Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.02.2006 N 53-Г05-51 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 25.02.2005 N 13-3154 УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ЗАКОНОМ МОГУТ НАДЕЛЯТЬ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТОЛЬКО ТЕМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕНЫ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 февраля 2006 года
                                   
                                                      Дело N 53-Г05-51
                                   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора    Красноярского   края   о   признании    противоречащим
   федеральному   законодательству,  недействующим  и  не   подлежащим
   применению  Закона Красноярского края N 13-3154 от 25 февраля  2005
   года   "О   наделении  органов  местного  самоуправления  некоторых
   муниципальных  образований  края государственными  полномочиями  по
   решению   вопросов  организации  предоставления  общедоступного   и
   бесплатного   начального   общего,   основного   общего,   среднего
   (полного)    общего   образования   по   основным   образовательным
   программам    в    специальных   (коррекционных)    образовательных
   учреждениях,  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях   для
   обучающихся,   воспитанников   с  отклонениями   в   развитии"   по
   кассационным  жалобам  Совета администрации  Красноярского  края  и
   Законодательного   Собрания   Красноярского   края    на    решение
   Красноярского краевого суда от 28 октября 2005 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Маслова   A.M.,   заключение   помощника   Генерального   прокурора
   Российской   Федерации  Н.Ю.  Гончаровой,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Законодательным Собранием Красноярского края 25 февраля 2005 г.
   принят    Закон   N   13-3154   "О   наделении   органов   местного
   самоуправления    некоторых    муниципальных    образований    края
   государственными  полномочиями  по  решению  вопросов   организации
   предоставления  общедоступного  и  бесплатного  начального  общего,
   основного   общего,  среднего  (полного)  общего   образования   по
   основным  образовательным программам в специальных  (коррекционных)
   образовательных   учреждениях,  специальных   учебно-воспитательных
   учреждениях   для  обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями   в
   развитии",  согласно  положениям  которого  исполнительные   органы
   местного    самоуправления   муниципальных   образований   наделены
   государственными   полномочиями   по   организации   предоставления
   общедоступного  и  бесплатного общего, основного  общего,  среднего
   (полного)    общего   образования   по   основным   образовательным
   программам    в    специальных   (коррекционных)    образовательных
   учреждениях,  специальных  учебно-воспитательных  учреждениях   для
   обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Согласно  ст.
   4  настоящий  Закон вступает в силу в день, следующий за  днем  его
   официального опубликования, и действует до 31 декабря 2005 года.
       Прокурор  Красноярского края обратился в  Красноярский  краевой
   суд  с  заявлением  о  признании названного  Закона  противоречащим
   федеральному законодательству и недействующим, в обоснование  своих
   требований   ссылаясь  на  то,  что  Закон  принят   с   нарушением
   требований  п.  1  ст.  72,  п.  2 ст.  76  Конституции  Российской
   Федерации и статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999  года
   N   184-ФЗ   "Об   общих   принципах  организации   законодательных
   (представительных)  исполнительных органов  государственной  власти
   субъектов   Российской   Федерации",  поскольку   органы   местного
   самоуправления  не  могут  наделяться полномочиями,  отнесенными  к
   ведению   органов   государственной  власти  субъектов   Российской
   Федерации    по   решению   вопросов   организации   предоставления
   общедоступного  и бесплатного начального общего, основного  общего,
   среднего  общего образования по основным образовательным программам
   в специальных образовательных учреждениях.
       В  судебном  заседании  прокурор Красноярского  края  поддержал
   заявленные требования.
       Представители  Законодательного Собрания Красноярского  края  и
   губернатора Красноярского края требования прокурора не признали.
       Решением  Красноярского краевого суда от  28  октября  2005  г.
   заявленные  прокурором Красноярского края требования удовлетворены.
   Закон  Красноярского  края N 13-3154 от 25  февраля  2005  года  "О
   наделении  органов местного самоуправления некоторых  муниципальных
   образований края государственными полномочиями по решению  вопросов
   организации предоставления общедоступного и бесплатного  начального
   общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  по
   основным  образовательным программам в специальных  (коррекционных)
   образовательных   учреждениях,  специальных   учебно-воспитательных
   учреждениях   для  обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями   в
   развитии"  признан  противоречащим федеральному законодательству  и
   недействующим с момента принятия.
       Совет   администрации  Красноярского  края  и   Законодательное
   Собрание   Красноярского   края  в  кассационных   жалобах   просят
   указанное решение Красноярского краевого суда отменить.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда   Российской   Федерации  не  находит   оснований   к   отмене
   обжалуемого решения суда.
       Согласно   подпункту  "е"  пункта  1  статьи   72   Конституции
   Российской   Федерации  вопросы  воспитания,  образования,   науки,
   культуры,  физической  культуры  и спорта  находятся  в  совместном
   ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  По
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации издаются федеральные законы и  принимаемые  в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации.
       Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 28 августа 1995 г.  N
   154-ФЗ  "Об  общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации" предусмотрена возможность наделения  органов
   местного  самоуправления  законами  субъекта  Российской  Федерации
   отдельными  государственными полномочиями с  передачей  необходимых
   для их осуществления материальных и финансовых средств.
       При   этом  п.  6  ст.  26.3  названного  Федерального   закона
   предусмотрено,  что  законами  субъекта  Российской   Федерации   в
   порядке,  определенном  федеральным законом, устанавливающим  общие
   принципы   организации   местного   самоуправления   в   Российской
   Федерации,   органы   местного  самоуправления   могут   наделяться
   отдельными   государственными  полномочиями   субъекта   Российской
   Федерации  по решению вопросов, указанных в подпунктах 3,  5,  7  -
   11,  14  - 21, 24, 26, 31 и 37 пункта 2 настоящей статьи (в  части,
   касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за  счет
   средств   бюджета  субъекта  Российской  Федерации),  с   передачей
   органам   местного   самоуправления  необходимых   материальных   и
   финансовых средств.
       Судом  первой  инстанции сделан правильный  вывод  о  том,  что
   органы   государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации
   законом  могут наделять органы местного самоуправления только  теми
   полномочиями,     которые    прямо    предусмотрены     федеральным
   законодательством.
       Принимая  во  внимание,  что федеральным  законодательством  не
   предусмотрена     возможность    передачи    полномочий     органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации  в  ведение
   органов     местного     самоуправления    вопросов     организации
   предоставления  общедоступного  и  бесплатного  начального  общего,
   основного   общего,  среднего  (полного)  общего   образования   по
   основным  образовательным программам в специальных  (коррекционных)
   образовательных   учреждениях,  специальных   учебно-воспитательных
   учреждениях   для  обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями   в
   развитии,    судом   сделан   правильный   вывод   о   противоречии
   оспариваемого Закона положениям федерального законодательства.
       Поскольку  решение такого рода вопросов не отнесено  к  ведению
   органов местного самоуправления, вывод Красноярского краевого  суда
   о  том,  что  оспариваемый  Закон принят с  превышением  полномочий
   Законодательного Собрания Красноярского края является правильным.
       Доводы  кассационных жалоб основаны на неправильном  толковании
   правовых  норм и не могут служить основанием для отмены обжалуемого
   решения суда.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Красноярского краевого суда от 28 октября  2005  г.  -
   оставить  без изменения, а кассационные жалобы Совета администрации
   Красноярского  края и Законодательного Собрания Красноярского  края
   - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Г.В.МАНОХИНА
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                            А.М.МАСЛОВ
                                                          А.В.ХАРЛАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz