ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 9
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ БАНКА РОССИИ
1. Распространяется ли на кредитные организации обязанность по
выявлению сделок с недвижимым имуществом, относящихся к операциям,
подлежащим обязательному контролю, и направлению сведений об
указанных сделках в уполномоченный орган?
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -
Федеральный закон) сделка с недвижимым имуществом подлежит
обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается,
равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает
ее.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об
операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному контролю, представляются непосредственно в
уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с
денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует
рассматривать как общую, адресованную всем организациям,
осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Следовательно, кредитная организация должна представлять в
уполномоченный орган сведения о любых сделках с недвижимым
имуществом (купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых
равна или превышает 3 000 000 рублей, если кредитная организация
является стороной по сделке либо если из представленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом
документов ей стало известно о совершении такой сделки. В случае
если кредитная организация при проведении расчетной операции
своего клиента по сделке с недвижимым имуществом не располагает
всей необходимой информацией, на основании которой она может
сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей
обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил
внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к
операции, в отношении которой возникает подозрение, что она
связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению
соответствующих сведений в уполномоченный орган у кредитной
организации не возникает.
2. Необходимо ли кредитной организации предпринимать меры по
установлению и идентификации выгодоприобретателя при осуществлении
клиентом платежей по договору финансирования под уступку денежного
требования?
Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-
П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и
выгодоприобретателей в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (далее - Положение N 262-П), под выгодоприобретателем
следует понимать лицо, которое, не являясь непосредственно
участником операции, получает выгоду от ее проведения. При этом,
совершая в интересах другого лица банковские операции и иные
сделки, клиент может действовать на основании различных договоров,
в частности, агентского договора, договоров поручения, комиссии,
доверительного управления (то есть перечень гражданско-правовых
договоров, указанных в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является
исчерпывающим).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона
и Положения N 262-П кредитные организации должны предпринять
обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по
идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-
правовых оснований совершения операции с денежными средствами или
иным имуществом.
В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской
Федерации по договору финансирования под уступку денежного
требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется
передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет
денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу
(должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров,
выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент
уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное
требование.
Учитывая, что в рамках договора финансирования под уступку
денежного требования клиент уступает финансовому агенту денежное
требование, а должник должен произвести платеж финансовому агенту
(исполнить его денежное требование), в данном случае клиента как
сторону по договору финансирования под уступку денежного
требования, по нашему мнению, не следует рассматривать в качестве
выгодоприобретателя.
3. Какие квалификационные требования предъявляются к
ответственному сотруднику по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (далее - ПОД/ФТ) филиала кредитной организации?
Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним
нормативными актами Банка России, в том числе Указанием Банка
России от 09.08.2004 N 1486-У "О квалификационных требованиях к
специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил
внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях"
(далее - Указание N 1486-У), не установлены непосредственно
квалификационные требования к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ
филиала кредитной организации.
Однако в случае, если внутренними документами кредитной
организации, регламентирующими процедуру формирования и
направления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных
Федеральным законом, филиалу кредитной организации предоставлены
полномочия по передаче отчетов в виде электронного сообщения (ОЭС)
напрямую в уполномоченный орган, минуя головной офис кредитной
организации, полагаем, что ответственный сотрудник по ПОД/ФТ
филиала кредитной организации должен соответствовать
квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственному
сотруднику кредитной организации Указанием N 1486-У.
4. Соответствует ли квалификационным требованиям к
ответственному сотруднику по ПОД/ФТ кандидат, имеющий высшее
юридическое или экономическое образование, а также опыт работы в
сфере ПОД/ФТ, при отсутствии у него опыта руководства отделом
(подразделением) кредитной организации, связанным с осуществлением
банковских операций?
В соответствии с пунктом 2 Указания N 1486-У ответственный
сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое
образование и опыт руководства отделом, иным подразделением
кредитной организации, связанным с осуществлением банковских
операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного
образования - опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет или
опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с
осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
Из указанной выше нормы следует, что кандидат на должность
ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы в сфере
ПОД/ФТ не менее двух лет, даже при отсутствии высшего юридического
или экономического образования считается соответствующим
квалификационным требованиям, предъявляемым к ответственным
сотрудникам по ПОД/ФТ.
Таким образом, по нашему мнению, кандидат на должность
ответственного сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации, имеющий
высшее юридическое или экономическое образование, при отсутствии у
него опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной
организации, связанным с осуществлением банковских операций, может
быть признан соответствующим квалификационным требованиям к
ответственному сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта
работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.
5. Обязана ли кредитная организация проводить обучение своих
сотрудников по вопросам ПОД/ФТ в образовательных учреждениях,
имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности?
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Указания Банка России от
09.08.2004 N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров
в кредитных организациях" (далее - Указание N 1485-У) кредитным
организациям предоставляется право самостоятельно с учетом
требований данного указания и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также особенностей
деятельности своих клиентов и степени (уровня) риска совершения
клиентами операций в целях ПОД/ФТ разрабатывать и утверждать
программу подготовки и обучения кадров по ПОД/ФТ (включая порядок
проведения обучения и его формы), а также план ее реализации.
Учитывая, что каких-либо требований в отношении организаторов
обучающих мероприятий Указание N 1485-У не содержит, кредитная
организация вправе самостоятельно определить, каким образом
осуществлять обучение своих сотрудников: путем использования
"внутренних ресурсов" или путем направления своих сотрудников на
обучение в образовательные учреждения, имеющие лицензии на ведение
образовательной деятельности, а также банковские ассоциации
(союзы), банковские школы, центры и курсы переподготовки
банковских кадров.
Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и
валютного контроля
|