ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 34
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы по применению Инструкции Банка России
от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам документов
и информации при осуществлении валютных операций,
порядке учета уполномоченными банками валютных
операций и оформления паспортов сделок"
(далее - Инструкция N 117-И)
1. Какая сумма должна быть указана резидентом в пункте 6.2
листа 2 паспорта сделки (далее - ПС) (Приложение 4 к Инструкции N
117-И) при переоформлении ПС по кредитному договору (договору
займа), оформленному после 18.06.2004 (дата вступления в силу
Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле"): сумма задолженности по основному долгу, сложившаяся на
день переоформления ПС с учетом денежных средств, которые были
получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом до
переоформления ПС, или сумма задолженности, указанная в
первоначально оформленном ПС?
Какая информация указывается в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС при
переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции N 117-И) по
кредитному договору (договору займа)?
При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору
(договору займа) информация, указанная в пункте 6.2 листа 2 ПС,
переносится из первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС
без изменения.
Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при
переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС
также без изменения. Однако в случае если в графики предстоящих
платежей по получению (предоставлению) и/или по возврату средств,
которые будут осуществляться после даты переоформления ПС, были
внесены изменения, при переоформлении ПС указанные изменения
должны быть учтены при заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.
2. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке
о валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом
страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая?
При переводе страховой компанией - резидентом страхового
возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая
рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080
"прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым
операциям" (Приложение 2 к Инструкции N 117-И).
3. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между
резидентом и нерезидентом за бункеровку топливом судов
нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной
территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение
припасов"?
На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие
установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления
паспорта сделки распространяется, в частности, на валютные
операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в
осуществлении расчетов за вывозимые с таможенной территории
Российской Федерации товары по внешнеторговому договору
(контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и
физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и
нерезидентом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от
08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ)
под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по
осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности,
товарами. При этом в соответствии с пунктами 7 и 28 статьи 2
Федерального закона N 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в
частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз товара с
таможенной территории Российской Федерации без обязательства об
обратном ввозе.
Вместе с тем Таможенным кодексом Российской Федерации (статья
264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение
припасов", при котором товары, предназначенные, в частности, для
использования на морских (речных) судах, а также товары,
предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких
морских (речных) судов, перемещаются через таможенную границу без
уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и
ограничений экономического характера, установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в
российских портах указанное топливо вывозится с таможенной
территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение
припасов", а не в таможенном режиме "экспорт", оформления паспорта
сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом
за бункеровку судов нерезидентов не требуется.
Вопросы по применению Инструкции
Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке
открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов
и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных
видов банковских операций и иных сделок с наличной
иностранной валютой и валютой Российской Федерации,
чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте, с участием физических лиц"
(далее - Инструкция N 113-И)
4. Необходимо ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и
чеками (Приложение 4 к Инструкции N 113-И) при проведении операций
с использованием платежных карт, предусмотренных пунктами 3.1.16 -
3.1.19 Инструкции N 113-И, в случае если у кредитной организации
отсутствует возможность достоверно установить, что счет клиента
открыт в валюте Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции N 113-И оформление
операций по приему (выдаче) наличной иностранной валюты и валюты
Российской Федерации с использованием платежных карт
осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России,
регулирующими указанные операции.
В настоящее время операции, совершаемые с использованием
платежных карт, регулируются Положением Банка России от 24.12.2004
N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с
использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
Пунктом 3.8 Положения N 266-П установлена специальная норма, в
соответствии с которой Реестр операций с наличной валютой и
чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с
наличной валютой и чеками, предусмотренный Инструкцией N 113-И, не
оформляются при выдаче (приеме) в пункте выдачи наличных кредитной
организацией клиентам - физическим лицам (от клиентов - физических
лиц) с использованием платежных карт наличных денежных средств в
валюте Российской Федерации со счетов (на счета) в валюте
Российской Федерации, открытых в данной кредитной организации.
Вместе с тем в случае если кредитная организация не
устанавливает в связи с невозможностью достоверно установить, что
счет клиента кредитной организации, по которому совершается
операция с использованием платежной карты, открыт в валюте
Российской Федерации, в Реестр операций с наличной валютой и
чеками включаются все операции, совершаемые в пункте выдачи
наличных кредитной организации, предусмотренные пунктами 3.1.16 -
3.1.19 Инструкции N 113-И, в том числе операции с наличной валютой
Российской Федерации, осуществляемые с использованием платежных
карт, а также оформляется документ, подтверждающий проведение
операции с наличной валютой и чеками.
5. Может ли на стенде обменного пункта уполномоченного банка
размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся)
операции с монетами иностранных государств (группы государств)?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 1
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
в понятие "иностранная валюта" входит также монета, находящаяся в
обращении и являющаяся законным средством наличного платежа
соответствующего иностранного государства, а также изымаемая либо
изъятая из обращения, но подлежащая обмену.
Пунктом 3.7 Инструкции N 113-И установлено, что уполномоченный
банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о
необходимости работы с монетой иностранных государств (группы
государств) при осуществлении операций с наличной валютой и
чеками.
В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.3 Инструкции N
113-И обменный пункт уполномоченного банка должен быть оборудован
стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами
месте и содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских
операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой
Российской Федерации и чеками, осуществляемых данным обменным
пунктом.
С учетом изложенного уполномоченный банк вправе поместить на
стенде своего обменного пункта вместе с перечнем банковских
операций информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или
не проводит) операции с монетами иностранных государств (группы
государств).
Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и
валютного контроля
|