ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2006 г. N 266-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы
стандартизации.
2. Федеральным органам исполнительной власти учитывать
положения Концепции развития национальной системы стандартизации
при проведении работ в области технического регулирования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2006 г. N 266-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
I. Введение
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на
проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской
Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и
направления развития национальной системы стандартизации.
Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных
документов в области стандартизации.
Сформированная на протяжении многих десятилетий система
государственной стандартизации в ходе реформы технического
регулирования должна быть заменена на национальную систему
стандартизации, которая в условиях глобализации экономических
отношений призвана обеспечить баланс интересов государства,
хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей,
повысить конкурентоспособность российской экономики, создать
условия для развития предпринимательства на основе повышения
качества товаров, работ и услуг.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки
государственной социально-экономической политики, способствует
развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению
технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности
жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов
потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического
регулирования должна внести достойный вклад в экономическое
развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в
условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны
происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Законодательную и нормативную базу национальной системы
стандартизации составляют:
Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к
вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший
правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников
работ по стандартизации, правила разработки и добровольность
применения стандартов;
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам стандартизации;
основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
Национальные и международные стандарты могут использоваться в
качестве основы для разработки технических регламентов и
содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональную структуру национальной системы
стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии);
научно-исследовательские организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации
входят межгосударственные, государственные и национальные
стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и
рекомендации в области стандартизации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Фонд документов национальной системы стандартизации является
составной частью федерального информационного фонда технических
регламентов и стандартов.
В рамках фонда документов национальной системы стандартизации
сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические
системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система
стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие.
Подсистемой национальной системы стандартизации является система
стандартизации оборонной продукции.
Существующие проблемы национальной системы стандартизации во
многом обусловлены переходным периодом реформы в области
технического регулирования и являются сдерживающим фактором в
достижении стратегических целей стандартизации.
В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной
мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус,
участников национальной системы стандартизации, приоритетное
применение национальных стандартов, вопросы финансирования
деятельности по разработке международных и межгосударственных
стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены
отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение
которых для производителей продукции остается весьма существенным.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности
эффективность и значимость национальных стандартов снижается,
поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического
прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с
международными стандартами.
Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого
притока профессиональных кадров в научно-исследовательские
организации и технические комитеты по стандартизации, а также
недостаточного финансирования ухудшается качество разработки
национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.
Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной
системы стандартизации за последние годы снизились (необходимо
ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его
на приемлемом уровне).
В связи со слабой заинтересованностью промышленности в
разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями и
отраслевыми научно-исследовательскими институтами активность
технических комитетов по стандартизации в последние годы также
снизилась.
Российская Федерация является членом Международной организации
по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и
Международного союза электросвязи, участвует в деятельности
региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное
участие Российской Федерации в деятельности международных
организаций, количество секретариатов технических комитетов,
закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных
интересов Российской Федерации.
Проблемы действующей национальной системы стандартизации не
позволяют в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного
роста в нашей стране.
В этой связи формирование национальной системы стандартизации,
направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого
экономического роста и повышение конкурентоспособности российской
экономики, должно осуществляться на основе комплексного выбора
приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями,
принципами, задачами и направлениями развития национальной системы
стандартизации.
II. Стратегические цели, принципы и задачи
развития национальной системы стандартизации
В основу стратегии развития национальной системы стандартизации
положены апробированные практикой и соответствующие международным
принципам следующие принципы стандартизации:
добровольность применения национальных стандартов и
обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их
использовании;
применение международных стандартов как основы разработки
национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое
применение признано невозможным вследствие несоответствия
требований международных стандартов климатическим и географическим
особенностям Российской Федерации, техническим и (или)
технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская
Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала
против принятия международного стандарта или отдельного его
положения;
максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при
разработке национальных стандартов;
обеспечение преемственности работ по стандартизации в
Российской Федерации;
недопустимость создания препятствий для производства и
обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей
степени, чем это минимально необходимо для выполнения
стратегических целей стандартизации;
обеспечение условий для единообразного применения национальных
стандартов;
обоснованность разработки национальных стандартов;
открытость процессов разработки национальных стандартов;
обеспечение доступности национальных стандартов и информации о
них для пользователей;
однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами
требований, включаемых в национальные стандарты;
прогрессивность и оптимальность требований национальных
стандартов;
применение требований национальных стандартов в контрактах,
заключаемых между изготовителем и потребителем.
Стратегическими целями развития национальной системы
стандартизации являются:
повышение качества и конкурентоспособности российской
продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем
рынках;
обеспечение научно-технического прогресса;
обеспечение обороноспособности, экономической, экологической,
научно-технической и технологической безопасности Российской
Федерации;
обеспечение единства измерений;
обеспечение рационального использования ресурсов;
обеспечение технической, информационной совместимости и
взаимозаменяемости продукции;
содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта,
накопленных в различных отраслях экономики;
содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из
ведущих в экономическом отношении стран.
Для эффективного развития национальной системы стандартизации и
достижения стратегических целей необходимо:
сформировать механизмы использования национальных стандартов в
государственных интересах Российской Федерации, в том числе для
выполнения международных обязательств и поддержки социально-
экономической политики государства;
обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов,
применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований
технических регламентов;
обеспечить при разработке национальных стандартов баланс
интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных
организаций и потребителей;
сформировать экономические механизмы, обеспечивающие
привлечение всех заинтересованных сторон к работам по
стандартизации и их финансированию;
обеспечить эффективное применение методов и средств
стандартизации для содействия успешному развитию секторов
российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для
повышения качества и конкурентоспособности российской продукции,
работ и услуг;
применять при разработке стандартов метод программно-целевого
планирования;
оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных
стандартов с использованием международного опыта;
усилить роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в
международной (региональной) стандартизации;
повысить уровень гармонизации национальных и международных
стандартов;
повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
III. Направления развития
национальной системы стандартизации
Направления развития национальной системы стандартизации
включают в себя: совершенствование законодательных основ
национальной системы стандартизации, усиление роли национальной
стандартизации в решении государственных задач и роли государства
в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной
структуры национальной системы стандартизации, экономических основ
стандартизации, фонда документов национальной системы
стандартизации, информационного обеспечения в области
стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными
и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по
стандартизации.
В целях совершенствования законодательных основ национальной
системы стандартизации необходимо подготовить предложения о
внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том
числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:
уточнения положений, определяющих понятие, структуру, статус,
участников национальной системы стандартизации, приоритетное
применение национальных стандартов, вопросов финансирования
деятельности по разработке международных и межгосударственных
стандартов;
уточнения правовых вопросов, связанных с применением
национальных стандартов при государственных заказах и
использованием прав на объекты интеллектуальной собственности в
стандартизации.
Для усиления роли национальной стандартизации в решении
государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
необходимо:
определить приоритетные направления развития стандартизации на
среднесрочную перспективу;
разработать механизмы применения национальных стандартов при
формировании программ развития отраслей экономики, а также в
сферах закупок продукции, выполнения работ и оказания услуг для
государственных нужд;
внедрить механизмы участия в разработке национальных стандартов
представителей органов исполнительной власти, научных организаций,
общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
обеспечить развитие работ по общероссийским классификаторам,
разработать общероссийский классификатор продукции по видам
экономической деятельности, гармонизированный с классификацией
Европейского союза.
В целях развития организационно-функциональной структуры
национальной системы стандартизации необходимо:
провести мониторинг деятельности технических комитетов по
стандартизации и подготовить предложения о их реструктуризации,
слиянии или упразднении с учетом структуры технических комитетов
международных организаций, разработать правила взаимодействия с
техническими комитетами;
разработать и реализовать новую модель отношений с научно-
исследовательскими институтами по стандартизации с учетом их
статуса, профессионального опыта, научных и технических
возможностей;
создать общественный совет по стандартизации, включающий в себя
представителей федеральных органов исполнительной власти,
Российской академии наук, научно-технических обществ, общественных
объединений, предпринимателей и потребителей;
разработать и реализовать пилотный проект создания и
функционирования отраслевых советов по стандартизации.
В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
разработать и внедрить экономически эффективные модели
планирования, разработки, принятия и распространения национальных
стандартов;
реализовать на практике механизм приоритетного бюджетного
финансирования разработки национальных стандартов, используемых
для исполнения государственных функций и оказания государственных
услуг;
разработать механизмы привлечения к разработке стандартов
представителей органов исполнительной власти, научных организаций,
общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки
национальных стандартов на основе реализации ведомственных целевых
программ.
В целях развития фонда документов национальной системы
стандартизации необходимо:
провести анализ действующего фонда документов национальной
системы стандартизации на соответствие современному научно-
техническому уровню, пересмотреть или отменить национальные
стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и не
отвечающие задачам развития экономики;
обеспечить разработку новых национальных стандартов и внести
изменения в действующие стандарты в соответствии с современными
достижениями науки и техники, учитывая необходимость гармонизации
с международными стандартами и повышения конкурентоспособности
российской продукции, работ и услуг;
повысить уровень гармонизации национальных и международных
стандартов;
оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных
стандартов с использованием международного опыта;
провести анализ отраслевых стандартов и подготовить
предложения, касающиеся их дальнейшего использования.
В целях развития информационного обеспечения в области
стандартизации необходимо:
создать единую информационную систему, предназначенную для
обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах,
входящих в состав федерального информационного фонда технических
регламентов и стандартов;
внедрить новые информационные технологии при планировании,
разработке, принятии и распространении стандартов.
В целях совершенствования взаимодействия с международными и
региональными организациями по стандартизации необходимо:
подготовить предложения по созданию под руководством Российской
Федерации в рамках международных организаций по стандартизации
новых технических комитетов в приоритетных для нашей страны
направлениях стандартизации;
активизировать участие Российской Федерации в деятельности
Международной организации по стандартизации, Международной
электротехнической комиссии, Европейского комитета по
стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в области
электротехники и электроники, а также в деятельности таких
региональных организаций, как Европейская экономическая комиссия
ООН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",
Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
В целях развития работ по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
сформировать систему подготовки и аттестации экспертов по
стандартизации;
разработать образовательные проекты, направленные на подготовку
высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
повысить эффективность программ профессиональной подготовки
кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений
профессионального образования, совместной организации программ
переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.
IV. Реализация Концепции
Реализация Концепции должна осуществляться федеральными
органами исполнительной власти на основе межведомственного плана
мероприятий.
Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках
федеральных и ведомственных целевых программ.
Формирование национальной системы стандартизации будет
осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения
программы разработки национальных стандартов, адаптации
действующей системы стандартизации к условиям добровольного
применения стандартов, реформирования деятельности технических
комитетов и активизации их участия в межгосударственной и
международной стандартизации.
Правительство Российской Федерации должно содействовать
созданию условий для разработки и применения национальных
стандартов, направленных на обеспечение национальных интересов
Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств,
осуществление деятельности органов государственной власти в
области стандартизации, для финансирования разработки национальных
стандартов, используемых в целях исполнения государственных
функций и оказания государственных услуг.
Национальному органу по стандартизации необходимо разработать
механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей
политики в области стандартизации и обеспечить координацию
деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.
Федеральным органам исполнительной власти следует использовать
национальные стандарты и осуществлять деятельность, направленную
на расширение их применения, участвовать в организации разработки
национальных стандартов.
Федеральным органам исполнительной власти следует продолжить
работы в сфере ведения и применения общероссийских
классификаторов, разработку новых общероссийских классификаторов,
гармонизированных с международными и региональными
классификациями. Применение общероссийских классификаторов в
области прогнозирования, статистического учета, банковской
деятельности, налогообложения и межведомственного информационного
обмена, создания информационных систем и информационных ресурсов
повышает эффективность государственного регулирования экономики.
Разработка национальных стандартов за счет средств федерального
бюджета должна соответствовать задачам социально-экономического
развития страны.
|