МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2006 г. N 01-73/07-01
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В XI (XII) КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ
В соответствии с "Положением о государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных
учреждений Российской Федерации" (письмо Министерства образования
Российской Федерации от 04.02.2003 N 03-51-17ин/13-03) письменный
экзамен выпускников XI (XII) классов общеобразовательных
учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году
проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием
(выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется
выпускнику).
Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе
будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений,
сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы
основываются на обязательных минимумах содержания основного общего
и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования
России от 19.05.1998 N 1236 и от 30.06.1999 N 56), а также на
государственных стандартах основного общего и среднего (полного)
общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N
1089).
Перечень тем сочинений обновлен на 20%. Темы сочинений в каждом
комплекте подобраны таким образом, чтобы были представлены три
литературных эпохи: произведения первой половины XIX века (или
древнерусской или XVIII века), произведения второй половины XIX
века, произведения XX века. При составлении каждого
экзаменационного комплекта реализована установка на включение
произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам.
В каждом комплекте предусмотрены темы различного уровня сложности.
Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому
языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в
2005/06 учебном году сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в
каждом комплекте). Каждый комплект сформирован в соответствии со
следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта XIX - XX века или анализ эпизода
из художественного произведения русской литературы XIX - XX века
(эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или
высказывания о произведении (автор и произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и
произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и
произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-
общественными понятиями (указан XIX или XX век; произведение
русской литературы выбирает учащийся).
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену
по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной
школы в 2005/06 учебном году" будет опубликован в третьей декаде
марта 2006 года, "Комплекты тем сочинений для проведения
письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс
средней общеобразовательной школы в 2005/06 учебном году" - во
второй декаде мая 2006 года. Эти материалы будут отправлены в
органы управления образованием субъектов Российской Федерации
электронной почтой и размещены в Интернете на сайте Рособрнадзора
(www.obrnadzor.gov.ru).
Экзаменационные материалы для проведения изложений с творческим
заданием будут направлены в марте-апреле в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее
порядке. Тиражирование текстов изложений с творческим заданием
осуществляют государственные органы управления образованием
субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность.
Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения
или фрагмент критической статьи, связанный с изученным
художественным произведением.
В каждое общеобразовательное учреждение направляются два
варианта текста для изложения. Выбор текста из предложенных
вариантов осуществляет учитель. Учащимся предоставляется право
писать как подробное, так и сжатое изложение. Подробно методика
проведения изложений представлена в письме Департамента общего
образования Минобразования России от 20.03.2003 N 13-51-51/13.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
ОБРАЗЦЫ
КОМПЛЕКТОВ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ
Комплект N 1
1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы "Фаталист" романа
М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").
СЦЕНА ДУЭЛИ ПЕЧОРИНА С ГРУШНИЦКИМ. (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ ГЛАВЫ
"КНЯЖНА МЕРИ" РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"). <1>
--------------------------------
<1> Некоторые темы, включенные в "Перечень...", выпускник школы
с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный
курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне..." под одним
номером.
2. "Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая через
человеческую душу..." (К.Д. Бальмонт). <2>
--------------------------------
<2> Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на
примере не менее 2 - 3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с
произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1 -
2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению
выпускника).
3. а) Смысл названия драмы А.Н. Островского "Гроза".
б) Тема утраченных иллюзий в драме А.Н. Островского
"Бесприданница".
4. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.
5. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины
от лжи..." (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской
литературы XX века).
Комплект N 2
1. Стихотворение А.А. Ахматовой "Песня последней встречи".
(Восприятие, истолкование, оценка).
СТИХОТВОРЕНИЕ А.А. АХМАТОВОЙ "СЕГОДНЯ МНЕ ПИСЬМА НЕ
ПРИНЕСЛИ...". (ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА)
2. В чем смысл "открытого" финала комедии А.С. Грибоедова "Горе
от ума"?
3. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.
4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького "На дне".
5. "Защита Родины есть защита и своего достоинства" (Н.К.
Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы
XX века).
|