МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2006 г. N 83
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ И НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Правоприменительная практика в таможенных органах Российской
Федерации свидетельствует о том, что не везде ведомственный
контроль за соблюдением законов в сфере внешнеэкономической
деятельности организован надлежащим образом.
Начальники таможен не в полной мере реализуют предоставленные
им полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих
совершению правонарушений и преступлений в таможенной сфере, по
защите прав граждан, интересов государства и общества.
Расследование уголовных дел о контрабанде, уклонении от уплаты
таможенных платежей зачастую ведется не оперативно, с нарушением
требований процессуального законодательства и, как следствие,
влечет его бесперспективность.
В целях усиления контроля за соблюдением законности при
рассмотрении сообщений с признаками преступлений, относящихся к
компетенции таможенных органов, производстве дознания, неотложных
следственных действий по уголовным делам приказываю:
1. Начальникам таможен разработать и реализовать комплекс мер
по совершенствованию механизма ведомственного контроля,
направленных на соблюдение законности при рассмотрении сообщений о
преступлениях, относящихся к компетенции таможенных органов,
производстве дознания и проведении неотложных следственных
действий по уголовным делам:
1) исключить практику возбуждения дел об административных
правонарушениях (далее - дел об АП) в отношении физических лиц при
наличии в их действиях признаков уголовно-наказуемого деяния;
2) взять под особый контроль расследование и рассмотрение дел
об АП, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9,
16.17, 16.18, 16.19, 16.20, 16.21, 16.22 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, и привлекать в
случаях ненаправления или несвоевременного направления в
подразделения дознания материалов с признаками таможенных
преступлений, усматривающихся в материалах дел об АП, для принятия
решения в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации к дисциплинарной ответственности
должностных лиц, осуществляющих производство по указанным делам;
3) организовывать с участием должностных лиц правоохранительных
подразделений выборочные проверки документов таможенного
оформления и таможенного контроля после выпуска товаров, а также
документов по начислению и взысканию таможенных платежей, по
корректировке таможенной стоимости на предмет наличия в них
информации о признаках преступлений;
4) возложить персональную ответственность на начальников
таможен и их заместителей по правоохранительной деятельности за
законность и обоснованность заведения и прекращения дел
оперативного учета и привлекать виновных должностных лиц к
дисциплинарной ответственности в случае выявления фактов
бездеятельности оперативно-разыскных подразделений;
5) принимать исчерпывающие меры к установлению по уголовным
делам лиц, совершивших преступления в таможенной сфере, с
привлечением оперативно-разыскных подразделений, путем направления
поручений на их оперативное сопровождение;
6) закрепить за оперативно-разыскными подразделениями
квалифицированных сотрудников подразделений дознания, имеющих
соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну, для оценки оперативных материалов перед
заведением дел оперативного учета и на стадии подготовки к их
реализации с целью определения судебной перспективы, направлений
дальнейшей работы по добыванию и документированию необходимых по
уголовным делам доказательств;
7) усилить контроль за качеством материалов, передаваемых в
подразделения дознания из функциональных и оперативных
подразделений, которые должны содержать достаточные данные для
принятия по ним процессуальных решений, предусмотренных статьей
145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
8) обратить особое внимание на законность и своевременность
возбуждения уголовных дел, качество и полноту проведения
доследственных проверок, неукоснительное соблюдение уголовно-
процессуального законодательства при расследовании уголовных дел,
обоснованность принятия решений об отказе в возбуждении уголовных
дел, освобождения от наказания лиц, привлекаемых к уголовной
ответственности, и прекращения производства по делам;
9) обеспечить тесное взаимодействие с органами прокуратуры при
осуществлении процессуальной деятельности;
10) инициировать проведение координационных совещаний
правоохранительных органов при соответствующих прокурорах с целью
выработки единой правоприменительной практики и определения
порядка обмена информацией о результатах расследования уголовных
дел, переданных по подследственности;
11) проводить анализ сведений о направленных в другие
правоохранительные органы материалах, содержащих сообщения о
преступлении, и информировать органы прокуратуры;
12) соблюдать в ходе расследования уголовных дел требования
закона, регламентирующие изъятие, осмотр товаров, признание их
вещественными доказательствами;
13) принимать при расследовании уголовных дел для обеспечения
исполнения приговоров, в части гражданского иска, в порядке,
предусмотренном статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации, процессуальные меры по наложению ареста на
имущество подозреваемых, обвиняемых в целях возмещения
причиненного государству и другим лицам материального ущерба;
14) усилить меры по обеспечению сохранности товаров, являющихся
вещественными доказательствами, при передаче уголовных дел по
подследственности, обратив особое внимание на оформление
относящихся к ним документов;
15) информировать через средства массовой информации
общественность о принимаемых таможенными органами мерах по борьбе
с таможенными преступлениями и правонарушениями, разъяснять
правовые последствия нарушений закона.
2. Начальникам оперативных таможен обеспечить повышение
эффективности организационно-методической работы по соблюдению
уголовно-процессуального законодательства при проведении
доследственных проверок и дознания в подчиненных таможенных
органах, а также качества профессиональной подготовки дознавателей
в рамках проведения семинаров и принятия зачетов.
3. Начальникам Управления таможенных расследований и дознания
А.А. Шабунину и оперативных таможен при рассмотрении проектов
выносимых таможнями постановлений о прекращении производства по
делам об АП до передачи дела на рассмотрение и определений об
отказе в возбуждении дел об АП, квалифицированным по статьям
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящего Приказа, обеспечить
проверку таких материалов и направление их при наличии признаков
уголовно-наказуемых деяний в соответствующее подразделение
дознания.
4. Начальнику Главного управления информационных технологий
Л.М. Ухлинову совместно с директором ГНИВЦа ФТС России С.П.
Гусевым внести до 1 апреля 2006 года в программное средство АИС
"Правоохрана" изменения и дополнения в части учета сведений по
делам об АП о суммах неуплаченных таможенных платежей и стоимости
товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу
Российской Федерации.
5. Начальникам таможенных органов Российской Федерации довести
положения настоящего Приказа до сведения подчиненных должностных
лиц и обеспечить его неукоснительное выполнение.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
|