ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
20 февраля 2006 г.
N 0100/1834-06-32
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ ПО ДОЗАМ ОБЛУЧЕНИЯ
ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО И ТЕХНОГЕННО
ИЗМЕНЕННОГО РАДИАЦИОННОГО ФОНА В 2005 ГОДУ
В целях обеспечения выполнения постановления Правительства
Российской Федерации N 718 от 16.06.97 "О порядке создания единой
государственной системы контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан (ЕСКИД)" и реализации приказа Минздрава России N
298 от 31.07.2000 "Об утверждении Положения о ЕСКИД", приказа
Минздрава России N 333 от 01.11.2002 "О создании федерального
банка данных Единой государственной системы контроля и учета
индивидуальных доз облучения граждан" и приказа Минздрава России N
268 от 21.06.03 "Об утверждении положений о федеральных банках
данных" на базе ФГУН НИИРГ имени профессора П.В.Рамзаева
Роспотребнадзора организована работа по сбору и ведению
федерального банка данных по дозам облучения граждан России за
счет естественного и техногенно измененного радиационного фона.
Целью создания Федерального банка данных по дозам облучения
граждан за счет естественного и техногенно измененного
радиационного фона (ФБДОПИ) является обеспечение долговременного
автоматизированного учета доз облучения граждан Российской
Федерации на базе единой формы. Для ее заполнения и ведения
разработаны математический и программный инструментарии, а также
система инструктивно-методических документов, утвержденных в
установленном порядке.
Основные контролируемые параметры облучения населения за счет
естественного и техногенно измененного радиационного фона,
вносимые в ФБДОПИ: уровни гамма-излучения в домах и на открытой
местности и дозы внешнего облучения населения;
данные о содержании изотопов радона в воздухе жилых домов и
дозах облучения жителей за счет ингаляции дочерних продуктов
радона и торона (ДПР и ДПТ);
дозы облучения жителей за счет потребления пищевых продуктов и
питьевой воды;
дозы облучения жителей за счет долгоживущих природных
радионуклидов в атмосферном воздухе.
Заполнение формы N 4-ДОЗ осуществляется в соответствии с
методическими рекомендациями N 11-2/283-09 от 28.11.2001 г. Для
автоматизации ввода, передачи и обработки данных введены новые
средства программного обеспечения (ПО) "F4DOS" и "F4_LRC".
В 2005 году федеральная государственная статистическая отчетная
форма N 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов Российской Федерации, в 43
сформированы региональные банки данных в электронной форме, 36
субъектов Российской Федерации электронными формами ведения и
передачи информации не владеют.
Территориальные управления по 9 субъектам Российской Федерации
(Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-
Черкесия, Республика Тыва, Чеченская Республика, Волгоградская,
Магаданская и Тюменская области, Ненецкий автономный округ) данные
не представили.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Республике Башкортостан
направил письмо об отсутствии измерительных данных за 2004 г.
Представленные материалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в
Республике Бурятия, Корякском и Эвенкийском автономных округах не
содержат измерительной информации.
В результате не удалось провести оценку индивидуальных
эффективных доз облучения населения по 13 субъектам Российской
Федерации.
Измерения мощности дозы гамма-излучения в домах разных типов и
на открытой территории населенных пунктов проводились в 76
субъектах Российской Федерации. В Коми-Пермяцком автономном округе
и Кабардино-Балкарской Республике эти измерения проводились только
на открытой местности.
Данные по форме N 4-ДОЗ в некоторых случаях содержали ошибки
при расчете доз внешнего облучения жителей (Архангельская,
Кировская, Тверская, Омская, Псковская области, Удмуртская
Республика, Приморский край, Чукотский автономный округ).
В тех случаях, когда ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в
субъектах Федерации в форму N 4-ДОЗ или в региональный банк данных
не была внесена информация о численности населения, проживающего в
домах разных типов (Орловская, Оренбургская, Самарская,
Сахалинская, Ярославская области, Республика Хакасия и др.),
расчет доз от внешнего облучения жителей не представлялся
возможным. Однако, если измерения мощности эквивалентной дозы
(МЭД) проводились только в домах одного типа, есть возможность
оценить дозы за счет внешнего облучения (независимо от количества
проживающих там людей). Такая оценка выполнена для Курганской и
Владимирской области, где измерения МЭД проводились только в
многоэтажных каменных домах в г. Курган и г. Владимир.
Средние по регионам значения мощности дозы находятся в
диапазоне:
0,02-0,18 мкЗв/ч. - для деревянных домов;
0,03-0,17 мкЗв/ч. - для одноэтажных каменных домов;
0,04-0,18 мкЗв/ч. - для многоэтажных каменных домов;
0,02-0,18 мкЗв/ч. - для открытой территории населенных пунктов.
Такой большой разброс значений МЭД определяется не только
реальной разницей гамма-фона в различных субъектах Российской
Федерации, но и техническими характеристиками используемых
дозиметров. Обращаем внимание, что расчет эффективных доз внешнего
облучения жителей должен проводиться согласно п. 5.3. Методических
указаний МУ 2.6.1.1088-02.
Измерения содержания радона и торона и их короткоживущих
дочерних продуктов в воздухе жилых помещений, как и в предыдущие
годы, проводились не во всех регионах, представивших формы N 4-
ДОЗ. В основном это обусловлено отсутствием соответствующих
приборов в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах
Российской Федерации или аккредитованных лабораториях на
подведомственной территории.
Диапазон измеренных значений эквивалентной равновесной объемной
активности (ЭРОА) изотопов радона достаточно велик и зависит как
от типа домов в населенном пункте, так и от геологических
характеристик местности:
10 - 264 Бк/куб. м - в деревянных домах;
8 - 911 Бк/куб. м - в одноэтажных каменных домах;
8 - 260 Бк/куб. м - в многоэтажных каменных домах.
Именно этот параметр радиационной обстановки явился
определяющим при выделении критических групп населения.
Исследования по определению содержания природных радионуклидов
в продуктах питания и питьевой воде проводятся в очень
незначительном количестве субъектов Российской Федерации. В
большей части отчетных форм принято среднемировое значение этой
компоненты дозы - 0,12 мЗв/год, либо эти данные вообще не
представлены. В методических документах по заполнению форм N 4-ДОЗ
содержатся аналитические формулы для расчета этой компоненты
облучения населения, так что при наличии данных о содержании
природных радионуклидов в компонентах рациона питания, могут
выполняться прямые расчеты его величины.
Отчетные формы некоторых субъектов Российской Федерации
содержат информацию о значениях годовых эффективных доз за счет
потребления продуктов питания и питьевой воды, отличающуюся от
среднемирового значения. Эти данные, по-видимому, приняты из
радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации
или иных отчетных документов. Правда, в некоторых случаях не
удалось избежать ситуации, когда расчетные данные уже включают в
40
себя вклад в дозу К (0,17 мЗв/год), в то время как в форме
N 4-ДОЗ этот вклад должен учитываться отдельно.
Диапазон значений доз за счет продуктов питания и питьевой воды
в некоторых субъектах Российской Федерации довольно значителен.
Так, для Архангельской области значение дозы составляет от 0,16 до
1,03 мЗв/год, для Хабаровского края - от 0,22 до 0,40, для
Калужской области - от 0,29 до 0,34, для Псковской области - от
0,17 до 0,51 мЗв/год. В форме N 4-ДОЗ Иркутской области указано
значение этой компоненты дозы в диапазоне 0-1, однако, эти
значения не являются результатами проведенных исследований.
40
Вклад К во внутреннее облучение жителей принят одинаковым
для всех субъектов Российской Федерации (0,17 мЗв/год).
Дозы облучения жителей России природными ИИИ
Оценка годовой эффективной дозы облучения жителей Российской
Федерации природными ИИИ получена с учетом численности жителей и
составила:
4,28 мЗв/год в 2001 году;
4,10 мЗв/год в 2002 году;
3,78 мЗв/год в 2003 году;
3,69 мЗв/год в 2004 году, из них:
1,27 мЗв/год приходится на долю внешнего облучения населения,
включая и вклад космического излучения;
2,06 мЗв/год - средняя по стране доза внутреннего облучения за
счет изотопов радона (с учетом вклада материнских радионуклидов);
0,19 мЗв/год - среднее значение дозы за счет содержания
природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;
40
0,17 мЗв/год - вклад в дозу К .
Отличия в оценках доз обусловлены в основном недостаточной
представительностью выборки обследованных зданий, а также большой
вариабельностью дозы за счет изотопов радона.
По данным за 2004 г. наименьшие дозы (1,5-2,5 мЗв/год)
облучения природными источниками излучения получили жители
Владимирской, Костромской и Камчатской областей, Удмуртской
Республики и Таймырского автономного округа, наибольшие (7,51
мЗв/год) - жители Ставропольского края.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год средняя суммарная годовая
эффективная доза облучения населения превысила 5 мЗв/год в
следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край
(7,51 мЗв/год), Ивановская (5,07 мЗв/год), Иркутская (5,61
мЗв/год), Курганская (5,19 мЗв/год), Калининградская (5,17
мЗв/год), Липецкая (5,53 мЗв/год) и Читинская (6,27 мЗв/год)
области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того, порог в
5 мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения жителей
Воронежской (8,04) и Ростовской (8,27) областей.
По данным форм N 4-ДОЗ за 2004 год субъектов Российской
Федерации, в которых средняя суммарная доза облучения населения
превышает 10 мЗв/год, нет (в 2001-2003 годы превышение отмечалось
в Еврейской автономной области).
В целях усиления надзора за радиационной безопасностью
населения от воздействия природных источников ионизирующего
излучения необходимо:
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
Установить контроль за своевременным представлением формы
федерального государственного статистического наблюдения N 4-ДОЗ в
федеральный банк данных, полнотой и достоверностью представляемых
данных, использованием программных средств. Особое внимание
обратить на выполнение требований Основных санитарных правил
обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) и Норм
радиационной безопасности (НРБ-99) в части наличия измерений
радиационного фактора при отводе земельных участков под
строительство, приемке в эксплуатацию жилых домов и соответствие
их гигиеническим нормативам.
При планировании лабораторных исследований в годовых и
квартальных планах предусматривать инструментальные исследования
нормируемых параметров радиационных факторов природных источников.
Провести анализ состояния обеспечения радиационной безопасности
населения от воздействия природных источников с указанием
результатов исследования и при уровнях воздействия на население
более 5 мЗв в год войти в территориальные органы исполнительной
власти с предложениями разработки региональных целевых программ
или мероприятий для включения в другие действующие программы по
санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации (Республик: Алтай, Башкортостан,
Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Бурятия, Чеченская
Республика; областей: Волгоградская, Магаданская и Тюменская;
автономных округов: Ненецкий, Корякский и Эвенкийский) представить
до 30.04.2006 г. объяснения по осуществлению надзора за
радиационной безопасностью населения от регламентируемых природных
источников при отсутствии лабораторного контроля за ними.
Главным врачам ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии":
Обеспечить своевременный сбор форм 4-ДОЗ и представление их в
федеральный банк данных. Использовать аттестованные программные
средства для сбора и обработки информации. Обратить внимание на
наличие оборудования для проведения исследований на содержание
природных радионуклидов в объектах окружающей среды, питьевой
воде. Предусматривать в планах развития материально-технического
обеспечения учреждения закупку недостающего оборудования.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|