ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 105
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ
С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 04.11.2005 N 137-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ"
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005
N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
положений законодательных актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию административных процедур
урегулирования споров" (далее - Закон) и в целях правильного и
единообразного применения его положений Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации информирует арбитражные
суды о следующих выработанных рекомендациях.
1. Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные
органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в
соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц,
осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую
деятельность, установленных законом обязательных платежей и
санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их
взыскания.
Законом предусматривается иной порядок взыскания налогов,
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций
в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых
органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской
Федерации без обращения в суд.
В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных
органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды
после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые
в соответствии с Законом взыскиваются названными органами
самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом
применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае
принятия к производству заявления о взыскании обязательных
платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном
порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании
пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
2. При рассмотрении дел арбитражным судам следует учитывать,
что отсутствие утвержденных Министерством финансов Российской
Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации
формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и
штрафов и формы решения о взыскании недоимки по страховым взносам,
пеней и штрафов в период с 01.01.2006 до момента их утверждения не
является основанием для обращения территориальных органов
Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлениями о
взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые
согласно Закону могут взыскиваться по решению указанных органов.
3. Статьей 3 Закона установлено, что поданные в соответствии с
главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня
вступления в силу Закона заявления о взыскании обязательных
платежей и сумм санкций, которые на основании Закона могут
взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа
Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в
соответствии с АПК РФ.
Следовательно, если такое заявление налогового органа,
территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации
подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом положений
статьи 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке,
установленном главой 26 АПК РФ.
4. По смыслу статей 101 и 103.1 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) решение о взыскании налоговой санкции
выносится на основании решения о привлечении налогоплательщика
(иного лица) к ответственности за совершение налогового
правонарушения и фактически является частью решения о привлечении
к ответственности. Основания привлечения к ответственности -
обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового
правонарушения, как они установлены проведенной проверкой,
документы и иные сведения, которые подтверждают названные
обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою
защиту, и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые
правонарушения со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие
данные правонарушения и применяемые меры ответственности, -
указываются в решении о привлечении налогоплательщика к
ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 3
статьи 101 НК РФ), но не в решении о взыскании налоговой санкции.
Применяя данные положения, следует учитывать, что обжалование
решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к
ответственности за совершение налогового правонарушения в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
означает обжалование, в том числе решения о взыскании налоговой
санкции, и влечет обязательное приостановление исполнения решения
о взыскании налоговой санкции. В случае обжалования в арбитражный
суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к
ответственности за совершение налогового правонарушения суд может
приостановить исполнение решения на основании части 3 статьи 199
АПК РФ с учетом положений главы 8 АПК РФ.
Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
может предусматривать не только меры ответственности - налоговые
санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки
по налогу и пеней, о чем налогоплательщику также направляется
требование (пункт 4 статьи 101 Кодекса). В связи с этим при
рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по
взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней следует иметь в
виду, что обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней
в случае обжалования решения о привлечении к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения в
вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.
5. При рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по
страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по
взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в
соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" с изменениями, вступившими в силу с
01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию
указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного
фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями
не обладают.
6. Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 19 Федерального
закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к
ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном
порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за
налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к
ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой
15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о
взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании
решения руководителя (его заместителя) органа.
Вместе с тем недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются
страховщиком со страхователя согласно пункту 6 статьи 22.1
Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на
основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке
недоимки и пеней.
7. При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения,
предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить
из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что
взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда
Российской Федерации в судебном порядке.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ
|