ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
13 марта 2006 г.
N 01И-191/06
О СОЗДАНИИ СИСТЕМ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с обращениями руководителей ряда территориальных
органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по вопросам практического применения
отдельных положений Федерального закона "О техническом
регулировании" от 18.12.2003 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ) в
части создания систем добровольной сертификации в сфере
здравоохранения и социального развития Росздравнадзор разъясняет.
В настоящее время одним из методов контроля качества
медицинской помощи в России является сертификация. Согласно ст. 2
Закона 184-ФЗ: "сертификация - форма осуществляемого органом по
сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям
договоров".
В сфере здравоохранения и социального развития подтверждение
соответствия носит добровольный характер и осуществляется в форме
добровольной сертификации. С этой целью в субъектах Российской
Федерации могут создаваться системы добровольной сертификации в
сфере здравоохранения и социального развития (далее - СДС).
СДС может быть создана юридическим лицом (лицами) или
индивидуальным предпринимателем (предпринимателями), "Лицо или
лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают
перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на
соответствие которым осуществляется добровольная сертификация,
правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной
сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников
данной системы добровольной сертификации" (п. 2 ст. 21 Закона N
184-ФЗ).
Одним из принципов технического регулирования является
недопустимость совмещения полномочий органа государственного
контроля (надзора) и органа по сертификации, равно как
недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации
и сертификации (ст. 3 Закона N 184-ФЗ).
К компетенции органа по сертификации относятся следующие
функции: осуществление подтверждения соответствия объектов
добровольной сертификации; выдача сертификатов соответствия на
объекты, прошедшие добровольную сертификацию; приостановление или
прекращение действия выданных им сертификатов соответствия. При
этом заявитель проходит добровольное подтверждение соответствия по
своей инициативе и на договорной основе с органом по сертификации.
Созданная СДС может быть зарегистрирована в Федеральном
агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое
уполномочено вести единый реестр зарегистрированных систем
добровольной сертификации.
Обращаем ваше внимание на следующее обстоятельство.
Инициативный характер создания СДС в регионах и добровольность
их регистрации на федеральном уровне, а также необязательность
аккредитации органов по добровольной сертификации в сфере
здравоохранения и социального развития может привести к созданию
многих систем. Часть из создаваемых систем по своим программам
оценки соответствия может не обеспечивать качество экспертизы на
соответствие требованиям норм, правил и стандартов, в частности, к
безопасности пациентов.
В связи с изложенным, Росздравнадзор предлагает руководителям
территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития включить в сферу своего
внимания деятельность центров добровольной сертификации в части
соответствия их программ оценки соответствия отраслевым
требованиям.
Со своей стороны, Росздравнадзор планирует провести
сравнительную оценку регистрируемых СДС и их программ оценки
соответствия с целью выбора оптимальных систем, которые можно
будет рекомендовать к использованию в субъектах РФ.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ
|