Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 14.02.2006 N 12580/05 ПО ДЕЛУ N А40-59287/04-125-586 С МОМЕНТА ПРЕКРАЩЕНИЯ КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ЕДИНОЛИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦО, ЧЬИ ПОЛНОМОЧИЯ КАК РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕКРАЩЕНЫ, ПО СМЫСЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ" НЕ ВПРАВЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 14 февраля 2006 г. N 12580/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К., Вышняк  Н.Г.,  Иванниковой
   Н.П.,  Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л.,
   Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
       рассмотрел  заявление общества с ограниченной  ответственностью
   "Грэйди"  о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного  суда
   города  Москвы  от  22.02.2005  по делу  N  А40-59287/04-125-586  и
   постановления Федерального арбитражного суда Московского округа  от
   06.07.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от   заявителя   -  общества  с  ограниченной  ответственностью
   "Грэйди" - Бекетова А.Б., Суржик А.Ф.;
       от Инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по городу Москве
   - Конева Е.В., Тимофеев С.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи Иванниковой  Н.П.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Общество  с  ограниченной ответственностью  "Грэйди"  (далее  -
   общество  "Грэйди") обратилось в Инспекцию Министерства  Российской
   Федерации   по   налогам   и   сборам  N   22   по   Юго-Восточному
   административному  округу  города  Москвы  (в  настоящее  время   -
   Инспекция  Федеральной  налоговой службы N  22  по  городу  Москве;
   далее  -  инспекция)  -  регистрирующий орган  -  с  заявлениями  о
   внесении  в Единый государственный реестр юридических лиц (далее  -
   государственный  реестр) записей, изменяющих ранее содержавшуюся  в
   государственном  реестре  информацию  об  обществе  "Грэйди"  и  не
   связанных  с  изменением его учредительных документов, в  частности
   об  изменении  сведений  о  лице, имеющем  право  без  доверенности
   действовать   от   имени   данного  общества;   о   государственной
   регистрации   изменений,   вносимых   в   учредительные   документы
   названного общества.
       Указанные  заявления  подписаны  новым  руководителем  общества
   "Грэйди", сведений о котором в государственном реестре не  было.  К
   заявлениям  наряду  с  другими документами было  приложено  решение
   единственного  участника  упомянутого общества  об  избрании  лица,
   подписавшего заявления, генеральным директором.
       По  результатам рассмотрения представленных заявлений инспекция
   не   изменила  имеющиеся  в  государственном  реестре  сведения   о
   генеральном  директоре общества "Грэйди", а также  приняла  решение
   от  14.10.2004  об отказе в государственной регистрации  изменений,
   вносимых в учредительные документы общества.
       Общество  "Грэйди", не согласившись с этим решением, обратилось
   в   Арбитражный  суд  города  Москвы  с  требованием  о   признании
   недействительным  решения  инспекции об  отказе  в  государственной
   регистрации   изменений,   связанных  с   внесением   изменений   в
   учредительные    документы,   признании   незаконным    бездействия
   инспекции,  выразившегося  в  несовершении  действий  по   принятию
   решения  по вопросу регистрации изменений, не связанных с внесением
   изменений    в    учредительные   документы,    и    обязании    ее
   зарегистрировать    изменения    и    выдать    свидетельство     о
   государственной регистрации.
       Решением   Арбитражного  суда  города  Москвы   от   22.02.2005
   бездействие  инспекции,  выразившееся в  несовершении  действий  по
   принятию  решения по вопросу регистрации изменений, не связанных  с
   внесением  изменений в учредительные документы  общества  "Грэйди",
   признано   незаконным.  В  удовлетворении  требования  о  признании
   недействительным  отказа  инспекции в  государственной  регистрации
   изменений,   связанных  с  внесением  изменений   в   учредительные
   документы  названного общества, обязании ее зарегистрировать  их  и
   выдать   свидетельство  о  государственной  регистрации   изменений
   отказано,  поскольку  суд  счел  поданные  в  инспекцию  от   имени
   общества  "Грэйди"  заявления подписанными неуполномоченным  лицом,
   так  как  при смене единоличного исполнительного органа в инспекцию
   должно  быть  направлено заявление, подписанное лицом,  сведения  о
   котором  содержатся  в  государственном реестре,  то  есть  прежним
   руководителем.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от 06.07.2005 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных  актов
   общество  "Грэйди"  просит  их отменить, ссылаясь  на  неправильное
   применение судами норм материального права.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   объяснениях  присутствующих в заседании представителей  участвующих
   в  деле  лиц,  Президиум  считает,  что  обжалуемые  судебные  акты
   подлежат  отмене,  дело - направлению на новое рассмотрение  в  суд
   первой инстанции по следующим основаниям.
       Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от
   08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических  лиц
   и  индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон  о  регистрации)
   сведения   о   единоличном   исполнительном   органе   обществ    с
   ограниченной    ответственностью   содержатся   в   государственном
   реестре.
       При  смене  единоличного исполнительного органа соответствующие
   изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу  пункта
   2  статьи  17  Закона о регистрации на основании представленного  в
   регистрирующий  орган заявления. Согласно пункту 1 статьи  9  этого
   Закона  такое  заявление  удостоверяется  подписью  уполномоченного
   лица.
       Суды  истолковали  указанную  норму  права  в  совокупности   с
   положениями  абзаца первого пункта 4 статьи 5 Закона о  регистрации
   таким   образом:   поскольку   сведения  государственного   реестра
   считаются   достоверными   до  внесения   в   них   соответствующих
   изменений,  заявление  должно быть подписано  лицом,  информация  о
   котором как о руководителе имеется в названном реестре.
       Между тем такой вывод судов является ошибочным.
       В  случае  подачи заявления об изменении сведений о единоличном
   исполнительном  органе  общества  с  ограниченной  ответственностью
   новые   сведения   всегда  отличаются  от  данных  государственного
   реестра,  а само обращение общества в регистрирующий орган  вызвано
   необходимостью устранить это несоответствие.
       При  этом  пункт  1  статьи  9 Закона  о  регистрации  к  числу
   заявителей     относит    руководителя    постоянно    действующего
   исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
       Рассмотрение     вопросов    об    образовании     единоличного
   исполнительного  органа общества с ограниченной ответственностью  и
   досрочном  прекращении его полномочий согласно пункту 3  статьи  91
   Гражданского  кодекса  Российской Федерации,  пункту  2  статьи  33
   Федерального  закона  от  08.02.1998  N  14-ФЗ  "Об   обществах   с
   ограниченной  ответственностью"  (далее  -  Закон  об  обществах  с
   ограниченной    ответственностью)   относится   к    исключительной
   компетенции общего собрания участников общества.
       Закон  не  связывает возникновение либо прекращение  полномочий
   единоличного   исполнительного   органа   с   фактом   внесения   в
   государственный реестр таких сведений.
       Поэтому  с  момента прекращения компетентным органом управления
   полномочий   единоличного   исполнительного   органа   лицо,    чьи
   полномочия  как  руководителя  организации  прекращены,  по  смыслу
   пункта   3   статьи   40   Закона  об  обществах   с   ограниченной
   ответственностью  не вправе без доверенности действовать  от  имени
   общества,   в  том  числе  подписывать  заявление  о   внесении   в
   государственный реестр сведений о новом единоличном  исполнительном
   органе (генеральном директоре).
       В  суд  первой  инстанции  были  представлены  протокол  общего
   собрания участников общества "Грэйди", которым оформлены решения  о
   прекращении полномочий бывшего генерального директора и  назначении
   нового, а также приказ о вступлении в должность последнего.
       Следовательно,  направленное  обществом  "Грэйди"  в  инспекцию
   заявление  не  могло  быть  расценено судами  как  ненадлежащее  по
   причине  его  подписания  новым руководителем  и  повлечь  на  этом
   основании    отказ   в   государственной   регистрации    изменений
   (применительно  к  положениям подпункта  "а"  пункта  1  статьи  23
   Закона о регистрации).
       При  таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты  подлежат
   отмене  в  силу  пункта  1 статьи 304 Арбитражного  процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  как  нарушающие   единообразие   в
   толковании и применении арбитражными судами норм права.
       Дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
       При   новом   рассмотрении   спора  суду   следует   проверить,
   соответствуют  ли поданные в инспекцию заявления общества  "Грэйди"
   требованиям  законодательства,  в  том  числе  был  ли  представлен
   необходимый комплект документов, и с учетом этого принять решение.
       Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 303, пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2005 по делу N
   А40-59287/04-125-586  и  постановление  Федерального   арбитражного
   суда Московского округа от 06.07.2005 по названному делу отменить.
       Дело  направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  города
   Москвы.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz