ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2006 года
Дело N 22-В05-187
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Гуляевой Г.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 февраля 2006 г. по
надзорной жалобе Т. на решение Ленинского районного суда г.
Владикавказа от 22 июня 2004 года и постановление президиума
Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 января
2005 года дело по иску Т. к администрации г. Владикавказа о
взыскании суммы опекунского пособия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Т. обратилась в суд с иском к администрации г. Владикавказа о
взыскании суммы опекунского пособия, ссылаясь на то, что
выплачиваемое администрацией г. Владикавказа опекунское пособие на
содержание опекаемого ею ребенка не соответствовало размеру
прожиточного минимума, установленному постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания от 2 марта 2001 года N 54 с июня
2001 года, что нарушает как ее права, так и права ребенка. В связи
с этим Т. просила взыскать задолженность по выплате средств на
ребенка, находящегося под опекой.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от 22 июня
2004 года в удовлетворении иска Т. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июля 2004 года
указанное решение было отменено, и дело направлено на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Северная
Осетия-Алания от 17 января 2005 года определение судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия -
Алания от 27 июля 2004 года отменено с оставлением в силе решения
Ленинского районного суда г. Владикавказа от 22 июня 2004 года.
В надзорной жалобе Т. просит отменить состоявшиеся по делу
судебные постановления как вынесенные с нарушением норм
материального права.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 25 октября 2005 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 17 января
2006 г. передано для рассмотрения по существу в суд надзорной
инстанции - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ленинского
районного суда г. Владикавказа от 22 июня 2004 года и
постановление президиума Верховного Суда Республики Северная
Осетия - Алания от 17 января 2005 года подлежащими отмене по
следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что судом были допущены
существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в
следующем.
Отказывая в удовлетворении иска Т., суд пришел к выводу о том,
что администрация г. Владикавказа не является надлежащим
ответчиком по делу, поскольку обязанность по финансированию
расходов по выплате опекунских пособий на детей федеральным
законодательством возложена на исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом суд
указал, что решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от
25 июля 2003 года было отказано в удовлетворении заявления
прокурора о признании незаконным решения второй сессии
Владикавказской городской Думы от 31 мая 1999 года, установившего
размер опекунского пособия в сумме 500 рублей, который ниже
предусмотренного постановлением Республики Северная Осетия -
Алания размера прожиточного минимума. В настоящее же время размер
опекунского пособия в Республике Северная Осетия-Алания составляет
1502 рубля, что соответствует размеру прожиточного минимума.
Отменяя данное решение, суд кассационной инстанции исходил из
того, что при разрешении спора суду следовало предложить сторонам
представить сведения о предусмотренном объеме финансовых средств в
оспариваемый период времени в федеральном бюджете и бюджете
субъекта Республики Северная Осетия-Алания, предназначенных на
выплату опекунских пособий, их достаточности, после чего в
соответствии со статьей 41 ГПК РФ решить вопрос о привлечении к
делу надлежащего ответчика.
Президиум, отменяя определение судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания, указал,
что, поскольку размеры опекунских пособий определялись решениями
Городской Думы г. Владикавказа, которые не были признаны
незаконными, правовых оснований для удовлетворения исковых
требований Т. не имеется.
Между тем приведенные доводы суда первой и надзорной инстанций
нельзя признать правильными.
В силу ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства
действительно являются органы местного самоуправления, которые
могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" органы местного
самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для
осуществления органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, ежегодно предусматриваются
соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов
Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря
1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции,
действовавшей на момент рассмотрения дела, расходы на реализацию
мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, за счет государственных
внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от
20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены
нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и
необходимым оборудованием.
Пунктом 1 приказа Министерства образования России от 19 августа
1999 г. N 199 определено, что органы опеки и попечительства
выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из
установленных натуральных норм по фактическим ценам данного
региона.
Таким образом, выплата опекунских пособий, как правильно
указано в решении суда первой инстанции, действительно должна
производится именно за счет средств бюджета Республики Северная
Осетия - Алания.
Между тем, разрешая возникший спор по поводу размера
выплачиваемого истице пособия, суд первой инстанции не выяснил ряд
юридически значимых обстоятельств, на которые правильно было
указано в кассационном определении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня
1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены
нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и
необходимым оборудованием.
Пунктом 1 приказа Минобразования России от 19 августа 1999 года
N 199 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают
опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение
одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных
натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Таким образом, содержание двух вышеназванных нормативно-
правовых актов свидетельствует о том, что Правительством
Российской Федерации установлен размер и порядок выплаты
опекунских пособий. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации получают соответствующие отчисления из
федерального бюджета и обязаны обеспечить выплату опекунских
пособий в размере, определенном Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым
установлены натуральные нормативны, исходя из стоимости которых в
каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей
разработан по поручению Правительства Российской Федерации
Министерством образования Российской Федерации, является
действующим и не противоречит законодательству Российской
Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации обязаны
установить перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит
выплате на содержание детей-сирот, и тем самым определить размер
пособий, средства на выплату которых необходимо было передать
органам местного самоуправления из республиканского бюджета.
В этой связи суд обязан был при рассмотрении настоящего дела
выяснить, выделялись ли из бюджета Республики Северная Осетия -
Алания в достаточном, определенном на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409,
размере средства на выплату опекунских пособий органами местного
самоуправления. Если эти средства не выделялись или выделялись, но
в недостаточном размере, суд, как правильно указано в определении
суда кассационной инстанции, обязан был в соответствии со ст. 41
ГПК РФ привлечь к участию в деле надлежащего ответчика, тем более
что ходатайство об этом истица заявила уже при подаче искового
заявления.
При таких условиях суду в соответствии со статьей 41 ГПК РФ
надлежит решить вопрос о привлечении к участию в деле надлежащего
ответчика, представляющего казну Республики Северная Осетия-
Алания.
Вывод президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия-
Алания о том, что решения Городской Думы г. Владикавказа,
установившие размеры ежемесячного пособия, выплачиваемого
опекунам, не были отменены на момент рассмотрения дела в суде, а
потому нет оснований для удовлетворения иска Т., является
ошибочным, поскольку сделан без учета норм федерального
законодательства, устанавливающих состав федерального бюджета и
передачу бюджетных средств на уровень субъектов Российской
Федерации на выплату расходов по содержанию детей, находящихся под
опекой.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции и
постановление суда надзорной инстанции законными быть признаны не
могут и подлежат отмене с оставлением в силе определения суда
кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует
учесть то обстоятельство, что в силу статей 1 и 152 Бюджетного
кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом
бюджетных правоотношений, а потому право опекуна на выплату
пособий по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося
под опекой, не может быть поставлено в зависимость от
распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию
мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни
бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ст. ст. 390, 391 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа от 22 июня
2004 года и постановление президиума Верховного Суда Республики
Северная Осетия - Алания от 17 января 2005 года отменить.
Оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 27
июля 2004 года.
|