Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.02.2006 N 46-Г06-3 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТ. 7 ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 14.12.2004 N 158-ГД ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ПРИ ПРИНЯТИИ ОСПАРИВАЕМОГО ЗАКОНА САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ДЕЙСТВОВАЛА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 22 февраля 2006 года
   
                                                       Дело N 46-Г06-3
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 22 февраля 2006 г. дело  по
   заявлению  прокурора  Самарской области о признании  противоречащей
   федеральному закону и недействующей ст. 7 Закона Самарской  области
   N  158-ГД  от  14  декабря  2004  г. "Об  оплате  труда  работников
   государственных  учреждений  Самарской  области"  по   кассационной
   жалобе   губернатора   Самарской  области  на  решение   Самарского
   областного  суда  от  11  ноября  2005  г.,  которым  постановлено:
   "Заявление  прокурора  Самарской  области  удовлетворить.  Признать
   противоречащей  федеральному  закону  и  не  действующей   со   дня
   вступления  решения суда в законную силу статью 7 Закона  Самарской
   области   N   158-ГД  от  14.12.04  "Об  оплате  труда   работников
   государственных учреждений Самарской области". Обязать  губернатора
   Самарской  области и Самарскую Губернскую Думу опубликовать  данное
   решение суда в газете "Волжская коммуна".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова   Г.В.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Гончаровой  Н.Ю.,  полагавшей  решение  суда
   оставить без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       постановлением Самарской Губернской Думы принят Закон Самарской
   области  от 14 декабря 2004 г. N 158-ГД "Об оплате труда работников
   государственных   учреждений   Самарской   области",    подписанный
   губернатором Самарской области.
       Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной  суд
   с    заявлением    о    признании    противоречащей    федеральному
   законодательству  и  недействующей  ст.  7  указанного   областного
   Закона,  ссылаясь на то, что эта норма не соответствует  положениям
   установленным  ст.  147 Трудового кодекса Российской  Федерации.  В
   частности,  ст.  7  областного закона предусмотрено,  что  тарифные
   ставки  (оклады)  работников государственных  учреждений  Самарской
   области,  занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или)  опасными
   условиями  труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению
   с  тарифными  ставками  (окладами),  установленными  для  различных
   видов  работ  с  нормальными  условиями труда.  Конкретные  размеры
   повышений  тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством
   Самарской области. Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено,  что
   оплата  труда работников, занятых на таких работах, должна быть  не
   ниже  размеров, установленных законами и иными нормативными актами.
   По  мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания  на  то,
   что  оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть
   не  ниже  размеров,  установленных законами  и  иными  нормативными
   актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права  на
   оплату   труда   и  законные  интересы  работников  государственных
   учреждений  Самарской  области,  занятых  на  работах  с  тяжелыми,
   вредными и (или) опасными условиями труда.
       По делу постановлено приведенное выше решение.
       В  кассационной  жалобе  губернатор  Самарской  области  просит
   отменить  указанное решение суда и вынести по делу  новое  решение,
   которым в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации приходит к следующему.
       Статьей 5 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что законы и иные
   нормативные   правовые   акты   субъектов   Российской   Федерации,
   содержащие   нормы   трудового  права,  не   должны   противоречить
   настоящему  Кодексу,  иным федеральным законам,  указам  Президента
   Российской   Федерации,  постановлениям  Правительства   Российской
   Федерации   и   нормативным  правовым  актам  федеральных   органов
   исполнительной власти.
       При  этом ст. 6 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что  органы
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации  принимают
   законы   и   иные  нормативные  правовые  акты,  содержащие   нормы
   трудового   права,  по  вопросам,  не  отнесенным   к   полномочиям
   федеральных  органов государственной власти. Более высокий  уровень
   трудовых  прав  и гарантий работникам по сравнению с  установленным
   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   Российской  Федерации, приводящий к увеличению  бюджетных  расходов
   или  уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за  счет  бюджета
   соответствующего субъекта Российской Федерации.
       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по
   вопросам,   не  урегулированным  федеральными  законами   и   иными
   нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации,   могут
   принимать  законы  и  иные  нормативные правовые  акты,  содержащие
   нормы  трудового права. В случае принятия федерального  закона  или
   иного  нормативного  правового акта Российской  Федерации  по  этим
   вопросам   закон  или  иной  нормативный  правовой   акт   субъекта
   Российской   Федерации  приводится  в  соответствие  с  федеральным
   законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
       В случаях если закон или иной нормативный правовой акт субъекта
   Российской    Федерации,   содержащий   нормы   трудового    права,
   противоречит  настоящему Кодексу или иным федеральным законам  либо
   снижает  уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный
   настоящим  Кодексом  или иными федеральными  законами,  применяется
   настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
       С  учетом  вышеуказанных  норм права Самарская  областная  Дума
   вправе  была,  принять Закон, регулирующий оплату труда  работников
   государственных учреждений Самарской области.
       В ст. 1 указанного Закона области приведено положение, согласно
   которому  законодательство  о  размерах  и  условиях  оплаты  труда
   работников государственных учреждений Самарской области состоит  из
   федерального законодательства, настоящего Закона, иных  нормативных
   актов.
       Статья  7  данного  Закона репетирует оплату труда  работников,
   занятых  на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и
   иными условиями труда.
       Данная   статья   устанавливает:  "тарифные   ставки   (оклады)
   работников  государственных учреждений Самарской  области,  занятых
   на  работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями  труда,
   устанавливаются  в  повышенном размере  по  сравнению  с  тарифными
   ставками  (окладами), установленными для различных  видов  работ  с
   нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений  тарифных
   ставок    (окладов)   устанавливаются   правительством    Самарской
   области".
       Удовлетворяя  требования прокурора, суд  сослался  на  то,  что
   данная  норма  Закона противоречит ст. 147 ТК РФ, согласно  которой
   "оплата  труда  работников, занятых на тяжелых работах,  работах  с
   вредными  и  (или)  опасными  и  иными  особыми  условиями   труда,
   устанавливается  в  повышенном размере  по  сравнению  с  тарифными
   ставками  (окладами), установленными для различных  видов  работ  с
   нормальными  условиями  труда, но не ниже  размеров,  установленных
   законами и иными нормативными правовыми актами".
       По  мнению суда, Трудовым кодексом РФ установлена гарантия  для
   работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и  (или)
   опасными  и  иными  особыми  условиями  труда,  не  ниже  размеров,
   установленных  законами, как федеральными, так и  региональными,  и
   иными  нормативными актами (указами Президента РФ,  постановлениями
   Правительства  РФ,  актами исполнительных  органов  государственной
   власти  субъектов  РФ  и др.). Поскольку данное  обстоятельство  не
   было учтено в ст. 7 оспариваемого областного Закона, это привело  к
   ущемлению  прав  на  оплату труда и законных  интересов  работников
   государственных учреждений Самарской области, занятых на работах  с
   тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.
       Между  тем  с  данным  выводом  суда  согласиться  нельзя.  Как
   отмечено выше, при принятии Закона от 14 декабря 2004 г. за N  158-
   ГД   Самарская   Губернская  Дума  действовала  в  пределах   своей
   компетенции. При этом в Законе области сделана ссылка  на  то,  что
   вопросы  о  размерах и условиях оплаты труда работников  учреждений
   Самарской  области регулируются, помимо данного Закона, федеральным
   законодательством,  а  также  иными  нормативно  правовыми   актами
   Самарской области (ст. 1 Закона от 14 декабря 2004 г. N 158-ГД).
       Поскольку  вопросы о размерах оплаты труда в Самарской  области
   (в  том числе и размер оплаты работников государственных учреждений
   Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и  (или)
   опасными   условиями  труда)  являются  компетенцией  правительства
   Самарской  области,  то  указание в ст. 7  на  то,  что  конкретные
   размеры   повышений   тарифных  ставок  (окладов)   устанавливаются
   правительством  Самарской области, не свидетельствует  о  том,  что
   ст.  7  областного  Закона  в  этом  случае  противоречит  ст.  147
   Трудового  кодекса РФ, которой установлено, что  оплата  труда  для
   данной   категории  работников  должна  быть  не   ниже   размеров,
   установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
       В случае если нормативным актом правительства Самарской области
   оплата  для данной категории работников будет установлена ниже  чем
   оплата  труда,  установленная  для  этой  же  категории  работников
   федеральным   законодательством,   указами   Президента   РФ    или
   постановлением  Правительства РФ,  то  в  этом  случае  может  быть
   оспорен нормативный акт правительства Самарской области.
       Какие-либо  другие  основания для признания оспариваемой  нормы
   областного   Закона   РФ  противоречащей  федеральному   закону   и
   недействующей в решении не приведены.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Самарского  областного суда от 11  ноября  2005  г.  о
   признании  противоречащей федеральному закону и не  действующей  со
   дня  вступления  в законную силу ст. 7 Закона Самарской  области  N
   158-ГД   от   14  декабря  2004  г.  "Об  оплате  труда  работников
   государственных  учреждений  Самарской  области"  и  возложении  на
   губернатора   Самарской   области  и  Самарскую   Губернскую   Думу
   обязанности  опубликовать данное решение суда  в  газете  "Волжская
   коммуна"  отменить  и  вынести по делу  новое  решение,  которым  в
   удовлетворении заявления прокурору Самарской области отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.ПИРОЖКОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                           Г.В.МАКАРОВ
                                                          А.В.ХАРЛАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz