Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 15.03.2006 N 11696/05 ПО ДЕЛУ N А28-12932/04-618/03 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ РЕШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА И ВЫДАННОГО НА ЕГО ОСНОВАНИИ ПРЕДПИСАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ВЗИМАНИЕ УСТАНОВЛЕННОЙ В ДОГОВОРАХ ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ПРЕДУСМОТРЕНА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 15 марта 2006 г. N 11696/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего   -   первого  заместителя   Председателя
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
       членов   Президиума:   Витрянского   В.В.,   Горячевой    Ю.Ю.,
   Иванниковой  Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева  Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Козловой  О.А., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И.,  Юхнея
   М.Ф. -
       рассмотрел    заявление    открытого   акционерного    общества
   "Кировэнерго"  о  пересмотре в порядке надзора  постановления  суда
   апелляционной  инстанции  Арбитражного суда  Кировской  области  от
   12.05.2005   по   делу   N  А28-12932/04-618/13   и   постановления
   Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от  07.07.2005
   по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от открытого акционерного общества "Кировэнерго" - Акимов Л.Ю.,
   Мирошниченко О.С., Подольская Л.А., Топоров Д.В.;
       от  Управления Федеральной антимонопольной службы по  Кировской
   области - Мишаков О.Г., Никонова М.Л., Созинова А.И.
       Заслушав  и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое  акционерное общество "Кировэнерго" (далее - общество)
   обратилось  в  Арбитражный суд Кировской  области  с  заявлением  о
   признании     незаконными     решения    Управления     Федеральной
   антимонопольной    службы   по   Кировской   области    (далее    -
   антимонопольный орган) от 07.09.2004 N 08/02-04 и выданного на  его
   основании  предписания  от  07.09.2004  N  08/02-04  о  прекращении
   нарушения антимонопольного законодательства.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  18.01.2005   заявленные
   требования удовлетворены.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   12.05.2005
   решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
       Федеральный     арбитражный    суд    Волго-Вятского     округа
   постановлением  от  07.07.2005  постановление  суда   апелляционной
   инстанции оставил без изменения.
       В   заявлении   о   пересмотре  в  порядке  надзора   названных
   постановлений   судов   апелляционной  и  кассационной   инстанций,
   поданном  в  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,  общество
   просит  их  отменить,  ссылаясь на неправильное  применение  судами
   норм материального права.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях  присутствующих  в  заседании  представителей  сторон,
   Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене  по
   следующим основаниям.
       Как  установлено судами, в договорах, заключаемых  обществом  с
   заказчиками,  сторонами  самостоятельно определялся  размер  оплаты
   работ по технологическому присоединению к сетям общества.
       Сочтя действия общества по взиманию такой платы незаконными,  в
   антимонопольный  орган  обратились с  заявлениями  дать  оценку  их
   правомерности    Департамент   строительства   при    правительстве
   Кировской области, Управление торговли и потребительских услуг  при
   правительстве  Кировской  области,  Кировский  облпотребсоюз  и   с
   заявлением    о    пресечении   таких   действий   -   Региональная
   энергетическая комиссия Кировской области.
       По данным заявлениям в отношении общества 31.08.2004 возбуждено
   дело  о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам
   рассмотрения которого антимонопольный орган вынес решение N  08/02-
   04  о  нарушении  обществом  пункта 1  статьи  5  Закона  РСФСР  от
   22.03.1991  N  948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической
   деятельности на товарных рынках". В решении указано, что  нарушение
   состоит  во  взимании  обществом упомянутой  платы  в  размере,  не
   установленном федеральным органом исполнительной власти.
       На   основании  данного  решения  антимонопольный  орган  вынес
   предписание  от  07.09.2004  N 08/02-04,  которым  обязал  общество
   прекратить   взимать  плату  за  технологическое  присоединение   к
   электрическим   сетям  в  размере,  не  установленном   федеральным
   органом  исполнительной  власти,  а  также  в  срок  до  15.10.2004
   перечислить   в   федеральный  бюджет  доход  от  монополистической
   деятельности  в  размере  1255113 рублей 36  копеек,  состоящий  из
   денежных   средств,  полученных  обществом  в  качестве  платы   за
   технологическое присоединение с 01.06.2004 по 20.08.2004.
       Отказывая    обществу   в   удовлетворении   заявления,    суды
   апелляционной  и кассационной инстанций исходили из того,  что  при
   взимании  платы  за  осуществление  технологического  присоединения
   заказчиков    к   своим   сетям   обществом   допущено    нарушение
   антимонопольного законодательства.
       Между тем судами не учтено следующее.
       В  соответствии  с пунктом 1 статьи 26 Федерального  закона  от
   26.03.2003   N  35-ФЗ  "Об  электроэнергетике"  (далее   -   Закон)
   юридические  и  физические  лица  имеют  право  на  технологическое
   присоединение  своих  энергопринимающих  устройств  (энергетических
   установок)   к   электрическим  сетям   при   наличии   технической
   возможности для этого и соблюдении ими установленных правил  такого
   присоединения.   Отказ   в   технологическом   присоединении    при
   выполнении   такими  лицами  указанных  условий   не   допускается.
   Согласно  тому же пункту Закона за технологическое присоединение  к
   электрическим  сетям  плата  взимается  однократно  и   ее   размер
   устанавливается   федеральным   органом   исполнительной    власти,
   уполномоченным Правительством Российской Федерации.
       Положением  "О  Федеральной  службе по  тарифам",  утвержденным
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  30.06.2004  N
   332  (далее  -  Положение), в качестве такого  федерального  органа
   исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.
       Пунктом  5.3.1.3  указанного Положения  Федеральная  служба  по
   тарифам  на  основании  и  в  порядке,  установленных  федеральными
   законами,  актами Президента Российской Федерации  и  Правительства
   Российской    Федерации   уполномочена    утверждать    плату    за
   технологическое присоединение к электрическим сетям.
       В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона регулирование платы
   за   технологическое   присоединение  осуществляется   в   порядке,
   определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых  цен.  В
   силу  пункта  71 Основ ценообразования в отношении электрической  и
   тепловой    энергии    в    Российской   Федерации,    утвержденных
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.02.2004  N
   109,  размер платы за технологическое присоединение к электрическим
   сетям  определяется  в  соответствии  с  методическими  указаниями,
   утверждаемыми  Федеральной  службой по тарифам  по  согласованию  с
   Министерством  Российской Федерации по антимонопольной  политике  и
   поддержке предпринимательства.
       Такие  указания  утверждены  приказом  Федеральной  службы   по
   тарифам   от  15.02.2005  N  22-э/5.  До  их  утверждения   порядок
   определения размера платы за технологическое присоединение  не  был
   установлен,  в связи с чем размер платы предусматривался  сторонами
   в договорах на осуществление технологического присоединения.
       Действие  вышеназванных положений пункта 1  статьи  26  Закона,
   касающихся  недопустимости отказа в осуществлении  технологического
   присоединения,  не  поставлено в зависимость от  того,  установлены
   уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти  размеры
   платы   за   такое  присоединение  или  нет.  Поэтому  до  принятия
   нормативных  актов, устанавливающих размер платы, общество  обязано
   было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать  за
   него   плату  в  соответствии  с  договорами,  заключаемыми   между
   обществом и заказчиками.
       Кроме  того,  спор между заказчиком и обществом, возникший  при
   определении   условий  договора,  который  подлежит  заключению   в
   обязательном  порядке, мог быть передан для  разрешения  в  суд.  В
   силу  статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации условия,
   по   которым   у   сторон  имелись  разногласия,   определяются   в
   соответствии с решением суда.
       При  данных обстоятельствах взимание обществом установленной  в
   договорах  с  заказчиками  платы за технологическое  присоединение,
   возможность  получения  которой  предусмотрена  Законом,  не  может
   рассматриваться   как  нарушение  им  требований   антимонопольного
   законодательства, поскольку размер такой платы в  указанный  период
   не был определен федеральным органом исполнительной власти.
       Таким  образом,  обжалуемые судебные акты  подлежат  отмене  на
   основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального  кодекса
   Российской  Федерации как нарушающие единообразие  в  толковании  и
   применении арбитражными судами норм материального права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   Кировской  области  от  12.05.2005 по делу N А28-12932/04-618/13  и
   постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского  округа
   от 07.07.2005 по тому же делу отменить.
       Решение  Арбитражного суда Кировской области от  18.01.2005  по
   данному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Е.Ю.ВАЛЯВИНА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz