ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2006 года
Дело N 41-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Меркулова В.П.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 1 марта 2006 г. гражданское
дело по заявлению С., К., Ж. об оспаривании областного Закона
Ростовской области N 230-ЗС от 27 декабря 2004 г. "Об установлении
границы и наделении статусом городского округа муниципального
образования "город Зверево" и областного Закона Ростовской области
N 232-ЗС от 27 декабря 2004 г. "Об установлении границ и наделении
соответствующим статусом муниципального образования
"Красносулинский район" и муниципальных образований в его составе"
по кассационной жалобе С., К. и Ж. на решение Ростовского
областного суда от 6 декабря 2005 г., которым в удовлетворении
заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителей Законодательного Собрания
Ростовской области Н.В. Дереза и А.В. Ищенко, возражавших против
доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей
решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
жители поселка Первомайский С., К. и Ж. обратились в Ростовский
областной суд с заявлением о признании недействующими указанных
выше областных Законов Ростовской области.
Согласно областному Закону Ростовской области N 230-ЗС от 27
декабря 2004 г. "Об установлении границы и наделении статусом
городского округа муниципального образования "город Зверево"
установлена граница муниципального образования "город Зверево" в
соответствии с картографическим описанием согласно приложениям 1 и
2 к Закону и муниципальное образование "город Зверево" наделено
статусом городского округа с указанием на то, что в границах
муниципального образования "город Зверево" находится хутор
Трудовой, не являющийся муниципальным образованием.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 2 областного
Закона Ростовской области N 232-ЗС от 27 декабря 2004 г. "Об
установлении границ и наделении соответствующим статусом
муниципального образования "Красносулинский район" установлены, в
том числе, границы муниципального образования "Долотинское
сельское поселение" с административным центром в хуторе
Молоканский с населенным пунктом - поселок Первомайский, входящим
в состав муниципального образования "Красносулинский район".
В обоснование заявления С., К. и Ж. сослались на то, что при
принятии указанных законов Законодательным Собранием Ростовской
области не были соблюдены требования Федерального закона N 131-ФЗ
от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", поскольку при решении
вопроса об изменении границ муниципальных образований не было
учтено мнение жителей поселка Первомайский, которые были против
его передачи в Красносулинский район.
По мнению заявителей, в результате принятия обжалуемых Законов
Ростовской области были нарушены права заявителей и более 900
жителей поселка. Созданы препятствия в пользовании учреждениями и
организациями здравоохранения, образования, социальной защиты, так
как все они в Красносулинском районе находятся на значительном
расстоянии от поселка Первомайский.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого
просят в кассационной жалобе С., К. и Ж. Полагают, что суд
неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по
следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону или другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего
заявления.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд пришел к
правильному выводу о том, что оспариваемые ими Законы Ростовской
области не противоречат действующему федеральному
законодательству.
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное
самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических и иных местных
традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Статьей 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование -
городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселения, иная населенная территория,
предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (с
последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местное
самоуправление осуществляется на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах,
городских округах и на внутригородских территориях городов
федерального значения. Границы территорий муниципальных
образований устанавливаются и изменяются законами субъектов
Российской Федерации в соответствии с требованиями,
предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного
Федерального закона в целях организации местного самоуправления в
Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона органы государственной власти субъектов
Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы
муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные
образования статусом городского, сельского поселения, городского
округа, муниципального района.
На основании абзаца 1 части 3 статьи 84 данного Федерального
закона изменение границ и преобразование существующих
муниципальных образований допускается исключительно в порядке и по
основаниям, установленным статьями 84 и 85, с соблюдением
требований статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N
184-ФЗ от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями) "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" установление административно-территориального
устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения
относится к исключительной компетенции законодательного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Устава Ростовской области предусмотрено, что
изменения в административно-территориальном устройстве Ростовской
области осуществляются Законодательным Собранием Ростовской
области в соответствии с областным законодательством.
Пунктом 2 статьи 5 областного Закона Ростовской области N 9-ЗС
от 15 января 1996 г. (с последующими изменениями) "О местном
самоуправлении в Ростовской области" установлено, в сельских
районах единым муниципальным образованием является район. В
административно-территориальных единицах района действуют
образуемые в порядке, определяемом уставом района, территориальные
органы районного муниципального образования.
Согласно статье 9 указанного областного Закона Ростовской
области территориями муниципальных образований являются территории
районов, городов областного значения, а также территории частей
городов областного значения, в которых в соответствии с пунктом 1
статьи 5 настоящего областного Закона осуществляется местное
самоуправление.
Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области N
764 от 24 декабря 2004 г. "О внесении изменений в административно-
территориальное устройство Ростовской области" поселок
Первомайский, административно подчиненный городу Зверево, был
включен в состав Долотинского сельсовета Красносулинского района,
а также утверждены границы Долотинского сельсовета согласно
прилагаемой к постановлению схематической карте.
Указанное постановление Законодательного Собрания Ростовской
области было обжаловано Ж. в суд, и решением Ростовского
областного суда от 24 февраля 2005 г., оставленным без изменения
определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 18 мая 2005 г., в удовлетворении
заявления о признании его недействующим было отказано.
На время принятия оспариваемых областных Законов Ростовской
области действовала редакция Федерального закона N 131-ФЗ от 6
октября 2003 г., предусматривающая, что территория поселения не
может находиться внутри территории другого поселения, а территория
городского округа не входит в состав территории муниципального
района (пункты 13 и 14 части 1 статьи 11).
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территории
отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям
других поселений, осуществляется с согласия населения данных
населенных пунктов, выраженного путем голосования,
предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального
закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных
органов соответствующих поселений (пункт 3 статьи 12 указанного
Федерального закона).
Судом установлено, что до принятия оспариваемых областных
Законов Ростовской области территориальная организация местного
самоуправления в г. Зверево и в Красносулинском районе не
соответствовала указанным требованиям Федерального закона,
поскольку в административном подчинении г. Зверево находился
поселок Первомайский, расположенный на территории Долотинского
сельсовета Красносулинского района и удаленный от Зверево на 2,9
км.
Однако органами местного самоуправления г. Зверево и
Красносулинского района не принималось решений о передаче части
земель Красносулинского района в состав городских земель г.
Зверево с тем, чтобы соединить территорию поселка Первомайский с
территорией г. Зверево, в связи с чем вопрос выделения населенного
пункта поселок Первомайский из состава городского муниципального
образования г. Зверево и отнесения его в состав муниципального
района - Красносулинский район - не был урегулирован.
Административно-территориальное устройство г. Зверево и
Красносулинского района было приведено в соответствие с
федеральным законодательством только после принятия
Законодательным Собранием Ростовской области постановления N 764
от 24 декабря 2004 г.
В силу статьи 12 областного Закона Ростовской области N 9-ЗС от
15 января 1996 г. границы муниципальных образований в районах
области устанавливаются Законодательным Собранием Ростовской
области в порядке, определенном областным законодательством, на
основе сложившихся территорий компактного проживания с учетом
мнения населения (пункт 1).
Границы территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, изменяются областными законами с учетом мнения
населения. Если в соответствии с федеральным законом изменение
границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, производится с согласия населения, принятие
областных законов об изменении границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, без положительного решения
граждан, проживающих на соответствующих территориях, не
допускается (пункт 3).
Голосование по вопросу изменения границы территории, в которой
осуществляется местное самоуправление, проводится в случаях и
порядке, предусмотренных федеральным и областным
законодательством. В иных случаях мнение населения выявляется на
сходах граждан в порядке, установленном пунктом 5 настоящей
статьи, и выражается представительными органами местного
самоуправления в порядке, установленном пунктом 5.1 настоящей
статьи (пункт 4).
Несмотря на то, что сходы граждан, проведенные в поселке
Первомайский, принимали решения о сохранении анклавной территории
поселка Первомайский в составе Красносулинского района, они не
могли быть положены в основу оспариваемых Законов Ростовской
области, поскольку это явилось бы нарушением указанных выше
положений пункта 13 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ
от 6 октября 2003 г., действующих на время принятия оспариваемых
законов.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемыми областными
законами Ростовской области были нарушены избирательные права
жителей поселка Первомайский, противоречат сообщению главы
Красносулинского района Ростовской области (лист дела 174).
Так, согласно указанному сообщению в марте 2005 г. были
проведены выборы депутатов Собрания депутатов Красносулинского
района. Поселок Первомайский был включен в схему избирательных
округов района, в нем был создан избирательный участок.
25 сентября 2005 г. были проведены выборы органов местного
самоуправления вновь образованных муниципальных образований. В
поселке Первомайский был образован пятимандатный избирательный
округ. По результатам голосования выборы признаны состоявшимися и
действительными.
Доводы кассационной жалобы о том, что в поселок Первомайский
затруднен выезд экстренных служб, также опровергается указанным
сообщением, согласно которому обслуживание скорой медицинской
помощью с 1 января 2006 г. будет осуществляться бригадой скорой
медицинской помощи, расположенной в станице Владимировской
Красносулинского района. Новый автомобиль скорой медицинской
помощи для работы уже получен.
Кроме того, организовано автобусное сообщение с г. Красный
Сулин с бесплатным проездом льготной категории граждан.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию
норм материального права, примененных судом при разрешении данного
дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 6 декабря 2005 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу С., К. и Ж. - без
удовлетворения.
|