ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2006 года
Дело N 45-Г05-35
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Д.
о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области N
190-ОЗ от 25 ноября 2004 года "О социальной поддержке ветеранов в
Свердловской области" в части слов "достигших возраста, дающего
право на трудовую пенсию по старости" противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению с
момента принятия по кассационной жалобе Д. на решение
Свердловского областного суда от 19 октября 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителя заявителя Качанова Р.Е.,
поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения
представителей Законодательного Собрания Свердловской области
Пенегина В.Ю. и губернатора Свердловской области Обрубовой М.Н.,
заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда обоснованным,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Д. обратился в суд с заявлением о признании абзаца первого
статьи 11 Закона Свердловской области N 190-ОЗ в редакции от 16
мая 2005 года "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
области" в части слов "достигших возраста, дающего право на
трудовую пенсию по старости", недействующим и не подлежащим
применению с момента принятия, ссылаясь на то, что названная норма
противоречит федеральному законодательству.
При выполнении обязанности по предоставлению мер социальной
поддержки ветеранов труда Свердловская область приняла норму,
ограничивающую права ветеранов труда на социальное обеспечение и
предусматривающую дополнительное условие для предоставления мер
социальной поддержки - достижение пенсионного возраста.
Нормами подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона
"Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации", абзаца 4 статьи 15 Бюджетного кодекса РФ и
части 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" не
предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти
субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,
осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из
федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе
социальной поддержки ветеранов труда, достигших возраста, дающего
право на трудовую пенсию по старости.
Ограничив круг ветеранов труда, которым предоставляются меры
социальной поддержки, только ветеранами труда, которые достигли
пенсионного возраста, Свердловская область вышла за пределы своей
компетенции.
Кроме этого, оспариваемая норма областного Закона противоречит
статье 28 Федерального закона "О ветеранах" в ее взаимосвязи с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля
1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются
права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом "О
ветеранах", поскольку в соответствии с названной нормой реализация
мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении
ими удостоверений единого образца, установленного для каждой
категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо
Правительством Российской Федерации.
Положение об удостоверении права получения мер социальной
поддержки в соответствии с Законами Свердловской области "О
социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О
социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных
пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области",
утвержденное постановлением правительства Свердловской области от
28 декабря 2004 г. N 1178-ПП, исходит из того, что документом,
удостоверяющим право ветеранов труда на получение мер социальной
поддержки, является не удостоверение "Ветеран труда", а пенсионное
удостоверение.
Оспариваемая норма противоречит преамбуле и статье 1
федерального закона "О ветеранах", поскольку в статье 1
Федерального закона "О ветеранах" указывается на то, что
установление определенных категорий ветеранов (ветераны Великой
Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной
службы, ветераны государственной службы, ветераны труда)
осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной
военной службы, иной государственной службы и продолжительного
добросовестного труда.
Помимо этого, оспариваемая норма областного Закона противоречит
части 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", в единстве с
положением статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" которыми
предусматривается, что субъекты РФ при установлении в своих
законах конкретных мер социальной поддержки ветеранов труда и иных
категорий обязаны действовать исключительно в рамках указанных в
части 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" видов мер
социальной поддержки и не ограничивать и не расширять ни перечень
субъектов-получателей мер социальной поддержки, ни перечень самих
видов мер социальной поддержки.
Свердловская область при установлении мер социальной поддержки
только в отношении тех ветеранам труда, которые достигли возраста,
дающего право на трудовую пенсию по старости, не руководствовалась
нормами Федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Кроме этого, принятой оспариваемой нормой областного Закона
нарушается его право на социальное обеспечение, которое он мог бы
иметь при условии принятия областного Закона соответствующего
требованиям Федерального законодательства.
Решением Свердловского областного суда от 19 октября 2005 года
постановлено: в удовлетворении заявления Д. о признании абзаца
первого статьи 11 Закона Свердловской области N 190-ОЗ от 25
ноября 2004 года "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской
области" в части слов "достигших возраста, дающего право на
трудовую пенсию по старости" противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению с
момента принятия - отказать.
Д. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.
Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал
неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной
поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по
состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
До введения в действие изменений от 22.08.04 N 122-ФЗ в ст. 22
вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки
получали только те ветераны труда, которые имели право на
получение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 11 ч. 1 п. 1 областного Закона N 190 от
25 ноября 2004 года для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним
по состоянию на 31 декабря 2004 года, настоящим Законом
Свердловской области устанавливаются следующие меры социальной
поддержки:
1) оплата в размере 50% занимаемой ими и совместно с ними
проживающими нетрудоспособными членами их семей, находящимися на
их полном содержании или получающими от них помощь, которая
является постоянным и основным источником средств к существованию,
общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах-
занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы,
установленной Законом Свердловской области, в жилищном фонде
независимо от формы собственности;
2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в
соответствии с перечнем и в пределах нормативов, устанавливаемых
правительством Свердловской области;
3) оплата в размере 50 процентов лицами, проживающими в домах,
не имеющих центрального отопления, стоимости топлива,
приобретаемого в пределах нормативов, установленных правительством
Свердловской области, и транспортных услуг по доставке этого
топлива;
4) компенсация 50 процентов расходов на оплату по действующим
тарифам абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и
коллективной телевизионной антенной;
5) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за
исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и
металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях
здравоохранения по месту жительства;
6) бесплатный проезд по территории Свердловской области на всех
видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на
автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси)
пригородных и междугородных маршрутов в случае, если перевозка
пассажиров осуществляется государственными или муниципальными
организациями, а при отсутствии государственных и муниципальных
организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на
соответствующей территории, - иными организациями, включенными в
перечни, утверждаемые в порядке, предусмотренном в части второй
пункта 2 статьи 14 настоящего Закона Свердловской области;
7) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда по
территории Свердловской области на железнодорожном и водном
транспорте пригородного сообщения в период с 1 января по 15 мая
включительно и с 1 октября по 31 декабря включительно;
8) сохранение обслуживания в областных государственных
организациях здравоохранения, к которым указанные лица были
прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
9) внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с
Территориальной программой государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской
области, бесплатной медицинской помощи в областных государственных
организациях здравоохранения.
Порядок предоставления на территории Свердловской области мер
социальной поддержки, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 части
первой настоящей статьи, устанавливается законами и иными
нормативными правовыми актами Свердловской области, в подпунктах 8
и 9 части первой настоящей статьи - нормативными правовыми актами,
издаваемыми правительством Свердловской области.
Областным законом от 16 мая 2005 года принят Закон Свердловской
области N 44-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области
"О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", пунктом
12 которого абзац первый части первой статьи 11 после слов "года"
дополнен словами "достигших возраста, дающего право на трудовую
пенсию по старости".
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований
сделан правильно, поскольку ст. 22 Закона "О ветеранах" не
содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной
поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, и не
определяет категории ветеранов труда, на которые эти меры должны
распространяться. Таким образом, субъект РФ был вправе
самостоятельно урегулировать данный вопрос и отразить свою позицию
в соответствующем законе.
Анализ ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в
совокупности с положениями ст. 15 Бюджетного кодекса РФ и
содержанием норм Федерального закона "О ветеранах", а также
Постановления Правительства РФ N 423 "Об удостоверениях, на
основании которых реализуются права и льготы ветеранов,
предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" свидетельствует
о том, что субъекты Российской Федерации с учетом возможностей
бюджета вправе предоставить меры социальной поддержки только тем
ветеранам труда, которые имеют право на получение трудовой пенсии
по старости.
Необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе,
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов,
подтверждающих законность решения суда, которые Судебная коллегия
считает правильными, в связи с чем отсутствует необходимость в
приведении в кассационном определении аналогичных мотивов, которым
дана оценка.
Нормы материального права применены судом правильно,
процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Свердловского областного суда от 19 октября 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Д. - без
удовлетворения.
|