ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2006 года
Дело N 46-Г05-32
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Емышевой В.А.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению А.
о признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими постановлений правительства Самарской области N 80
от 20.12.04 и N 40 от 20.04.05 "Об утверждении розничных цен на
газ природный" по кассационной жалобе А. на решение Самарского
областного суда от 17 ноября 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Емышевой В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Самарской области N 80 от 20.12.04
"Об утверждении розничных цен на газ природный", которое
опубликовано в газете "Волжская коммуна" 22.12.04, утверждены и
введены в действие с 1 января 2005 года розничные цены на газ
природный, реализуемый населению: 920 рублей за один куб. метр
газа, используемого населением для отопления жилых помещений и
индивидуальных бань, по утвержденным нормам потребления и 2240
рублей и 1040 рублей за один куб. метр на бытовые нужды населения
соответственно без счетчика и со счетчиком.
Постановлением правительства Самарской области N 40 от 20.04.05
"Об утверждении розничных цен на газ природный", которое
опубликовано в газете "Волжская коммуна" 30.04.05, утверждены и
введены в действие с 1 мая 2005 года новые цены на газ природный,
реализуемый населению по указанным выше нормативам потребления
соответственно 980 рублей, 2340 рублей и 1110 рублей.
Пунктом 2 названного постановления постановление правительства
Самарской области N 80 от 20.12.04 "Об утверждении розничных цен
на газ природный" признано утратившим силу.
А. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими
указанных постановлений правительства Самарской области.
В своем заявлении он указывает на то, что при установлении
розничных цен на природный газ для населения Самарской области
используется дифференцированный подход, в результате чего
розничная цена природного газа, используемого населением для
отопления жилых помещений и индивидуальных бань, установлена
практически равной оптовой, розничная цена природного газа,
используемого населением для бытовых нужд при наличии газового
счетчика, превышает оптовую цену на 19%, а без счетчика в 2,5
раза.
По мнению заявителя, установление принципиально разного порядка
оплаты за природный газ для пользователей в зависимости от наличия
или отсутствия счетчиков противоречит федеральному
законодательству, а именно: ст. 19 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ,
ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Постановлениям Правительства РФ N
389 от 03.04.1977, N 392 от 30.07.04, N 89 от 17.02.04 и
постановлению ФЭК РФ N 22/1 от 29.05.98, которым не предусмотрена
такая дифференциация, и нарушает его право на равноправие с
другими потребителями природного газа, поскольку в его квартире не
установлен счетчик и ему приходится оплачивать услуги за газ по
завышенным ценам.
Решением Самарского областного суда от 17 ноября 2005 г. в
удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному
законодательству и недействующим постановления правительства
Самарской области N 40 от 20.04.05 "Об утверждении розничных цен
на газ природный" отказано, в части признания противоречащим
федеральному законодательству и недействующим постановления
правительства Самарской области N 80 от 20.12.04 "Об утверждении
розничных иен на газ природный" производство по делу прекращено.
А. в кассационной жалобе просит об отмене указанного решения.
Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал
ошибочную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для отмены решения.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил
обстоятельства, имеющие значение для дела, дал подробный анализ
законодательства, регулирующего поставленные в заявлении А.
вопросы, и пришел к обоснованному выводу о законности
оспариваемого нормативного правового акта.
Как указано в преамбуле постановления правительства Самарской
области от 20 апреля 2005 г. N 40 "Об утверждении розничных цен на
газ природный", постановление принято в соответствии с
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N
239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)", от 15.04.95 N 332 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен на газ и сырье для его
производства" и решением правления Федеральной службы по тарифам
Российской Федерации от 03.12.2004 N 229-Э/15 "Об оптовых ценах на
газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами,
реализуемый потребителям Российской Федерации".
Указанным актом утверждены и введены в действие с 1 мая 2005
года прилагаемые розничные цены на газ природный, реализуемый
населению:
1. отопление жилых помещений и индивидуальных бань - 980 руб.
за тыс. куб.
2. приготовление пищи, горячее водоснабжение и отопление
теплиц, гаражей и других подсобных помещений - 2340 руб. за тыс.
куб.
3. коммунально-бытовые нужды (отопление, приготовление пищи,
горячее водоснабжение и тому подобное) при наличии газового
счетчика независимо от места его установки - 1110 руб. за тыс.
куб.
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги,
предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса,
рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом
государственной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации), в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом
случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.),
установленные или регулируемые уполномоченными на то
государственными органами.
Указом Президента РФ от 28.02.95. N 221 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"
Правительству Российской Федерации предоставлено право определять
и утверждать перечень услуг, цены (тарифы), которые на внутреннем
рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию
Правительством Российской Федерации, федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства
Российской Федерации N 239 от 07.03.95 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень
продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые государственное
регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской
Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, в который включены цены на газ природный,
реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
Таким образом, оспариваемый акт принят правительством Самарской
области в пределах его компетенции.
Доводы заявителя о том, что установление дифференцированных
розничных цен на газ природный, реализуемый населению, нарушает
принцип равенства потребителей жилищно-коммунальных услуг и
противоречит федеральному законодательству, проверены судом и
признаны необоснованными по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации N 1782 от 28.12.96 "О
повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской
Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации дифференцировать розничные цены по видам
коммунально-бытовых нужд населения (п. 6).
В целях установления единого для всех регионов Российской
Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый
населению, и во исполнение Основных положений формирования и
государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по
его транспортировке на территории Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2000 года N 1021, приказом Федеральной службы по
тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 утверждены Методические
указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый
населению, которые определяют основные принципы и порядок
формирования и регулирования розничных цен.
Согласно п. 6 Методических указаний розничные цены могут
устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления
газа:
- на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды
при отсутствии централизованного горячего водоснабжения);
- на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии
приборов учета расхода газа (в случае использования для учета
объема потребления газа одного прибора учета при одновременном
использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для
которых устанавливаются различные розничные цены);
- прочие цели.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд пришел к
правильному выводу о том, что розничные цены на газ природный в
Самарской области установлены оспариваемым постановлением в
соответствии с требованиями данных Методических указаний.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что Федеральная
служба по тарифам самовольно в нарушение полномочий,
предоставленных ей Правительством РФ, ввела дифференцирование
розничных цен, ошибочны, и основанием к отмене решения суда не
являются.
Пунктом 10 Основных положений формирования и государственного
регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его
транспортировке на территории Российской Федерации, утв.
Постановлением Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000 "О
государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по
его транспортировке на территории Российской Федерации",
установлено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый
населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по
газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-
сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками
газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями,
утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской
Федерации по согласованию с Министерством экономического развития
и торговли Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная
энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в
Федеральную службу по тарифам, которая наделена полномочиями
самостоятельно принимать методические указания (методики) по
расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа,
размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных
надбавок к тарифам на транспортировку газа (п. 5 Положения о
Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением Правительства
РФ N 332 от 30.06.2004).
Таким образом, Методические указания приняты Федеральной
службой по тарифам в пределах компетенции, не противоречат
федеральному закону.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым актом он поставлен в
неравные условия по сравнению с другими потребителями природного
газа, в квартире которых установлен счетчик, нельзя признать
обоснованными, поскольку он не лишен возможности установить
счетчик и оплачивать расходы на газ по другим тарифам.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда об
отказе в удовлетворении требований о признании недействующим
постановления правительства Самарской области N 40 от 20.04.2005
"Об утверждении розничных цен на газ природный".
Также обоснованно суд прекратил производство по делу в части
признания противоречащим федеральному законодательству и
недействующим постановления правительства Самарской области N 80
от 20.12.04 "Об утверждении розничных цен на газ природный" по
основаниям п. 1 ст. 220 ГПК РФ, как не подлежащее рассмотрению и
разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование суд указал, что поскольку данное постановление
признано утратившим силу постановлением правительства Самарской
области N 40 от 20.04.05 "Об утверждении розничных цен на газ
природный", на момент обращения заявителя в суд действие этого
правового акта было прекращено и не могло повлечь каких-либо
нарушений охраняемых законом прав и свобод, в связи с чем такой
акт не может быть предметом судебного обжалования.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы
кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда,
постановленного в соответствии с требованиями материального и
процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 17 ноября 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу А. - без
удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
В.А.ЕМЫШЕВА
В.Н.СОЛОВЬЕВ
|