МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 27 февраля 2006 г. N 5.10-17ГА
ОБ ИЗМЕНЕНИИ СБОРНИКА ТИПОВЫХ ПРОГРАММ
КОНТРОЛЬНЫХ ОБЛЕТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ДАННЫМ РЛЭ
ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГА
Во исполнение п. 2.5 директивного письма ГС ГА МТ РФ от
10.03.2004 N 24.9-65ГА предлагаю:
1. Руководителям Центров по сертификации экземпляра воздушного
судна гражданской авиации рекомендовать:
1.1. дополнить "Сборник типовых программ контрольных облетов
для оценки соответствия данным РЛЭ основных летных характеристик
ВС ГА", внедренный директивным письмом ГС ГА МТ РФ от 10.03.2004 N
24.9-65ГА, прилагаемой Типовой программой контрольного облета
самолета Ил-96-300 для оценки соответствия основных летных
характеристик данным РЛЭ в соответствии с п. 2.8 ФАП N 132
"Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации";
1.2. осуществлять оформление комплексного заключения по
сертификации экземпляра самолета Ил-96-300 и их модификаций только
при наличии Заключения ГосНИИГА о соответствии основных летных
характеристик экземпляра типовым.
2. Руководителям авиакомпаний обеспечить выполнение прилагаемой
"Типовой программы контрольного облета самолета Ил-96-300 для
оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ" в
комплексе с программами контрольных облетов, выполняемых в
соответствии с действующей ЭД после замены двигателей, длительного
хранения и форм ТО-10000.
3. Руководителям территориальных Управлений Ространснадзора
обеспечить контроль за выполнением п. 2 настоящего письма.
4. Генеральному директору ГосНИИГА обеспечить:
4.1. методическую помощь специалистам авиапредприятий в
выполнении полетов и подготовке Заключений о соответствии основных
летных характеристик экземпляра типовым;
4.2. рассылку текста Типовой программы... по предприятиям,
эксплуатирующим самолеты Ил-96-300 и ОАО "ВАСО";
4.3. работу по изучению изменения характеристик самолетов Ил-96-
300 и их модификаций, находящихся в эксплуатации, и по итогам
работы решить вопрос о необходимости дополнительных мероприятий по
обеспечению поддержания летной годности парка самолетов Ил-96-300
и обеспечения безопасности полетов.
Заместитель Начальника
Управления НПЛГ ГВС
Ю.И.ЕВДОКИМОВ
Приложение
к директивному письму
Ространснадзора
от 27 февраля 2006 г. N 5.10-17ГА
Утверждаю
Генеральный
директор ГосНИИГА
В.И.ЛЮЛЬКО
20 февраля 2006 года
Заместитель
Начальника НПЛГ ГВС
Ю.И.ЕВДОКИМОВ
27 февраля 2006 года
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
КОНТРОЛЬНОГО ОБЛЕТА САМОЛЕТА ИЛ-96-300 ДЛЯ ОЦЕНКИ
СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДАННЫМ РЛЭ
Введение
Программа типового облета самолета ИЛ-96-300 для оценки
соответствия характеристик экземпляра типовым разработана на
основании РЛЭ самолета, ТУ на поставку 1984 г. и НТЭРАТ ГА-93,
Методов оценки соответствия и инструкций по сертификации
экземпляра ВС к Федеральным авиационным правилам "Экземпляр
воздушного судна. Требования и процедуры сертификации",
утвержденным Приказом Министра транспорта Российской Федерации от
16 мая 2003 г. N 132.
Материалы, полученные в контрольном облете самолета по
программе, используются для составления отчета о контрольном
полете (Заключения о соответствии основных летных характеристик
экземпляра ВС типовым) для процедуры сертификации экземпляра ВС в
соответствии с ФАП-132. Настоящая Программа может быть выполнена в
отдельном полете (по требованиям Сертификационного центра), в
комплексе с программами облетов, выполняемых в соответствии с
действующей ЭД (после замены двигателей, длительного хранения,
трудоемких форм технического обслуживания и т.д.), в комплексе с
программой специального полета, выполняемого в соответствии с
Приказом N 126 от 17.05.2000, в комплексе с рейсовыми полетами.
1. Цель облета
1.1. Оценка соответствия данным РЛЭ и типовым характеристикам
основных летных характеристик ВС:
1.1.1. Оценка соответствия характеристик взлета данным РЛЭ
(раздел 7.4 рис. 7.4.1 и 7.4.3)
1.1.2. Оценка соответствия характеристик набора высоты данным
РЛЭ (раздел 7.2 стр. 25, 26).
1.1.3. Оценка соответствия часовых расходов топлива в
горизонтальном крейсерском полете данным РЛЭ (раздел 7.2 стр. 30 -
32).
1.1.4. Оценка соответствия полных градиентов набора высоты
самолета ИЛ-96-300 данным РЛЭ (приложение 9 рис. 9-1).
1.1.5. Оценка соответствия характеристик продольной
устойчивости и управляемости типовым.
1.2. Оценка работы самолетных систем в полете.
1.2.1. Проверка срабатывания сигнализации СПКР предельных углов
атаки и минимальной скорости (п. 4.11 и рис. 7.3-1 РЛЭ).
1.2.2. Проверка соответствия параметров работы СКВ данным РЛЭ
(раздел 8.8.2.1).
1.2.3. Проверка соответствия параметров работы САРД данным РЛЭ
(разделы РЛЭ 8.8.1.2 и 8.8.2.2, рис. 8.8.1-11).
1.2.4. Проверка соответствия срабатывания сигнализации "Крен
велик" установленным ограничениям (п. 8.14.1.5-Б РЛЭ).
1.2.5. Проверка соответствия срабатывания сигнализации
превышения числа М и V установленным ограничениям (РЛЭ раздел
пр
2.5.5).
1.2.6. Проверка соответствия времени уборки и выпуска закрылков
и предкрылков данным РЛЭ (раздел 8.6.2).
1.2.7. Проверка соответствия времени выпуска и уборки шасси
данным РЛЭ (раздел 8.7.3.1).
2. Состав экипажа
2.1. При выполнении программы облета в комплексе с программой
специального полета, выполняемого в соответствии с Приказом N 126
от 17.05.2000, программа выполняется испытательным экипажем
ГосНИИГА с участием ведущего инженера для ведения протокола
облета.
2.2. При необходимости (в соответствии с рекомендациями
Сертификационного центра) полной проверки ВС либо при совмещении
облета с облетом, выполняемым в соответствии с действующей ЭД
(после замены двигателей, длительного хранения, трудоемких форм
технического обслуживания и т.д.), облет выполняется экипажем,
имеющим инструкторский допуск на самолете типа ИЛ-96-300 с
участием ведущего инженера для ведения протокола облета. В этом
случае п. 4.13 Программы не выполняется.
2.3. При выполнении облета в комплексе с рейсовым полетом облет
выполняется экипажем, имеющим инструкторский допуск на самолете
типа ИЛ-96-300 с участием ведущего инженера для ведения протокола
облета с исключением п. п. 4.6, 4.8 - 4.13 Программы.
3. Наземные работы
3.1. Проверка тарировки и срока действия тарировки,
работоспособности каналов МСРП-А-02 (КБН-1) по параметрам:
- высота барометрическая;
- высота геометрическая;
- скорость приборная;
- скорость путевая;
- температура наружного воздуха;
- барокоррекция;
- вертикальная скорость;
- обороты КВД 1, 2, 3 и 4 двигателей;
- обороты ротора вентилятора 1, 2, 3 и 4 двигателей;
- мгновенный расход топлива 1, 2, 3 и 4 двигателей;
- положение РУД 1, 2, 3 и 4 двигателей;
- температура газа за ТНД 1, 2, 3 и 4 двигателей;
- число Маха;
- суммарная масса самолета;
- суммарное количество топлива;
- перегрузки: вертикальная, боковая, продольная;
- угол тангажа;
- угол атаки;
- угол курса;
- угол крена;
- угловые скорости: рыскания, крена, тангажа;
- координата продольная ц.т.;
- положение рулей высоты: левого и правого;
- положение колонки штурвала;
- положение стабилизатора;
- положение левого и правого закрылка;
- положение предкрылков левого и правого;
- положение элеронов внутренних (левого и правого);
- положение баранки штурвала;
- положение руля направления (нижняя и верхняя секции);
- положение педалей;
- положение внешних элеронов-интерцепторов левого и правого;
- угол сноса;
- перепад давления кабина-атмосфера;
- расход воздуха в СКВ 1, 2, 3, 4.
3.2. Проверка двигателей на соответствие ТУ.
3.3. Загрузка самолета для обеспечения взлетной массы самолета
М = 170 - 190 тонн и Хт = 26 - 33% САХ осуществляется
взл взл
заправкой топлива (в рейсовом полете М и Хт - фактические).
взл взл
4. Содержание облета
-------T---------------------------------T------------T----------¬
¦N п/п ¦ Содержание полета ¦ Время ¦ N ¦
¦ ¦ ¦ (минуты) ¦метод. ук.¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.1. ¦Проверка работы СКВ ¦05 и в ¦5.1 ¦
¦ ¦ ¦комплексе ¦ ¦
¦ ¦ ¦с п. 4.7 ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.2. ¦Определение характеристик взлета ¦ 05 ¦5.2 ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.3. ¦Определение времени уборки ¦В комплексе ¦5.3 ¦
¦ ¦(выпуска) шасси, закрылков и ¦с п. 4.2 и ¦ ¦
¦ ¦предкрылков ¦п. 4.12 ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.4. ¦Определение характеристик ¦25 ¦5.4 ¦
¦ ¦набора высоты ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.5. ¦Проверка соответствия ¦В комплексе ¦5.5 ¦
¦ ¦параметров работы САРД ¦с п. 4.4 и ¦ ¦
¦ ¦ ¦п. 4.7 ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.6. ¦Проверка срабатывания табло ¦05 ¦5.6 ¦
¦*) ¦"УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ" при М = 0,84 ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.7. ¦Определение часовых расходов ¦15 ¦5.7 ¦
¦ ¦топлива в горизонтальном полете ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.8. ¦Проверка срабатывания ¦02 ¦5.8 ¦
¦*) ¦сигнализации "КРЕН ВЕЛИК" в ¦ ¦ ¦
¦ ¦полетной конфигурации ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.9. ¦Проверка срабатывания табло ¦05 ¦5.9 ¦
¦*) ¦"УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ" при ¦ ¦ ¦
¦ ¦скорости V = 600 км/час ¦ ¦ ¦
¦ ¦ пр ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.10. ¦Определение полных градиентов ¦20 ¦5.10 ¦
¦*) ¦набора высоты на взлетном ¦ ¦ ¦
¦ ¦режиме работы трех двигателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦(4-й дв. режим ПМГ) ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.11. ¦Проверка срабатывания ¦03 ¦5.8 ¦
¦*) ¦сигнализации "КРЕН ВЕЛИК" во ¦ ¦ ¦
¦ ¦взлетной конфигурации ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.12. ¦Количественная оценка ¦25 ¦5.11 ¦
¦*) ¦характеристик продольной ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивости и управляемости на ¦ ¦ ¦
¦ ¦режимах взлета и захода на ¦ ¦ ¦
¦ ¦посадку ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦4.13. ¦Проверка срабатывания ¦В ¦5.12 ¦
¦**) ¦сигнализации СПКР предельных ¦комплексе ¦ ¦
¦ ¦углов атаки и минимальной ¦с п. 4.12 ¦ ¦
¦ ¦скорости ¦ ¦ ¦
+------+---------------------------------+------------+----------+
¦Итого:¦ ¦1 час 50 ¦ ¦
¦ ¦ ¦мин. (110 ¦ ¦
¦ ¦ ¦мин.) ¦ ¦
L------+---------------------------------+------------+-----------
Примечание
Режим по пункту 4.13 программы, отмеченный значком **),
выполняется только в специальном полете (облете) при участии
летчика-испытателя.
Режимы по пунктам программы, отмеченные значками *), **), не
выполняются при совмещении выполнения программы с рейсовыми
полетами.
5. Методические указания
Полет выполняется в соответствии с РЛЭ самолета ИЛ-96-300, НПП
ГА и настоящими методическими указаниями. При совмещении облета с
рейсовым полетом пункты программы, отмеченные *) и **), не
выполняются, остальные пункты выполняются в строгом соответствии с
настоящими методическими указаниями и с заполнением
соответствующих разделов протокола.
5.1. Проверка работы СКВ
По п. 4.1
На земле на режиме работы двигателей "малый газ" занести в
протокол количество отбираемого воздуха по двигателям.
На эшелоне занести в протокол (Приложение 1) количество
отбираемого воздуха по двигателям на номинальном и экономичном
режиме работы СКВ.
5.2. Определение характеристик взлета
По п. 4.2
Выполните взлет с обязательной остановкой на ВПП перед началом
разгона в строгом соответствии с указаниями РЛЭ (раздел 4.2.1) на
взлетном режиме работы двигателей без изменения положения РУД во
время взлета до высоты круга Н = 500 м. В процессе выполнения
разбега по показаниям приборов в кабине и по результатам
визуального наблюдения определить и записать в протокол:
1. скорость отрыва самолета;
2. время разбега самолета до момента отрыва;
3. длину разбега самолета (по боковым огням ВПП).
На высоте круга (до изменения работы двигателей) записать в
протокол обороты ротора вентилятора и КВД и температуру газов за
турбинами всех четырех двигателей.
5.3. Проверка времени уборки и выпуска шасси,
закрылков и предкрылков
По п. 4.3
Время уборки (на взлете) и выпуска (на посадке) шасси
определяется по сигнализации положения шасси и заносится в
протокол. Время уборки и выпуска предкрылков контролируется на
взлете и посадке. Время выпуска закрылков с 0- до 10-, с 10- до
25- и с 25- до 40- заносится в протокол на посадке.
5.4. Набор высоты
По п. 4.4
На высоте круга перевести двигатели на номинальный режим
работы и разогнать самолет до скорости V = 560 км/час и на этой
пр
скорости выполнить непрерывный набор высоты. После достижения
числа Маха М = 0,78 набор выполнять на М = 0,78 до Н = 12,1 км или
достижения практического потолка самолета (Vу 0,5 м/сек.). В
наб.
случае выполнения облета в рейсовом полете набор выполнять до
высоты заданной УВД.
Во время выполнения набора через каждые 1000 м, начиная с
высоты 1000 м (высота фиксируется по стандартному давлению 760 мм
рт. ст.), в протокол занести: время (часы, минуты, секунды), V
пр
(M), температуру наружного воздуха, часовой расход топлива по
двигателям. В начале и конце набора записать в протокол общее
количество топлива. После выполнения набора высоты занять эшелон
Н = 11,1 - 11,6 км и перевести самолет в режим горизонтального
полета.
При отсутствии возможности выполнения непрерывного набора в
протокол заносится время начала и окончания участков непрерывного
набора. При попадании самолета в условия обледенения и при
включении ПОС необходимо сделать соответствующую отметку в графе
"Примечания" протокола облета.
5.5. Проверка соответствия параметров
работы САРД данным РЛЭ
По п. 4.5
На высотах не более 2000 м, около 5000 м и на высоте занятого
эшелона занести в протокол: время, высоту, скорость, давление в
кабине, перепад давления и V в кабине.
у
5.6. Проверка срабатывания сигнализации превышения числа М
По п. 4.6
На высоте 11,1 - 11,6 км в режиме горизонтального полета
перевести самолет в разгон на номинальном режиме работы двигателей
для достижения М = 0,84. После срабатывания табло "УМЕНЬШИ
СКОРОСТЬ" при достижении самолетом скорости М = 0,84 с допуском +/-
0,01 или при достижении М = 0,85 без срабатывания сигнализации
уменьшите режим работы двигателей и снизьте скорость до
рекомендованных в РЛЭ.
В протоколе полета зафиксируйте время срабатывания табло
"УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ", высоту, число М, V , температуру наружного
пр
воздуха и остаток топлива.
В процессе разгона, вплоть до срабатывания сигнализации,
оценивается поведение самолета: отсутствие тряски, раскачки,
тенденции к крену, развороту, кабрированию, пикированию,
эффективность рулей.
5.7. Определение часовых расходов топлива
в крейсерском полете
По п. 4.7
На высоте 11,1 - 11,6 км установить обороты двигателей,
соответствующие режиму горизонтального полета на М = 0,78 - 0,82.
Выполнить горизонтальную площадку в течение 5 - 10 минут при
постоянном режиме работы двигателей на установившейся скорости в
зависимости от полетной массы самолета. Показания приборов в конце
площадки занести в протокол: время, высоту, V (M), температуру
ист
наружного воздуха, количество топлива, часовой расход топлива по
двигателям.
Произвести снижение до высоты 9,6 - 10,1 км и повторить режим
на занятой высоте.
В случае выполнения облета в рейсовом полете режим выполнять на
высоте заданной УВД.
5.8. Проверка срабатывания сигнализации "КРЕН ВЕЛИК"
По п. 4.8 и п. 4.11
На высоте 9,6 - 10,1 км в горизонтальном полете в полетной
конфигурации (дельта /дельта = 0-/0- ш.у.) проверить
з пр
срабатывание сигнализации "КРЕН ВЕЛИК", плавно (небольшим
отклонением элеронов) вводя самолет в правый и левый крен до +/-
35-. При этом при кренах +/- 33- (за вычетом величины угловой
скорости кренения) должно загореться табло "КРЕН ВЕЛИК"
(п. 8.14.1.5-Б РЛЭ). Если при достижении крена +/- 35- табло не
загорается, режим прекратить.
Аналогично на высоте 2000 - 3000 м выполняется во взлетной
конфигурации (дельта /дельта = 25-/25- ш.у.).
з пр
В протоколе полета зафиксируйте время в момент срабатывания
табло "КРЕН ВЕЛИК", высоту и угол крена.
5.9. Проверка срабатывания табло превышения V
пр
По п. 4.9
Для проверки срабатывания табло "УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ" при
скорости V = 600 км/час, при снижении с эшелона 9,6 - 10,1 км
пр
на высоте ниже Н = 8,6 км произвести разгон самолета до 600
км/час.
После срабатывания сигнализации или при достижении скорости 610
км/час без срабатывания сигнализации уменьшите скорость и
продолжайте полет со снижением на скоростях, рекомендованных РЛЭ
для режима снижения, до высоты Н = 2000 - 3000 м.
В протоколе полета зафиксируйте время срабатывания табло
"УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ", высоту, скорость полета, температуру наружного
воздуха и остаток топлива.
В процессе разгона, вплоть до срабатывания сигнализации,
оценивается поведение самолета: отсутствие тряски, раскачки,
тенденции к крену, развороту, кабрированию, пикированию,
эффективность рулей.
5.10. Градиенты набора высоты
По п. 4.10
На занятой высоте (2000 - 2500 м) при скорости не более 360
км/ч ПР выпустить механизацию крыла во взлетную конфигурацию
(дельта /дельта = 25-/25- ш.у.), перевести самолет в набор
з пр
высоты на взлетном режиме и скорости V2 (безопасной скорости
набора высоты), затем четвертый двигатель перевести на режим ПМГ
и, сбалансировав самолет с креном 2 - 3 градуса на "работающие"
двигатели, выполнить набор высоты в соответствии с указаниями РЛЭ
для набора с одним отказавшим двигателем в течение 3 - 5 минут
либо до высоты + 500 м от занятой (в зависимости от того, что
больше) на постоянной скорости V2 = f (m ), определяемой
взл.
согласно таблице:
---------------T---------T---------T---------T---------T---------¬
¦m , т ¦ <= 200 ¦ 210 ¦ 220 ¦ 230 ¦ 240 ¦
¦ взл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦V2, км/ч ¦ 275 ¦ 280 ¦ 290 ¦ 295 ¦ 300 ¦
L--------------+---------+---------+---------+---------+----------
Показания приборов записать в протокол: V , V , температуру
пр у
наружного воздуха, количество топлива (списывается в
горизонтальном полете до начала и после окончания режима), время
начала и конца набора, высоту начала и конца режима, обороты КВД и
ротора вентилятора двигателей.
Повторить режим два раза в том же диапазоне высот.
5.11. Количественная оценка характеристик
продольной устойчивости и управляемости на режимах взлета
и захода на посадку
По п. 4.12
На высоте Н = 2000 - 3000 м выполняются установившиеся
пол.ср.
площадки, при работе двигателей на режиме, соответствующем
горизонтальному полету. Режимы выполняются в конфигурациях:
дельта = 25-, дельта = 25-, шасси выпущено, в диапазоне
з пр
скоростей: V = 320 км/ч + V , соответствующей углу атаки альфа
пр пр
= 11-,
дельта = 40-, дельта = 25-, шасси выпущено, в диапазоне
з пр
скоростей: V = 290 км/ч + V , соответствующей углу атаки альфа
пр пр
= 11-.
В каждой конфигурации выполняется по 5 - 6 площадок с шагом 10
- 15 км/час по скорости. При выполнении площадок каждое значение
скорости фиксируется при балансировочном отклонении стабилизатора
и близком к нулевому значению усилиях на штурвале в течение 15 -
25 сек. При выполнении режимов в протоколе фиксируется время и
количество топлива в начале и конце выполнения режимов, а также
значение отклонения стабилизатора и значения угла атаки,
соответствующее каждой выдерживаемой скорости.
5.12. Проверка срабатывания сигнализации СПКР
предельных углов атаки и минимальной скорости
По п. 4.13
Выполняется в полете на высоте 2000 - 3000 м на самолете во
взлетной конфигурации (дельта = 25-, дельта = 25-) и в
з пр
посадочной конфигурации (дельта = 40-, дельта = 25-).
з пр
Сбалансировать самолет на угле атаки, близком к 11-. Плавным
движением штурвала "на себя" (не изменяя балансировочного
положения стабилизатора) с n ~= 1 затормозить самолет, увеличив
у
угол атаки до + 15- +/- 0,5- до момента срабатывания сигнализации
СПКР ("ПРЕДЕЛ альфа" на КПИ). (Табло "альфа " загорается за 2-
доп
до максимально допустимого значения, п. 8.14.1.5-б РЛЭ). Скорость
полета, угол атаки и суммарный остаток топлива в момент
срабатывания записать в протокол. После срабатывания сигнализации
или если срабатывания сигнализации при достижении угла атаки 15,5-
не происходит, выполнение торможения прекратить, плавным движением
штурвала "от себя" (при исходном положении стабилизатора и
элеронов) вывести самолет в область допустимых углов атаки и
установить требуемый режим полета. Значения приборных скоростей
срабатывания СПКР при различных полетных массах и конфигурациях
самолета представлены в таблице (п. 4.11 и рис. 7.3-1 РЛЭ).
Фактическая скорость срабатывания не должна отличаться от
приведенной в таблице более чем на +/- 10 км/час.
-----------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦Полетная масса, т ¦ 140 ¦ 150 ¦ 160 ¦ 170 ¦ 180 ¦ 190 ¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Приборная скорость ¦ 224 ¦ 232 ¦ 239 ¦ 247 ¦ 255 ¦ 262 ¦
¦срабатывания СПКР (дельта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦= 25-, дельта = 25-) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ з ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Приборная скорость ¦ 221 ¦ 228 ¦ 235 ¦ 243 ¦ 250 ¦ 257 ¦
¦срабатывания СПКР (дельта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦= 25-, дельта = 40-) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ з ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------
Примечания:
1. В случае появления особенностей в поведении самолета при
выполнении режимов по п. п. 4.6, 4.8 - 4.13 сделать
соответствующую отметку в протоколе.
2. После выполнения облета протокол, подписанный командиром
корабля, и расшифровка записи МСРП, подписанная соответствующей
службой, направляется на обработку в ГосНИИГА для подготовки
Заключения.
От ГосНИИГА
Директора НЦПЛГВС
М.С.ГРОМОВ
Директор АСЦ
О.Ю.СТРАДОМСКИЙ
Ведущий летчик-испытатель,
Начальник ЛИЦ
Р.Т.ЕСАЯН
Начальник 111 отдела
А.В.ФЕДОРОВ
Начальник 138 отдела
Г.Е.МАСЛЕННИКОВА
С.н.с. 138 отдела
А.В.ДОГАДИН
Приложение
ПРОТОКОЛ
ОБЛЕТА САМОЛЕТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
О СООТВЕТСТВИИ ТИПОВЫМ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВС
Самолет Ил-96-300 борт. N ____ Дата полета ______ Рейс _____
Эксплуатант _____
----------------------T-----T------------------------T-----------¬
¦Масса пустого ¦.....¦Масса самолета, кг ¦...../.....¦
¦самолета, кг ¦ ¦(взлет/посадка) ¦ ¦
+---------------------+-----+------------------------+-----------+
¦Центровка пустого ¦.....¦Масса топлива, кг ¦...../.....¦
¦самолета, % САХ ¦ ¦(взл./пос.) ¦ ¦
+---------------------+-----+------------------------+-----------+
¦Экипаж, чел. ¦.....¦Центровка, % САХ ¦...../.....¦
¦ ¦ ¦(взл./пос.) ¦ ¦
+---------------------+-----+------------------------+-----------+
¦Балласт и служебное ¦.....¦Давление на аэродроме, ¦...../.....¦
¦снаряжение, ¦ ¦мм рт. ст. (взл./пос.) ¦ ¦
¦(коммерческая ¦ +------------------------+-----------+
¦загрузка), кг ¦ ¦Температура наружного ¦...../.....¦
¦ ¦ ¦воздуха (взл./пос.) ¦ ¦
L---------------------+-----+------------------------+------------
Проверка работы СКВ на пробеге. Расход воздуха от двигателей
(1/2/3/4) ___/___/___/___ %
Взлет. Угол установки стабилизатора _____ -
--------------T---------------T-------------T------------T-------------------------------¬
¦ Время ¦ПСИ /W ¦ Уклон ВПП ¦ ПСИ , ¦ Параметры работы двигателей ¦
¦ час/мин. ¦ ветр ветр ¦ __________% ¦ взл +-------T-----T-----T-----T-----+
¦ ___________ ¦ ______-/____- ¦ ¦ _________- ¦ ¦дв. 1¦дв. 2¦дв. 3¦дв. 4¦
+-----------T-+-------T-------+-----T-------+-T----------+-------+-----+-----+-----+-----+
¦ V ¦ время ¦длина разбега¦время уб.¦ время уб.¦венти- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ отр ¦ разбега ¦ самолета ¦ шасси ¦подкрылков¦лятор %¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦______ км/ч¦____ сек.¦L = _______ м¦____ сек.¦_____ сек.+-------+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦КВД % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ газ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-С ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+---------+-------------+---------+----------+-------+-----+-----+-----+------
Набор высоты. Время начала набора (час/мин./сек.)
______________, высота (по 760) = ________ м, остаток топлива
___________ кг
---------T---------T----------T-----T------T-----------------------T-----------¬
¦ Время ¦Высота, м¦Скорость ¦ V , ¦Т ,¦ Часовой расход по ¦Примечания ¦
¦час/мин.¦ ¦приборная ¦ у ¦ н.в. ¦ расходомерам, кг/час ¦ ¦
¦ /сек. ¦ ¦км/час (М)¦ м/с ¦ -С +-----T-----T-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦реком./ ¦ ¦ ¦дв. 1¦дв. 2¦дв. 3¦дв. 4¦ ¦
¦ ¦ ¦факт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦круг ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦1000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-T---+---T-+-----+-----------+
¦тау = ¦Н = ¦V = ¦ ¦Т = ¦Р =¦ДЕЛЬТА ¦Vу =¦ Проверка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каб. ¦Р =¦ каб. ¦работы САРД¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каб. ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----T-+---T---+-T-----+-----------+
¦ ¦2000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦3000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦4000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦5000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-T---+---T-+-----+-----------+
¦тау = ¦Н = ¦V = ¦ ¦Т = ¦Р =¦ДЕЛЬТА ¦Vу =¦ Проверка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каб. ¦Р =¦ каб. ¦работы САРД¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каб. ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----T-+---T---+-T-----+-----------+
¦ ¦6000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦7000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦8000 ¦560/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦9000 ¦М = 0,78 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦10000 ¦М = 0,78 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦11000 ¦М = 0,78 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦12100 ¦М = 0,78 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+---------+----------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦Остаток топлива ____________________________ кг ¦
L-------------------------------------------------------------------------------
Срабатывание сигнализации "УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ" при М = 0,84
--------------T----------T--------T-------T-------T-------T------¬
¦ Время ¦Высота, км¦Скорость¦Число М¦Т , ¦Остаток¦Приме-¦
¦срабатывания ¦ ¦ пр., ¦ ¦ н.в. ¦ топл.,¦чания ¦
¦ табло, ¦ ¦ км/час ¦ ¦ -С ¦ кг ¦ ¦
¦час/мин./сек.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+----------+--------+-------+-------+-------+-------
Крейсерский полет
---------T-------------T-------T-----T-------T-----------------------T-----------------------T-----------¬
¦ Время ¦ Высота, м ¦V (М)¦Т ¦Остаток¦Часовой расход по борт.¦ Обороты ротора ¦Примечания ¦
¦час/мин.¦ ¦ ист ¦ н.в.¦топлива¦ расходомерам, кг/час ¦ вентилятора, % ¦ ¦
¦ ¦ ¦км/час ¦ -С ¦ т +-----T-----T-----T-----+-----T-----T-----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дв. 1¦дв. 2¦дв. 3¦дв. 4¦дв. 1¦дв. 2¦дв. 3¦дв. 4¦ ¦
+--------+-------------+-------+-----+-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦(11,1 - 11,6)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-------------+-------+-----+-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦ ¦(9,6 - 10,1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-T-----------+-T-----+-----+-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----------+
¦тау = ¦Н = ¦V = ¦Т = ¦Р = ¦ДЕЛЬТА Р = ¦ Проверка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каб. ¦ каб. ¦работы САРД¦
+----------+-------T-----+-----------+-------------+-----------------+-----------------------+-----------+
¦номинальный режим ¦Расход воздуха от двигателей (1/2/3/4) __/__/__/__ % ¦ Проверка ¦
+------------------+-------------------------------------------------------------------------+ работы ¦
¦экономичный режим ¦Расход воздуха от двигателей (1/2/3/4) __/__/__/__ % ¦ СКВ ¦
L------------------+-------------------------------------------------------------------------+------------
Срабатывание сигнализации "КРЕН ВЕЛИК" (в полетной
конфигурации)
-------------T----------------T-----------T---------------T------¬
¦ ¦ Время в момент ¦ Высота, м ¦ Угол крена, ¦Приме-¦
¦ ¦ срабатывания, ¦ ¦ град. ¦чания ¦
¦ ¦ час/мин./сек. ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+----------------+-----------+---------------+------+
¦Левый крен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+----------------+-----------+---------------+------+
¦Правый крен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+----------------+-----------+---------------+-------
Срабатывание сигнализации "УМЕНЬШИ СКОРОСТЬ" при V = 600
пр.
км/час
--------------T----------T--------T-------T---------T------------¬
¦ Время ¦Высота, км¦Скорость¦Т , ¦ Остаток ¦ Примечания ¦
¦срабатывания ¦ ¦ пр., ¦ н.в. ¦топл., кг¦ ¦
¦ табло, ¦ ¦ км/час ¦ -С ¦ ¦ ¦
¦час/мин./сек.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+----------+--------+-------+---------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+----------+--------+-------+---------+-------------
Градиенты набора высоты: 4 двиг. - ПМГ, 1, 2, 3 двиг. - режим
взлетный, конфигурация (дельта /дельта = 25-/25- ш.у.)
з пр
--T-------------T-------------T------T---T------T-------T-----------------------T----¬
¦N¦ Время, ¦ Высота, км ¦ V ¦V ¦Т ,¦Остаток¦ Обороты ротора ¦При-¦
¦ ¦час/мин./сек.¦ ¦ пр ¦ у ¦ н.в. ¦ топл.,¦ вентилятора, % ¦ме- ¦
¦ +------T------+------T------+км/час¦м/с¦ -С ¦ кг +-----T-----T-----T-----+ча- ¦
¦ ¦начало¦оконч.¦начало¦оконч.¦ ¦ ¦ ¦ ¦дв. 1¦дв. 2¦дв. 3¦дв. 4¦ния ¦
+-+------+------+------+------+------+---+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+
¦1¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+------+------+------+------+------+---+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+
¦2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+------+------+------+------+------+---+------+-------+-----+-----+-----+-----+----+
¦3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+------+------+------+------+------+---+------+-------+-----+-----+-----+-----+-----
Срабатывание сигнализации "КРЕН ВЕЛИК" (во взлетной
конфигурации)
-------------T----------------T-----------T---------------T------¬
¦ ¦ Время в момент ¦ Высота, м ¦ Угол крена, ¦Приме-¦
¦ ¦ срабатывания, ¦ ¦ град. ¦чания ¦
¦ ¦ час/мин./сек. ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+----------------+-----------+---------------+------+
¦Левый крен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+----------------+-----------+---------------+------+
¦Правый крен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+----------------+-----------+---------------+-------
Характеристики продольной устойчивости и управляемости,
конфигурация дельта = 25-, дельта = 25- ш.в.
з пр
-----------------------------------------------------------------¬
¦Время начала выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., ¦
¦количество топлива ... кг ¦
+-----------------T-------T-------T-------T-------T-------T------+
¦V , км/час ¦ 320 ¦ 300 ¦ 290 ¦ 280 ¦ 270 ¦ 260 ¦
¦ пр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦фи , - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ст ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦альфа , - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-T-----+------T+-------+-------+------+
¦срабатывания сигнализации ¦тау = ¦V = ¦альфа = -¦
¦СПКР предельных углов атаки¦ч/мин./сек. ¦ пр ¦ сам ¦
¦ ¦ ¦км/час ¦ ¦
+---------------------------+------------+--------+--------------+
¦Время окончания выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., ¦
¦количество топлива ... кг ¦
L-----------------------------------------------------------------
Характеристики продольной устойчивости и управляемости,
конфигурация дельта = 40-, дельта = 25- ш.в.
з пр
-----------------------------------------------------------------¬
¦Время начала выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., ¦
¦количество топлива ... кг ¦
+-----------------T-------T-------T-------T-------T-------T------+
¦V , км/час ¦ 290 ¦ 280 ¦ 270 ¦ 260 ¦ 250 ¦ 240 ¦
¦ пр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦фи , - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ст ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦альфа , - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-------+-T-----+------T+-------+-------+------+
¦срабатывания сигнализации ¦тау = ¦V = ¦альфа = -¦
¦СПКР предельных углов атаки¦ч/мин./сек. ¦ пр ¦ сам ¦
¦ ¦ ¦км/час ¦ ¦
+---------------------------+------------+--------+--------------+
¦Время окончания выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., ¦
¦количество топлива ... кг ¦
L-----------------------------------------------------------------
Посадка
----------T--------------------------------------T--------T---------T----------T-------T-----------¬
¦ Время, ¦ Время выпуска, сек. ¦Остаток ¦дельта , ¦дельта , ¦ПСИ ¦ ПСИ / ¦
¦час/мин./+----T-------T-------------------------+топлива,¦ з ¦ пр ¦ пос.¦ ветра ¦
¦ сек. ¦шас-¦предкр.¦ закрылки ¦ т ¦ град. ¦ град. ¦ град. ¦ W , ¦
¦ ¦си ¦ +-------T--------T--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ветра ¦
¦ ¦ ¦ ¦0 - 10-¦10 - 25-¦25 - 40-¦ ¦ ¦ ¦ ¦град./град.¦
+---------+----+-------+-------+--------+--------+--------+---------+----------+-------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ...-/...- ¦
L---------+----+-------+-------+--------+--------+--------+---------+----------+-------+------------
Сведения о самолете:
----------------------T---------------------T--------------------¬
¦Дата выпуска ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------------------+--------------------+
¦Наработка ¦СНЭ час ¦ППР час ¦
+---------------------+---------------------+--------------------+
¦Наработка ¦СНЭ пос.¦ППР пос.¦
+---------------------+---------------------+--------------------+
¦Кол-во ремонтов ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------------------+--------------------+
¦Дата послед. р-та ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------------------+--------------------+
¦Завод ¦ ¦ ¦
L---------------------+---------------------+---------------------
Сведения о двигателях:
---------------------T----------T----------T----------T----------¬
¦ ¦ Первый ¦ Второй ¦ Третий ¦Четвертый ¦
¦ ¦двигатель ¦двигатель ¦ двигатель¦двигатель ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Номер двигателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Дата выпуска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Наработка СНЭ ¦ час¦ час¦ час¦ час¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Наработка ППР ¦ час¦ час¦ час¦ час¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Кол-во ремонтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Дата послед. р-та ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+----------+----------+----------+-----------
Фамилия КВС ____________________________
|