ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 марта 2006 г. N 21-5-05/31@
О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ
Управление администрирования ресурсных и имущественных налогов
направляет для использования в работе письмо Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов
Российской Федерации от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 по вопросу
начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу.
И.о. начальника Управления
администрирования ресурсных
и имущественных налогов
советник налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
В.Г.ХАНУНОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо от 09.12.2005 N 01-2-02/1714 о транспортном налоге и
сообщает.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налог исчисляется исходя из налоговой
базы, представляющей собой стоимостную или иную характеристику
объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе
предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения
обязательных элементов налогообложения, в том числе порядка
исчисления налога (часть 1 статьи 52 Кодекса), налоговой базы
(статья 53, пункт 1 статьи 54 Кодекса), налогового периода (статья
55 Кодекса), срока уплаты налога (пункты 1 и 3 статьи 57 Кодекса).
Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам
которых уплачиваются авансовые платежи.
Пунктом 3 статьи 12 Кодекса установлено, что по региональным
налогам законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации определяются
в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие
элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты
налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и
налогоплательщики определяются Кодексом.
В силу статьи 360 Кодекса налоговым периодом по транспортному
налогу признан календарный год. При этом, в отличие от положений
глав 30 "Налог на имущество организаций" (статьи 379, 382, 383,
386) и 31 "Земельный налог" (статьи 393, 396, 397, 398) Кодекса,
главой 28 "Транспортный налог" Кодекса до 1 января 2006 года не
были предусмотрены отчетные периоды, и на налогоплательщиков не
возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и
представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному
налогу. Кодексом также не было предоставлено право субъектам
Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных
периодов. В связи с этим в Приказе МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-
21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации и инструкции по
ее заполнению" отсутствовал порядок расчета авансовых платежей по
налогу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и
пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. При уплате налога (сбора) с
нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора)
уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом
(пункт 2 статьи 57). При этом пеней признается установленная
статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик
(плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах
применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(пункт 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с
налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей,
судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные
статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том
случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый
платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой
базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Кроме того, в Постановлении от 11 мая 2005 г. N 32пв04
Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на то, что
из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и
федерального законодательства следует, что законодатель субъекта
Российской Федерации при установлении и введении в действие своим
законом транспортного налога, как одного из видов регионального
налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий
элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты,
обязан учитывать нормы Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения изменений в
главу 28 Кодекса, предусматривающих отчетные периоды и авансовые
платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания
для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ "О внесении
изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон), вступившим в силу с 1
января 2006 года, установлены для налогоплательщиков-организаций
отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и
сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления
расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.
Кроме того, указанным Федеральным законом глава 28 Кодекса
дополнена статьей 363.1, определяющей порядок и сроки
представления налогоплательщиками, являющимися организациями,
налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым
платежам по налогу, формы по которым в настоящее время
разрабатываются Минфином России совместно с ФНС России.
Таким образом, начиная с 2006 года в случае нарушения
установленных статьей 363 Кодекса (в редакции Федерального закона)
сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, подлежат
уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
|