Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 20.02.2006 N 0100/1834-06-32 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ ПО ДОЗАМ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО И ТЕХНОГЕННО ИЗМЕНЕННОГО РАДИАЦИОННОГО ФОНА В 2005 ГОДУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                                ПИСЬМО
                                   
                          20 февраля 2006 г.
                                   
                           N 0100/1834-06-32
                                   
                    ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
             ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ ПО ДОЗАМ ОБЛУЧЕНИЯ
              ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО И ТЕХНОГЕННО
              ИЗМЕНЕННОГО РАДИАЦИОННОГО ФОНА В 2005 ГОДУ
                                   
       В  целях  обеспечения  выполнения  постановления  Правительства
   Российской  Федерации N 718 от 16.06.97 "О порядке создания  единой
   государственной   системы  контроля  и  учета  индивидуальных   доз
   облучения граждан (ЕСКИД)" и реализации приказа Минздрава России  N
   298  от  31.07.2000  "Об утверждении Положения  о  ЕСКИД",  приказа
   Минздрава  России  N  333  от 01.11.2002 "О  создании  федерального
   банка  данных  Единой  государственной  системы  контроля  и  учета
   индивидуальных доз облучения граждан" и приказа Минздрава России  N
   268  от  21.06.03  "Об утверждении положений о  федеральных  банках
   данных"   на   базе   ФГУН  НИИРГ  имени  профессора   П.В.Рамзаева
   Роспотребнадзора   организована   работа   по   сбору   и   ведению
   федерального  банка  данных по дозам облучения  граждан  России  за
   счет естественного и техногенно измененного радиационного фона.
       Целью  создания  Федерального банка данных по  дозам  облучения
   граждан    за   счет   естественного   и   техногенно   измененного
   радиационного  фона  (ФБДОПИ) является обеспечение  долговременного
   автоматизированного   учета   доз  облучения   граждан   Российской
   Федерации  на  базе  единой  формы. Для  ее  заполнения  и  ведения
   разработаны  математический и программный инструментарии,  а  также
   система   инструктивно-методических  документов,   утвержденных   в
   установленном порядке.
       Основные контролируемые параметры облучения населения  за  счет
   естественного   и   техногенно  измененного   радиационного   фона,
   вносимые  в  ФБДОПИ: уровни гамма-излучения в домах и  на  открытой
   местности и дозы внешнего облучения населения;
       данные  о  содержании изотопов радона в воздухе жилых  домов  и
   дозах  облучения  жителей  за  счет  ингаляции  дочерних  продуктов
   радона и торона (ДПР и ДПТ);
       дозы облучения жителей за счет потребления пищевых продуктов  и
   питьевой воды;
       дозы   облучения   жителей   за  счет  долгоживущих   природных
   радионуклидов в атмосферном воздухе.
       Заполнение  формы  N  4-ДОЗ  осуществляется  в  соответствии  с
   методическими  рекомендациями N 11-2/283-09 от  28.11.2001  г.  Для
   автоматизации  ввода,  передачи и обработки  данных  введены  новые
   средства программного обеспечения (ПО) "F4DOS" и "F4_LRC".
       В 2005 году федеральная государственная статистическая отчетная
   форма N 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов Российской Федерации, в  43
   сформированы  региональные банки данных  в  электронной  форме,  36
   субъектов  Российской  Федерации  электронными  формами  ведения  и
   передачи информации не владеют.
       Территориальные управления по 9 субъектам Российской  Федерации
   (Республика  Алтай,  Республика  Ингушетия,  Республика  Карачаево-
   Черкесия,  Республика  Тыва,  Чеченская Республика,  Волгоградская,
   Магаданская и Тюменская области, Ненецкий автономный округ)  данные
   не представили.
       ФГУЗ  "Центр гигиены и эпидемиологии" в Республике Башкортостан
   направил письмо об отсутствии измерительных данных за 2004 г.
       Представленные материалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в
   Республике  Бурятия, Корякском и Эвенкийском автономных округах  не
   содержат измерительной информации.
       В   результате   не  удалось  провести  оценку   индивидуальных
   эффективных  доз  облучения населения по  13  субъектам  Российской
   Федерации.
       Измерения мощности дозы гамма-излучения в домах разных типов  и
   на   открытой  территории  населенных  пунктов  проводились  в   76
   субъектах Российской Федерации. В Коми-Пермяцком автономном  округе
   и  Кабардино-Балкарской Республике эти измерения проводились только
   на открытой местности.
       Данные  по  форме N 4-ДОЗ в некоторых случаях содержали  ошибки
   при   расчете   доз   внешнего  облучения  жителей  (Архангельская,
   Кировская,   Тверская,   Омская,  Псковская   области,   Удмуртская
   Республика, Приморский край, Чукотский автономный округ).
       В  тех  случаях,  когда ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"  в
   субъектах Федерации в форму N 4-ДОЗ или в региональный банк  данных
   не была внесена информация о численности населения, проживающего  в
   домах    разных   типов   (Орловская,   Оренбургская,    Самарская,
   Сахалинская,  Ярославская  области,  Республика  Хакасия  и   др.),
   расчет   доз   от   внешнего  облучения  жителей  не  представлялся
   возможным.  Однако,  если  измерения  мощности  эквивалентной  дозы
   (МЭД)  проводились  только в домах одного  типа,  есть  возможность
   оценить  дозы за счет внешнего облучения (независимо от  количества
   проживающих  там  людей). Такая оценка выполнена для  Курганской  и
   Владимирской  области,  где  измерения  МЭД  проводились  только  в
   многоэтажных каменных домах в г. Курган и г. Владимир.
       Средние   по  регионам  значения  мощности  дозы  находятся   в
   диапазоне:
       0,02-0,18 мкЗв/ч. - для деревянных домов;
       0,03-0,17 мкЗв/ч. - для одноэтажных каменных домов;
       0,04-0,18 мкЗв/ч. - для многоэтажных каменных домов;
       0,02-0,18 мкЗв/ч. - для открытой территории населенных пунктов.
       Такой  большой  разброс  значений МЭД  определяется  не  только
   реальной  разницей  гамма-фона  в  различных  субъектах  Российской
   Федерации,   но   и   техническими  характеристиками   используемых
   дозиметров. Обращаем внимание, что расчет эффективных доз  внешнего
   облучения  жителей должен проводиться согласно п. 5.3. Методических
   указаний МУ 2.6.1.1088-02.
       Измерения  содержания  радона  и  торона  и  их  короткоживущих
   дочерних  продуктов в воздухе жилых помещений, как и  в  предыдущие
   годы,  проводились не во всех регионах, представивших  формы  N  4-
   ДОЗ.   В   основном  это  обусловлено  отсутствием  соответствующих
   приборов  в  ФГУЗ  "Центр  гигиены  и  эпидемиологии"  в  субъектах
   Российской   Федерации   или   аккредитованных   лабораториях    на
   подведомственной территории.
       Диапазон измеренных значений эквивалентной равновесной объемной
   активности  (ЭРОА) изотопов радона достаточно велик и  зависит  как
   от   типа  домов  в  населенном  пункте,  так  и  от  геологических
   характеристик местности:
       10 - 264 Бк/куб. м - в деревянных домах;
       8 - 911 Бк/куб. м - в одноэтажных каменных домах;
       8 - 260 Бк/куб. м - в многоэтажных каменных домах.
       Именно    этот   параметр   радиационной   обстановки    явился
   определяющим при выделении критических групп населения.
       Исследования  по определению содержания природных радионуклидов
   в   продуктах   питания  и  питьевой  воде   проводятся   в   очень
   незначительном   количестве  субъектов  Российской   Федерации.   В
   большей  части  отчетных форм принято среднемировое  значение  этой
   компоненты  дозы  -  0,12  мЗв/год,  либо  эти  данные  вообще   не
   представлены. В методических документах по заполнению форм N  4-ДОЗ
   содержатся   аналитические  формулы  для  расчета  этой  компоненты
   облучения  населения,  так  что при  наличии  данных  о  содержании
   природных  радионуклидов  в  компонентах  рациона  питания,   могут
   выполняться прямые расчеты его величины.
       Отчетные   формы   некоторых  субъектов  Российской  Федерации
   содержат информацию  о значениях  годовых эффективных доз за  счет
   потребления  продуктов  питания  и  питьевой воды, отличающуюся от
   среднемирового   значения.  Эти данные,  по-видимому,  приняты  из
   радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации
   или  иных  отчетных  документов. Правда,  в  некоторых  случаях не
   удалось  избежать ситуации, когда  расчетные данные уже включают в
                      40
   себя вклад в дозу К   (0,17 мЗв/год),  в  то  время  как  в  форме
   N 4-ДОЗ этот вклад должен учитываться отдельно.
       Диапазон значений доз за счет продуктов питания и питьевой воды
   в  некоторых  субъектах Российской Федерации  довольно  значителен.
   Так, для Архангельской области значение дозы составляет от 0,16  до
   1,03  мЗв/год,  для  Хабаровского края  -  от  0,22  до  0,40,  для
   Калужской  области - от 0,29 до 0,34, для Псковской  области  -  от
   0,17  до  0,51  мЗв/год. В форме N 4-ДОЗ Иркутской области  указано
   значение  этой  компоненты  дозы  в  диапазоне  0-1,  однако,   эти
   значения не являются результатами проведенных исследований.
              40
       Вклад К   во внутреннее  облучение  жителей  принят одинаковым
   для всех субъектов Российской Федерации (0,17 мЗв/год).
   
             Дозы облучения жителей России природными ИИИ
                                   
       Оценка  годовой  эффективной дозы облучения жителей  Российской
   Федерации  природными ИИИ получена с учетом численности  жителей  и
   составила:
       4,28 мЗв/год в 2001 году;
       4,10 мЗв/год в 2002 году;
       3,78 мЗв/год в 2003 году;
       3,69 мЗв/год в 2004 году, из них:
       1,27  мЗв/год приходится на долю внешнего облучения  населения,
   включая и вклад космического излучения;
       2,06 мЗв/год - средняя по стране доза внутреннего облучения  за
   счет изотопов радона (с учетом вклада материнских радионуклидов);
       0,19  мЗв/год  -  среднее  значение  дозы  за  счет  содержания
   природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;
                                    40
       0,17 мЗв/год - вклад в дозу К  .
       Отличия  в  оценках  доз  обусловлены в основном  недостаточной
   представительностью выборки обследованных зданий, а  также  большой
   вариабельностью дозы за счет изотопов радона.
       По   данным  за  2004  г.  наименьшие  дозы  (1,5-2,5  мЗв/год)
   облучения   природными   источниками  излучения   получили   жители
   Владимирской,   Костромской  и  Камчатской   областей,   Удмуртской
   Республики  и  Таймырского  автономного  округа,  наибольшие  (7,51
   мЗв/год) - жители Ставропольского края.
       По  данным  форм N 4-ДОЗ за 2004 год средняя суммарная  годовая
   эффективная  доза  облучения  населения  превысила  5   мЗв/год   в
   следующих  субъектах  Российской  Федерации:  Ставропольский   край
   (7,51   мЗв/год),   Ивановская  (5,07  мЗв/год),  Иркутская   (5,61
   мЗв/год),   Курганская   (5,19  мЗв/год),   Калининградская   (5,17
   мЗв/год),  Липецкая  (5,53  мЗв/год)  и  Читинская  (6,27  мЗв/год)
   области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того,  порог  в
   5  мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения  жителей
   Воронежской (8,04) и Ростовской (8,27) областей.
       По  данным  форм  N  4-ДОЗ  за 2004  год  субъектов  Российской
   Федерации,  в  которых средняя суммарная доза  облучения  населения
   превышает  10 мЗв/год, нет (в 2001-2003 годы превышение  отмечалось
   в Еврейской автономной области).
       В   целях   усиления  надзора  за  радиационной   безопасностью
   населения   от   воздействия  природных  источников   ионизирующего
   излучения необходимо:
       Руководителям территориальных управлений Федеральной службы  по
   надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
       Установить  контроль  за  своевременным  представлением   формы
   федерального государственного статистического наблюдения N 4-ДОЗ  в
   федеральный  банк данных, полнотой и достоверностью  представляемых
   данных,   использованием  программных  средств.   Особое   внимание
   обратить  на  выполнение  требований  Основных  санитарных   правил
   обеспечения   радиационной   безопасности   (ОСПОРБ-99)   и    Норм
   радиационной  безопасности  (НРБ-99)  в  части  наличия   измерений
   радиационного   фактора   при   отводе   земельных   участков   под
   строительство,  приемке в эксплуатацию жилых домов  и  соответствие
   их гигиеническим нормативам.
       При   планировании  лабораторных  исследований  в   годовых   и
   квартальных  планах  предусматривать инструментальные  исследования
   нормируемых параметров радиационных факторов природных источников.
       Провести анализ состояния обеспечения радиационной безопасности
   населения   от   воздействия  природных  источников   с   указанием
   результатов  исследования  и при уровнях воздействия  на  население
   более  5  мЗв  в  год войти в территориальные органы исполнительной
   власти  с  предложениями разработки региональных  целевых  программ
   или  мероприятий  для включения в другие действующие  программы  по
   санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
       Руководителям  территориальных управлений  Роспотребнадзора  по
   субъектам  Российской  Федерации (Республик:  Алтай,  Башкортостан,
   Ингушетия,    Карачаево-Черкесия,    Тыва,    Бурятия,    Чеченская
   Республика;  областей:  Волгоградская,  Магаданская  и   Тюменская;
   автономных  округов: Ненецкий, Корякский и Эвенкийский) представить
   до   30.04.2006   г.   объяснения  по  осуществлению   надзора   за
   радиационной безопасностью населения от регламентируемых  природных
   источников при отсутствии лабораторного контроля за ними.
       Главным врачам ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии":
       Обеспечить своевременный сбор форм 4-ДОЗ и представление  их  в
   федеральный  банк  данных.  Использовать аттестованные  программные
   средства  для  сбора и обработки информации. Обратить  внимание  на
   наличие  оборудования  для  проведения исследований  на  содержание
   природных  радионуклидов  в  объектах  окружающей  среды,  питьевой
   воде.  Предусматривать  в  планах развития материально-технического
   обеспечения учреждения закупку недостающего оборудования.
   
                                                          Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz