ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 года
Дело N 56-Г06-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2006 г. гражданское
дело по кассационной жалобе администрации Приморского края на
решение Приморского краевого суда от 21 ноября 2005 г., которым
удовлетворено требование первого заместителя прокурора Приморского
края, администрации г. Владивостока о признании недействующим
пункта 5 Приложения N 1 "Перечня должностей по группам персонала
работников общеобразовательных учреждений, оплата труда которых
осуществляется за счет субвенций на реализацию основных
общеобразовательных программ", утвержденного постановлением
администрации Приморского края N 113-па от 21 июня 2005 г. "О
внесении изменений в постановление администрации Приморского края
от 28 января 2005 г. N 18-па "Об утверждении Порядка
предоставления из краевого бюджета средств субвенций бюджетам
муниципальных образований Приморского края для выполнения органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их
расходования в 2005 году" в части указания "в коррекционных
(специальных) школах-интернатах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя администрации Приморского
края Мещаниновой Н.В., администрации г. Владивостока Сорочинского
А.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
администрация города Владивостока, первый заместитель прокурора
Приморского края обратились в суд с заявлением о признании
недействующим пункта 5 Приложения N 1 "Перечня должностей по
группам персонала работников общеобразовательных учреждений,
оплата труда которых осуществляется за счет субвенций на
реализацию основных общеобразовательных программ", утвержденного
постановлением администрации Приморского края N 113-па от 21 июня
2005 г. "О внесении изменений в постановление администрации
Приморского края от 28 января 2005 г. N 18-па "Об утверждении
Порядка предоставления из краевого бюджета средств субвенций
бюджетам муниципальных образований Приморского края для выполнения
органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий и их расходования в 2005 году" в части указания "в
коррекционных (специальных) школах-интернатах".
В обоснование своих требований заявители указали, что 21 июня
2005 г. администрацией Приморского края издано постановление N 113-
па "О внесении изменений в постановление администрации Приморского
края от 28 января 2005 г. N 18-па "Об утверждении Порядка
предоставления из краевого бюджета средств субвенций бюджетам
муниципальных образований Приморского края для выполнения органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их
расходования в 2005 году", которое было опубликовано в газете
"Утро России" N 96 от 25.06.2005.
Действующим федеральным законодательством Законом РФ от
10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (п. 6.1 ст. 29) и ФЗ от
06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт
13 пункта 2 статьи 26.3) на субъекты Российской Федерации
возложена обязанность по финансированию расходов по реализации
органами местного самоуправления основных общеобразовательных
программ. Нормы указанных Федеральных законов из расходов
субъектов Российской Федерации исключают только расходы на
содержание зданий и коммунальных расходов, которые отнесены к
расходам местных бюджетов. При этом указанные Законы не
предусматривают, что расходы, на которые выделяются средства из
бюджетов субъекта Российской Федерации для реализации основных
общеобразовательных программ, должны быть непосредственно связаны
с учебным процессом, а также не устанавливают разграничения в
оплате труда работников и персонала, работа которого связана с
организацией деятельности образовательного учреждения. Таким
образом, по мнению заявителей, п. 5 Приложения N 1 "Перечня
должностей по группам персонала работников общеобразовательных
учреждений, оплата труда которых осуществляется за счет субвенций
на реализацию основных общеобразовательных программ" в части
финансирования из краевого бюджета на медицинский персонал,
работающий только в коррекционных (специальных) школах-интернатах,
и прочий персонал, работающий только в школах-интернатах всех
типов, не соответствует Федеральному закону. Просили признать п. 5
указанного Приложения недействующим со дня издания постановления.
Решением Приморского краевого суда от 21 ноября 2005 г.
заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Приморского края поставлен
вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм
материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
28 января 2005 г. администрацией Приморского края было принято
постановление N 18-па "Об утверждении Порядка предоставления из
краевого бюджета средств субвенций бюджетам муниципальных
образований Приморского края для выполнения органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий и их
расходования в 2005 году".
Постановлением администрации Приморского края N 113-па от 21
июня 2005 г. внесены изменения в указанное постановление N 18-па и
пункт 5 Приложения N 1 "Перечня должностей по группам персонала
работников общеобразовательных учреждений, оплата труда которых
осуществляется за счет субвенций на реализацию основных
общеобразовательных программ" изложен в следующей редакции:
медицинский персонал - врач, медицинская сестра (в коррекционных
(специальных) школах-интернатах).
Оспариваемое постановление было опубликовано в газете "Утро
России" N 96 от 25.06.2005.
В соответствии с п. 6.1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) в ведении
субъектов Российской Федерации в области образования находится
обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, а также дополнительного
образования в общеобразовательных учреждениях посредством
выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для
реализации основных общеобразовательных программ в части
финансирования расходов на оплату труда работников
общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия,
технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные
нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных
расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с
нормативами, установленными законами субъектов Российской
Федерации. Аналогичная норма закреплена п. п. 13 п. 2 ст. 26.3 ФЗ
от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации". Нормы
данных Федеральных законов из расходов субъектов Российской
Федерации исключают только расходы на содержание зданий и
коммунальные расходы, которые отнесены к расходам местных
бюджетов. Эти законы не содержат и ограничений расходов из средств
бюджета субъекта Российской Федерации для реализации основных
общеобразовательных программ, в частности, не говорится, что такие
расходы должны быть непосредственно связаны с образовательным
процессом.
С учетом указанных положений федеральных законов суд правильно
признал обоснованными доводы администрации города Владивостока и
прокурора о том, что несение остальных расходов в области
образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
В статье 51 Закона "Об образовании" закреплено, что
образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся; обеспечивает медицинское
обслуживание учащихся образовательного учреждения с обязательным
предоставлением помещения с соответствующими условиями для работы
медицинских работников; возлагается организация питания в
образовательном учреждении с предоставлением для этого помещения.
Указанные функции, как правильно указал суд, и направлены в
совокупности на создание всех необходимых условий для получения
учащимися образования, то есть достижения и подтверждения ими
определенного образовательного ценза, удостоверяемого документом -
свидетельством о получении образования.
Поэтому ограничения в Перечне должностей по группам персонала
работников общеобразовательных учреждений, оплата труда которых
осуществляется за счет субвенций на реализацию основных
общеобразовательных программ медицинских работников только врачами
и медицинскими сестрами в коррекционных (специальных) школах-
интернатах, судом обоснованно признаны не соответствующими
федеральному законодательству.
Из материалов дела видно и установлено судом, что решением
Приморского краевого суда от 11 апреля 2005 г., оставленным без
изменения определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27
июля 2005 г., признаны недействующими положения Закона Приморского
края от 04.02.2005 N 222-КЗ "О краевом бюджете на 2005 год" в
части финансирования должностей работников общеобразовательных
учреждений, деятельность которых непосредственно не связана с
учебным процессом (обслуживающий, хозяйственный, медицинский
персонал). Этим решением, как правильно указал суд, также
подтверждена правильность позиции администрации города
Владивостока и прокурора по рассматриваемому вопросу.
Ссылку представителя администрации Приморского края на Типовое
положение об образовательном учреждении, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в посл.
ред.), а также вышеназванные Типовые штаты, Методические
рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на
финансирование общеобразовательных учреждений Министерства
образования Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации, суд правильно признал необоснованной,
поскольку подзаконные акты принимаются во исполнение федеральных
законов и не могут им противоречить. Предметом нормоконтроля по
данному делу является соответствие п. 5 оспариваемого
постановления администрации Приморского края федеральным законам.
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован,
соответствует требованиям закона и оснований считать его
неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального
права по существу сводятся к неправильному их истолкованию, с чем
нельзя согласиться по указанным в решении суда основаниям.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд неправильно признал
оспариваемую норму недействующей с момента принятия постановления
администрации Приморского края, противоречит ч. 2 ст. 253 ГПК РФ.
Нарушений судом норм материального и процессуального права,
которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной
жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 21 ноября 2005 г. оставить
без изменения, а кассационную жалобу администрации Приморского
края - без удовлетворения.
|