ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 года
Дело N 63-Г06-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Маслова А.М.,
Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Ненецкого автономного округа о признании Закона
Ненецкого автономного округа "О внесении изменений в Закон
Ненецкого автономного округа "О статусе, административных центрах
и границах муниципальных образований Ненецкого автономного округа"
от 3 ноября 2005 года N 635-оз противоречащим федеральному
законодательству, по кассационному представлению прокурора
Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного
округа от 12 декабря 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
Маслова, объяснения представителя администрации Ненецкого
автономного округа О.В. Сидоренко, возражавшей против
удовлетворения кассационного представления, заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной,
полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом от 3 ноября 2005 г. N 635-оз "О внесении изменений в
Закон Ненецкого автономного округа "О статусе, административных
центрах и границах муниципальных образований Ненецкого автономного
округа" до 15 ноября 2005 года продлены полномочия мэра города
Нарьян-Мара и Нарьян-Марского городского Совета.
Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с
заявлением о признании названного Закона недействующим, указав,
что положения оспариваемого Закона противоречат частям 4 и 5
статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", поскольку муниципальное образование городской округ
"Город Нарьян-Мар" создано в порядке пункта 1 части 1 статьи 85
Федерального закона, то в соответствии с частью 4 статьи 84 этого
же Закона, на территориях вновь образованных в таком порядке
муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица
местного самоуправления, иные органы и должностные лица,
осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов
местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального
закона.
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа и администрация
Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных
прокурором требований просили отказать.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2005
г. в удовлетворении заявления прокурора Ненецкого автономного
округа о признании закона Ненецкого автономного округа от 3 ноября
2005 года N 635-оз "О внесении изменений в закон Ненецкого
автономного округа "О статусе, административных центрах и границах
муниципальных образований Ненецкого автономного округа"
противоречащим федеральному законодательству и недействующим
отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене
обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 85 Федерального
закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в
целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в
соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы
государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 марта
2005 года определяют дату выборов в представительные органы вновь
образованных муниципальных образований, а также обеспечивают
проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года.
Согласно части 1 статьи 84 указанного выше Федерального закона
выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного
самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до
вступления в силу главы 12 настоящего Закона, проводятся в порядке
и сроки, установленные уставами указанных муниципальных
образований, за исключением случаев продления или сокращения
законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым
актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов
местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах
указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных
выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня
2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 82 этого Федерального закона
допускается не более чем на один год продление или сокращение
сроков полномочий органов местного самоуправления в целях
совмещения дня голосования на выборах в органы местного
самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного
самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в
соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
При этом продление или сокращение сроков полномочий органов
местного самоуправления в этом случае осуществляется законом
субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и согласно статьям 4 и 7 Закона
Ненецкого автономного округа "О реализации государственных
полномочий Ненецкого автономного округа в сфере правового
регулирования организации местного самоуправления" от 25 марта
2005 года N 564-ОЗ, дата выборов Совета городского округа "Город
Нарьян-Мар" и Совета муниципального района "Заполярный район", а
также глав указанных муниципальных образований определена на 18
сентября 2005 года.
Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа
от 30 июня 2005 года N 143-СД указанные выше выборы были назначены
на 18 сентября 2005 года и были проведены.
Таким образом, был совмещен день голосования на выборах главы и
представительного органа преобразованного муниципального
образования (городской округ "Город Нарьян-Мар") и главы и
представительного органа вновь образованного муниципального
образования (муниципальный район "Заполярный район"), в связи с
чем и были продлены полномочия мэра города Нарьян-Мара и Нарьян-
Марского городского Совета.
Продление срока полномочий было осуществлено законом субъекта
Российской Федерации в пределах сроков, указанных в законе.
При данных обстоятельствах дела судом первой инстанции
обоснованно отказано прокурору Ненецкого автономного округа в
удовлетворении требований о признании оспариваемого Закона
противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Ссылка в кассационном представлении на то, что судом первой
инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение
для дела, в частности то, что после изменения границ
муниципального образования "Город Нарьян-Мар", путем выделения
самостоятельного муниципального образования "Рабочий поселок
Искателей", образовано новое муниципальное образование "Городской
округ "Город Нарьян-Мар", поскольку ранее на территории НАО такого
муниципального образования не было, не может быть признана
состоятельной.
Судом Ненецкого автономного округа правильно указано на то, что
согласно положениям федерального законодательства в случае
изменения границ и преобразования муниципального образования,
органы государственной власти субъекта РФ должны выполнить в
отношении его те же действия, что и в отношении вновь
образованного муниципального образования.
Так, согласно статье 1 Закона Ненецкого автономного округа "О
статусе, административных центрах и границах муниципальных
образований Ненецкого автономного округа" от 24 февраля 2005 года
N 557-ОЗ, статусом муниципального образования - городское
поселение наделено муниципальное образование город Нарьян-Мар. Из
состава территории муниципального образования город Нарьян-Мар
исключена территория рабочего поселка Искателей.
Исключение территории рабочего поселка Искателей из состава
территории муниципального образования "Город Нарьян-Мар" было
произведено во исполнение части 3 статьи 84 Федерального закона,
предусматривающей, что изменение границ и преобразование
муниципальных образований, существующих на день вступления в силу
главы 12 Федерального закона, в период со дня вступления в силу
настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в
порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей
85 Федерального закона, а именно во исполнение абзацев 5 и 7 части
3 статьи 84.
В силу статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа "О статусе,
административных центрах и границах муниципальных образований
Ненецкого автономного округа" от 24 февраля 2005 года N 557-ОЗ,
статусом муниципального образования - городской округ наделено
муниципальное образование - городское поселение Город Нарьян-Мар;
в состав территории городского округа Город Нарьян-Мар входит
территория городского поселения город Нарьян-Мар.
Принимая во внимание, что преобразованием муниципальных
образований является в том числе изменение статуса городского
поселения в связи с наделением его статусом городского округа, суд
пришел к правильному выводу, что муниципальное образование
"Городской округ "Город Нарьян-Мар" является не вновь образованным
муниципальным образованием, а преобразованным из муниципального
образования "Город Нарьян-Мар".
Иные доводы кассационного представления были предметом
исследования в суде первой инстанции и не нашли подтверждения, в
связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы
кассационного представления убедительными, влекущими отмену
решения суда, постановленного в соответствии с требованиями
материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2005 г.
оставить без изменения, а кассационное представление прокурора
Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Б.ХАМЕНКОВ
судьи
А.М.МАСЛОВ
А.В.ХАРЛАНОВ
|