ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 февраля 2006 г. N ММ-6-03/171@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за IV
квартал 2005 года по отдельным вопросам, связанным с применением
Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного
между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь.
Указанные письма направляются для сведения и учета в работе
налоговых органов.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
к письму ФНС России
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,
ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Вопрос 1. В какой срок следует представить налогоплательщику
налоговую декларацию и пакет документов, предусмотренных пунктом 3
раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь, для обоснования
применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при
экспорте товаров в Республику Беларусь, в случае если
налогоплательщиком указанный пакет документов собран в апреле 2005
года и установленный нормами указанного Положения 90-дневный срок
их представления истекает 27.04.2005?
Ответ. Общий порядок обложения налогом на добавленную стоимость
(далее - НДС) операций по реализации товаров на экспорт
регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Налоговый кодекс).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг, подписанное 15 сентября 2004 года (далее - Соглашение),
носящее статус международного договора, и Положение о порядке
взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при
перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющееся неотъемлемой частью
Соглашения, определяют особенности порядка применения НДС при
экспорте товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь.
Таким образом, с учетом положений статьи 7 Налогового кодекса,
и принимая во внимание, что Положение не содержит нормы,
регламентирующие порядок и сроки уплаты налога в бюджет,
применяются положения главы 21 Налогового кодекса.
На основании статьи 174 Налогового кодекса уплата НДС по
операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с
подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, на
территории Российской Федерации производится по итогам каждого
налогового периода исходя из фактической реализации товаров за
истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не
предусмотрено положениями главы 21 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 163 Налогового кодекса
налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное
не установлено пунктом 2 данной статьи.
Операции по реализации товаров, налогообложение которых
производится по ставке 0 процентов, включая операции по реализации
товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, отражаются в налоговой декларации
по НДС по налоговой ставке 0 процентов.
Из норм, содержащихся в пунктах 2 и 3 раздела II Положения
следует, что для обоснования применения нулевой ставки НДС при
реализации товаров на территорию Республики Беларусь
налогоплательщик должен в течение 90 дней с даты отгрузки
(передачи) товаров представить в налоговый орган одновременно с
налоговой декларацией документы, предусмотренные пунктом 2 раздела
II Положения.
С учетом этого, а также исходя из смысла положений абзаца
первого пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса и статьи 174
Налогового кодекса, налоговая декларация по НДС по налоговой
ставке 0 процентов, в которой отражены операции по реализации
товаров на территорию Республики Беларусь, представляется за
месяц, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных
пунктом 2 раздела II Положения.
Подтверждением того, что налогоплательщиком собран пакет
документов именно в том периоде, за который представлена налоговая
декларация, является представление этой налоговой декларации и
пакета документов в налоговый орган в срок не позднее 20 числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом если вышеуказанный 90-дневный срок истекает в
налоговом периоде, за который представлена налоговая декларация и
одновременно с налоговой декларацией представлены документы,
предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, то эти документы
считаются представленными в срок, установленный в абзаце первом
пункта 3 раздела II Положения.
Таким образом, если полный пакет документов собран
налогоплательщиком в апреле 2005 года и истечение 90-дневного
срока наступает 27 апреля 2005 года, то указанные документы вместе
с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за
апрель 2005 года должны быть представлены налогоплательщиком в
налоговый орган в срок с 1 мая 2005 года по 20 мая 2005 года
(письмо ФНС России от 30.11.2005 N 03-2-03/2075/15).
Вопрос 2. Может ли являться основанием для принятия налоговым
органом решения об отказе в возмещении соответствующих сумм налога
на добавленную стоимость представление налогоплательщиком в пакете
документов, обосновывающих применение нулевой ставки налога на
добавленную стоимость при экспорте товаров в Республику Беларусь,
не оригинала третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и
уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики
Беларусь, а копии данного документа?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения о
порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их
уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и
Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой
частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг (далее - Соглашение), которое вступило в силу с 1 января
2005 года, при реализации товаров, вывезенных с территории
Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
Для обоснования применения нулевой ставки налогоплательщик
предъявляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией
документы, указанные в пункте 2 раздела II Положения, в том числе
третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
с отметкой налогового органа Республики Беларусь, подтверждающей
уплату косвенных налогов в полном объеме.
Согласно разъяснениям, данным в письме ФНС России от 15.06.2005
N ММ-6-03/489@, согласованном с Минфином России, документы,
указанные в пункте 2 раздела II Положения, в том числе заявление о
ввозе товаров и уплате косвенных налогов, могут представляться
налогоплательщиком в налоговый орган в виде копий, заверенных
подписью руководителя и главного бухгалтера.
С учетом изложенного, представление налогоплательщиком в
обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в числе
документов копии заявления, а не оригинала, не может являться
основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в
возмещении соответствующих сумм НДС (письмо ФНС России от
07.11.2005 N 03-2-03/1916/18).
Вопрос 3. Правомерно ли отнесение сумм налога на добавленную
стоимость, удержанного контрагентом на территории Республики
Беларусь в соответствии с законодательством данного государства,
на расходы, уплачиваемые при исчислении налогооблагаемой базы по
налогу на прибыль; а также правомерно ли применение налоговых
вычетов по налогу на добавленную стоимость указанных сумм?
Ответ. В соответствии со статьей 274 главы 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса налоговой базой для целей указанной главы
признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии
со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
Согласно статье 247 Кодекса прибылью для российских организаций
в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные
на величину произведенных расходов, которые определяются в
соответствии с указанной главой.
Пунктом 1 статьи 248 Кодекса предусмотрено, что при определении
доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в
соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю
(приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Данное положение не распространяется на суммы налогов,
уплачиваемых российской организацией на территории иностранных
государств.
Пунктами 1 и 2 статьи 311 Кодекса установлено, что доходы,
полученные российской организацией от источников за пределами
Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой
базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом
расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее
пределами.
При определении налоговой базы расходы, произведенные
российской организацией в связи с получением доходов от источников
за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и
размерах, установленных указанной главой.
В связи с изложенным в налоговом учете в составе доходов
подлежат отражению суммы косвенного налога, удержанного налоговым
резидентом иностранного государства в соответствии с
законодательством этого иностранного государства.
При этом расходы российской организации, оказывающей услуги за
границей, в том числе на территории бывших стран СНГ, в виде сумм
косвенного налога, удержанного иностранным агентом, учитываются
при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии
с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, если такие расходы
соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
В отношении налоговых вычетов по налогу на добавленную
стоимость сообщаем следующее.
Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную
стоимость определен статьями 171 и 172 Кодекса и применяется в
отношении товаров (работ, услуг), приобретенных на территории
Российской Федерации.
Поскольку, как следует из запроса, налог на добавленную
стоимость, удержанный контрагентом на территории Республики
Беларусь в соответствии с законодательством данного государства,
не связан с приобретением товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, суммы налога, удержанные иностранным агентом
(белорусской организацией), к вычету у российской организации не
принимаются (письмо ФНС России от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31).
Вопрос 4. В каком порядке подлежат налогообложению налогом на
добавленную стоимость операции по реализации в Республику Беларусь
товаров, не происходящих с территории Российской Федерации?
Ответ. С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное между
Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее
- Соглашение).
Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ определено, что
Российская Федерация исходит из того, что в Соглашении под
термином "товары" понимаются товары, происходящие из территории
Российской Федерации или Республики Беларусь, в соответствии с
пунктом 2 статьи 1 Соглашения.
Таким образом, под товарами, происходящими из территории
Российской Федерации или Республики Беларусь, понимаются товары:
а) полностью произведенные на территории Российской Федерации
или Республики Беларусь;
б) подвергшиеся обработке на территории Российской Федерации
или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и
комплектующих изделий происхождением из третьих стран и изменившие
в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной
системы описания и кодирования товаров хоты бы по одному из
четырех первых знаков;
в) произведенные с использованием указанных в пункте "б" сырья,
материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная
стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены
реализуемых товаров.
Таким образом, нормы Соглашения, предусматривающие право
налогоплательщиков на применение налоговой ставки 0 процентов по
налогу на добавленную стоимость на операции по экспорту в
Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории
Российской Федерации, не распространяются.
Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную
стоимость операций по реализации в Республику Беларусь товаров,
происходящих из третьих стран, должно производиться в соответствии
с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
В отношении товаров, происходящих из третьих стран и из
Российской Федерации и ввозимых с территории Республики Беларусь,
в соответствии с разъяснениями Федеральной таможенной службы от
27.01.2005 N 01-06/1958, в настоящее время действует порядок,
предусматривающий проведение таможенного оформления и таможенного
контроля в полном объеме с уплатой таможенных пошлин, налогов
таможенным органам.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего
потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной
территории в отношении товаров, приобретаемых для осуществления
операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 Кодекса, подлежат вычетам в соответствии с пунктом 2
статьи 171 Кодекса (письмо ФНС России от 01.11.2005 N 03-4-
03/1889/31).
|