МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
13 февраля 2006 г.
N 676-РХ
В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря
2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2006 год", постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О
порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на
выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных
образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а
при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения
субъекта Российской Федерации), государственного задания по
оказанию дополнительной медицинской помощи" предусмотрено
осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-
педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам),
медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых,
медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых,
медицинским сестрам врачей общей практики за оказание
дополнительной медицинской помощи в рамках выполнения
государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Отвечая на вопросы, возникающие при осуществлении денежных
выплат, Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации разъясняет:
1. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30
декабря 2005 N 816 "Об утверждении Методических рекомендаций по
оформлению в 2006 году трудовых отношений между врачами-
терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами
общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами
участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами
участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами
врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных
образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а
при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения
субъекта Российской Федерации)" установлено, что дополнительное
соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с
выполнением государственного задания на оказание дополнительной
медицинской помощи заключается с работником, занимающим штатную
должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с
соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного
населения.
Установленная соответствующая численность обслуживаемого
прикрепленного населения определена в 1700 человек для
терапевтических участков (приказ Министерства здравоохранения СССР
от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского,
фармацевтического персонала и работников кухонь центральных
районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и
поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с
населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в
сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов", приказ
Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 года N 999 "О
штатных нормативах медицинского и педагогического персонала
городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше
25 тысяч человек"), в 1500 человек для участков врачей общей
практики и в 1200 человек для участков семейных врачей (приказ
Минздрава России от 21 марта 2003 года N 112 "О штатных нормативах
центра, отделения общей врачебной (семейной) практики"), в 800
человек для педиатрических участков (приказ Минздрава России от 16
октября 2001 года N 371 "О штатных нормативах медицинского и
педагогического персонала детских городских поликлиник
(поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч
человек").
Вместе с тем, Минздравсоцразвития России считает возможным в
исключительных случаях с соответствующим обоснованием, разрешить
осуществление денежных выплат медицинским работникам,
обслуживающим малокомплектные терапевтические и педиатрические
врачебные участки (ниже установленных нормативов на 200 человек),
в случае занятия ими штатной должности в объеме не менее 1 ставки.
При этом руководителям органов управления здравоохранением
муниципальных образований рекомендуется в целях улучшения качества
и доступности медицинской помощи, ее профилактической
направленности, эффективного использования ресурсов
здравоохранения, провести оптимизацию сети первичного звена
здравоохранения в целях приведения в соответствие с функциями,
объемом и характером деятельности.
Предусмотреть, особенно в сельской местности, организацию
первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей
практики (семейного врача), а также рассчитывать штатные нормативы
амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом возрастно-полового
состава, географических и иных особенностей территорий.
2. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" органы местного самоуправления при
отсутствии на территории муниципального района (городского округа)
учреждений здравоохранения муниципального образования, а также
учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и наличии иных
медицинских организаций (федеральных учреждений здравоохранения,
медицинских организаций независимо от ведомственной
принадлежности), могут реализовать свои полномочия через
упомянутые организации, посредством издания муниципального
правового акта о формировании и размещении в данных организациях
муниципального заказа на основании муниципального контракта,
заключаемого в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
В этом случае медицинские работники указанных медицинских
учреждений могут участвовать в оказании дополнительной медицинской
помощи и соответственно получать установленную денежную выплату на
основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
3. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР
от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского,
фармацевтического персонала и работников кухонь центральных
районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и
поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с
населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в
сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" в участковых
больницах и амбулаториях, расположенных в сельской местности, для
оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению
предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
При установлении, что врачи указанных категорий фактически
работают по участковому принципу и выполняют обязанности врачей-
терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых в полном
объеме, руководители органов управления здравоохранением
муниципальных образований, в рамках полномочий, предусмотренных
статьей 8 "Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан", в зависимости от конкретных условий труда,
могут вводить вместо должностей врачей-терапевтов и врачей-
педиатров соответственно должности врачей-терапевтов участковых и
врачей-педиатров участковых.
4. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской федерации от 29 июля 2005 года N
487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-
санитарной помощи" задачи учреждений по оказанию первичной медико-
санитарной помощи выполняются медицинскими работниками данных
учреждений, в том числе специалистами со средним медицинским
образованием.
В штатных нормативах медицинского персонала для оказания
амбулаторно-поликлинической помощи населению предусмотрены
должности медицинских сестер участковых терапевтических,
педиатрических участков и медицинских сестер врача общей практики,
устанавливаемые из расчета врачебных должностей.
Однако, если указанные категории медицинских сестер работают на
врачебных участках, неукомплектованных врачебными кадрами или
работают с фельдшерами, обслуживающими данный участок, и исполняют
в рамках своей компетенции, должностные обязанности в полном
объеме (не менее одной ставки), с соответствующей численностью
обслуживаемого прикрепленного населения, то они могут получать
установленную денежную выплату на основании дополнительного
соглашения к трудовому договору.
Р.А.ХАЛЬФИН
|