований для удовлетворения иска М. не имелось, поскольку правом
на получение жилья он воспользовался, получив в 1980 г. на семью
из 4-х человек квартиру в г. Черкесске.
Делая суждение по мотивировочной части кассационного
определения, президиум Верховного Суда Республики Дагестан
правильно указал, что суд кассационной инстанции не учел того
обстоятельства, что жилое помещение было предоставлено семье М. на
общих основаниях, а не в связи с увольнением М. с военной службы
по достижении предельного возраста пребывания на ней. В то же
время президиум Верховного Суда Республики Дагестан указал в
качестве нового основания к отказу в иске то обстоятельство, что
реализация права на жилое помещение по Закону возможна только
после прибытия военнослужащего на новое место жительства. М. же
остался проживать в г. Черкесске.
С данным выводом нельзя согласиться. Согласно преамбулы
названного Федерального закона данный Закон в соответствии с
Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы,
обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы
государственной политики в области правовой и социальной защиты
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" документы о сдаче жилых помещений Министерству
обороны Российской Федерации (иному федеральному органу
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему
месту жительства представляются указанными гражданами и совместно
проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади
по избранному месту жительства.
По смыслу приведенных правовых норм получение жилой площади по
избранному месту жительства является мерой социальной защиты
военнослужащих и перемена места жительства возможна лишь при
получении жилого помещения по новому месту жительства. Иначе
предоставлению жилой площади по новому месту жительства должно
предшествовать нахождение семьи военнослужащего в течение
длительного времени без такового, что противоречит смыслу
названного Закона.
Кроме того, возможность перемены места жительства после
получения жилой площади по новому месту жительства закреплена и в
Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в
отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих
и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся
в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
По подпункту "а" п. 6 названых Правил нуждающимися в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета
признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в
Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной
службы в запас или в отставку, имеющие общую продолжительность
военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, прибывшие
и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту
жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до
получения жилья в избранном постоянном месте жительства.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отменить определение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Дагестан от 11 февраля 2005 г.,
постановление президиума Верховного Суда Республики Дагестан от 18
августа 2005 г. и оставить в силе решение Советского районного
суда г. Махачкалы от 24 декабря 2004 г.
|